Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
Единая дежурно-диспетчерская служба появилась в Ревде относительно недавно — шесть лет назад. Одни ревдинцы воспринимают ее как справочный пункт, аналог ушедшего в историю 09. Другие — как службу, в которую можно позвонить и сообщить информацию для вызова экстренных оперативных служб города (пожарная служба, полиция, скорая помощь и газовая служба). А третьи и вовсе не знают о существовании ЕДДС. Накануне дня рождения ревдинской Единой дежурно-диспетчерской службы, мы узнали, как они живут, чем занимаются, и какие глобальные изменения ждут не только их, но и всех жителей страны.
ЕДДС начала свою работу с 1 января 2012 года. Создана служба на основании Постановления главы городского округа 26 декабря 2011 года. Этот день, в принципе, можно считать днем рождения. На первых этапах оперативный дежурный ЕДДС работал совместно с дежурными Отдела гражданской защиты. В июне 2012 года отдел ликвидировали, и Единая дежурно-диспетчерская служба приступила к круглосуточной работе в структуре «Управления административно-хозяйственного управления», которым руководит Геннадий Шалагин.
— Основной задачей ЕДДС является прием сигналов оповещения гражданской обороны от вышестоящих органов управления системы МЧС России и доведение их до администрации города, комиссий и городских служб экстренного реагирования, — рассказывает начальник Единой дежурно-диспетчерской службы Андрей Петряков. — Также мы принимаем сообщения чрезвычайных ситуациях и происшествиях от дежурно-диспетчерских служб и населения города. Заявки фиксируем, доводим до администрации и экстренных оперативных служб, в чьей компетенции находится данная ситуация. Ну и, конечно, контролируем ее устранение.
Кураторами деятельности ЕДДС являются не только администрация города, но и Главное управление МЧС России по Свердловской области и Министерство общественной безопасности Свердловской области. Мы спросили, какие сигналы от них получала наша служба и, к счастью, эти сигналы пока ежемесячно поступают только учебно-тренировочными. А что было бы в противном случае?
— В городе существует план гражданской обороны, который вводится в военное время. За его разработку и корректировку отвечает орган специально уполномоченный на решение задач по ГО и ЧС созданный при администрации города. Данный план вводится в действие по строго установленному сигналу оповещения гражданской обороны, который приходит из МЧС России.
Задача ЕДДС получить и передать этот самый сигнал ответственному лицу в администрацию города.
В остальном, ЕДДС работает практически только с дежурно-диспетчерскими службами организаций, служб экстренного реагирования и населением. В службе трудятся 17 человек. Помимо начальника Андрея Петрякова и двух заместителей, есть дежурная смена. Она состоит из трех человек — старший смены и два специалиста по приему и обработке экстренных вызовов. Каждая смена длится 24 часа.
В оперативном зале светло и очень уютно. Старший смены Сергей Георгиевич сидит в окружении раций, телефонов и мониторов. Напротив — два специалиста по приему и обработке экстренных вызовов с головными микрофонами ведут прием сообщений по единому номеру вызова 112». Именно они первыми принимают звонки все сообщения о чрезвычайных ситуациях и происшествиях произошедших на территории города. Очень много в ЕДДС поступает звонков справочного характера. Когда звонят люди и о чем-то интересуются. Это не компетенция диспетчерской службы, но они все равно стараются помочь и по возможности подсказывают. Всего на обработку вызова по нормативам уходит не более трех минут.
Обязанность специалиста — принять любой сигнал. Человек утонул — звонят им. Лес горит — тоже сообщают. Заминировали здание — обязательно обрабатывают сигнал. И все сообщения передают в дежурные службы экстренных оперативных служб города в чью компетенцию входит данное сообщение.
В день ЕДДС принимает по 60-100 звонков. Когда происходит крупное происшествие, в том числе отключение света в жилых кварталах, может поступить и до 400 сообщений. А когда летом по Ревде прошелся ураган, вызовов было гораздо больше. Но скоро службу ждет существенное изменение. Во исполнении Указа президента с 1 января 2018 года на всей территории России должна заработать система экстренных вызовов 112.
— Да, Россия идет по аналогу Европы, — рассуждает Андрей Петряков. — У них 911, у нас 112. Там себя эта система оправдала, значит и у нас приживется. Стоит отметить, что параллельно с номером 112 будут продолжать действовать старые привычные нам номера телефонов 01, 02, 03, 04.
Все-таки ЕДДС — это не справочная служба и не диспетчерская служба управляющей компании. Поэтому если у вас побежал кран дома или перегорела лампочка в подъезде нужно звонить в управляющую компанию, а не в ЕДДС. Единая дежурно-диспетчерская служба принимает более серьезные, масштабные сигналы для привлечения к реагированию на которые задействуются силы служб экстренного реагирования города. К примеру, если случился пожар или произошло серьезное ДТП с пострадавшими. Если началось наводнение или вообще упал самолет. В этом плане, нам всем хочется, чтобы работы у ЕДДС было меньше.
Впрочем, за эффективность нашей службы не стоит переживать. Буквально на днях ревдинцы из рук руководителя областного МЧС получили диплом третьей степени за победу в областном смотре-конкурсе «Лучшая единая дежурно-диспетчерская служба» среди муниципальных образований Свердловской области.
Андрей АГАФОНОВ