Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
24 апреля народный театральный коллектив «Провинция» под руководством Людмилы Копытовой приглашает ревдинцев на премьеру спектакля «Охота на львов, или страсти по каралинду». Вся постановка от названия до заключительной сцены — соединение несоединимого, правдивый абсурд. А как иначе можно рассказать о квартире — «дворянско-рабоче-крестьянском гнезде», где действие происходит в начале 2000-х годов, и где живут три поколения одной семьи? Вроде бы правдивая ситуация в немного сумасшедшие годы. Но, абсурдное, немного непонятное, и от того интригующее начинается сразу же — с первой фразы.
В заложниках у «мужчины мечты»
Перед нами — обычная семья. Федор Тимофеевич (Валерий Сметанин), в прошлом профессор мифологии, восседая на стремянке, напевает странные слова: «Енги-банг каралинду. Дундуран халам-бунду». И это не бессмысленный набор слов, как можно подумать, а африканская свадебная песня с вполне адекватным переводом. Рядом жена Лидия Николаевна (Елена Носкова) — сталинистка, преподаватель научного коммунизма в советские годы, в вытянутых трениках, которая радостно сообщает мужу новость: теперь она знает, где лучше собирать бутылки.
А дальше, как в сказке. Появляется умница внучка, прекрасная Елена (Александра Градская) — бывший бухгалтер страховой фирмы в сером халатике. Мама девушки Марина (Наталья Гераскина) — челночница, только что приехавшая из Стамбула. Глядя на «серый», невзрачный внешний вид дочери, она предупреждает: «А если вдруг мужчина, о котором ты мечтаешь, в дверь позвонит, случайно. А ты? Посмотри на себя».
И он позвонил — «мужчина мечты», бизнесмен Юрий Владимирцев (Андрей Агафонов). По совместительству, владелец той самой страховой фирмы, из которой он же буквально на днях уволил Елену за то, что она не умеет правильно одеваться. И вот — многообещающее рандеву. Он — при костюме. Она — в шортиках в обтяжку и маечке с большим вырезом. Только почему-то вместо признания в любви «мужчина мечты» вместе с телохранителем Боликом (Иван Зинченко) берет семью Елены в заложники...
Дальше странных персонажей на сцене станет еще больше. Появится Костя (Павел Белоусов), сын профессора и муж Марины, алкоголик-ученый, собирающий грибы. Затем предводитель районного дворянства Сергей Артамонович (Максим Шевчук), владеющий искусством троекратного поцелуя. Да еще два героя, которых в московской квартире представить ну просто невозможно. И вместе они проведут незабываемое время, где все будет так по-нашему: застолье, дуэль, совместный бизнес. Семья профессора, несмотря на то, что находится в заложниках, совершит благородный поступок — невероятным образом спасет жизнь бизнесмену. А Юрий Юрьевич…
Загадочная «каралинду»
Что ж, оставим необычно-обычный финал этой истории — для зрителя. Все актеры загадочно улыбаются, говоря о кульминации.
— Финал будет невероятным, он выбьется из всего, что происходит. Случится ли эффект «вау» — не знаю, но будет 100% неожиданно, — рассказал Андрей Агафонов.
Но, несмотря на комедийный сюжет, актеры считают, что на этот спектакль нужно идти не как на легкую «развлекаловку».
— Здесь скрыт очень глубокий смысл, между строк многое можно прочитать, — поясняет Наталья Гераскина. — Хочется, чтобы зрители поняли пьесу, а вместе с тем отдохнули, порадовались, ведь столько проблем вокруг.
Но как понять пьесу, в которой название похоже на набор слов? Какая может быть охота на львов в постсоветской Москве, да еще и в одной отдельно взятой квартире? Но вдруг, глядя на происходящее сцене, начинаешь понимать, что эта «охота на львов» превращается в охоту на человеческие слабости, а каждый герой пьесы может стать и охотником, и жертвой одновременно. В общем, какая-то загадочная «каралинду» для зрителя.
Каждый актер, похож он или нет на своего героя, готов говорить о своей роли подолгу. К примеру, Максим Шевчук, который сыграет дворянина Сергея Лукошкина. Эта роль является, пожалуй, одной из самых сложных. Молодому актеру тридцати лет приходится играть 60-летнего господина с совершенно другим укладом жизни и образом мышления. Для этого необходимо менять в себе всё: начиная с внешности и заканчивая голосом и манерами. Еще на первой репетиции Максим услышал от режиссера, что будет играть старичка.
— Я думаю: «Ну не на стремянке же я буду сидеть». А выбор только из Федора Тимофеевича и Сергея Артамоновича. Меня увидели в роли дворянина. Пришлось адаптироваться, подстраивать свой организм, находить какие-то фишки, плюсы
В своих рассказах актеры театра «Провинция» удивительным образом выделяют это соединение несоединимого, что так характерно для всей пьесы. Например, Иван Зинченко, исполнитель роли телохранителя Болика, является художественным руководителем Дворца культуры Дегтярска, а играет роль недалекого и непрофессионального охранника.
— Как бы вы охарактеризовали вашего персонажа? — спрашиваю я.
— Он тупой, — смеясь, коротко отвечает актер.
И тут же Иван приводит фразу своего героя из диалога с боссом: «Органолептика, шеф». Что ж, все бы телохранители так «тупо» выражались.
У каждого актера есть любимые фразы своего героя. Так, у Елены Носковой, исполнительницы роли Лидии Николаевны, одна из ключевых фраз: «Женщине столько лет, на сколько она выглядит».
— Женщина всегда должна оставаться женщиной, в любой ситуации, неважно, сколько тебе при этом лет: 72 или 18, — считает Елена.
Долгий путь к премьере
Когда до премьеры остается месяц, самый большой страх каждого актера — забыть слова на сцене. А пока они усиленно учат текст и получают удовольствие на репетициях.
— Во время репетиций мы посмеемся вместе, обсудим какие-то моменты. И сразу такая энергетика, прилив сил, — делится впечатлениями Елена Носкова. — Вот на таком позитиве я иду домой. У нас очень теплая, дружеская атмосфера.
— Здесь люди, которые едины со мной духом, — соглашается Наталья Гераскина. — Они такие же ненормальные, такие же эмоциональные, такие же открытые, такие же бессребреники. Мы все работаем на одну идею, на одну цель.
— Коллектив «Провинции» — добродушная семья, — добавляет Александра Градская, которая впервые выйдет на сцену в составе театрального коллектива. — Можно прийти со своими проблемами, рассказать все. В праздники всегда поздравляем друг друга.
Лучше всех рассказать о спектакле и пояснить скрытый смысл может лишь режиссер-постановщик. «Охота на львов или страсти по каралинду» — это самый длительный по постановке спектакль. Людмила Степановна заразилась идеей поставить пьесу полтора года назад. За это время состав практически полностью поменялся. А идея показать современное общество с такой стороны осталась неизменной.
— И заинтересовать там [в спектакле] может абсолютно все. И актуально абсолютно все. Каждый может увидеть себя, современное общество. Ведь мы только чуть-чуть вперед ушли по времени, — подводит итог Людмила Копытова.
В разговоре с ней чувствуется, как дорог ей каждый спектакль, каждый актер, каждый зритель. И репетирует народный театр очень «по-народному». «У нас нет сцены», — спокойно поясняет Людмила Степановна. На мое удивление: «Это же почти в коридоре!?», отвечает: «Так и есть. Нам редко дают сцену, лишь на очень маленькое время, и то не всегда». Зато у народного театра есть самое главное — свой зритель!
Мария ПОНОМАРЕВА
Несколько интересных выдержок из спектакля
Лидия Николаевна. …Сидишь, как Ядрило на туче, и поучаешь
Федор Тимофеевич. Не Ядрило, а Ярило — бог плодородия у славян. На туче сидит Перун — бог грозы…
Лидия Николаевна. Вот и слезай, старый Перун!
*****
Юрий Юрьевич. Когда в офис приходит потенциальный инвестор, что он делает прежде всего?
Лидия Николаевна. Что?
Юрий Юрьевич. Сначала он смотрит на твою секретаршу в приемной. Потом на твой костюм. Потом на картины в кабинете. После этого решает: иметь с тобой дело или нет.
Федор Тимофеевич. А в глаза он вам не смотрит?
Юрий Юрьевич. Смотрит. Поэтому очки должны быть дорогие и очень стильные.
******
Лидия Николаевна. Вот он — номер телефона…
Елена. Звони, бабушка!
Юрий Юрьевич. Это бессмысленно. Прошло двенадцать лет. Все изменилось…
Лидия Николаевна. Это у вас, новых русских, все изменилось, а у нас, старых советских, все осталось по-прежнему: и квартиры, и телефоны, и мужья, и принципы.
*****
Костя. Наука выделяет две самые распространенные причины смерти.
Сергей Артамонович. Какие же?
Костя. Вовремя не завязал и вовремя не выпил.
*****
Федор Тимофеевич. А за вашу душу кто отвечает?
Юрий Юрьевич. Дедушка, душа по нашим временам это роскошь, как часы «ролекс» с бриллиантами. Мало кому по карману…
Дорогой читатель!
Приглашаем Вас принять участие в конкурсе. «Информационная неделя» совместно с народным театральным коллективом «Провинция» разыгрывает билеты на премьеру спектакля «Охота на львов или страсти по каралинду»! Ответьте на вопросы, которые имеют прямое отношение к сюжету спектакля. Ждем Вас с вариантами ответов в нашей редакции по адресу Интернационалистов, 40 до 20 апреля.
1. Как называется наука, изучающая грибы?
2. Что, по вашему мнению, могут означать слова «Енги-банг каралунду. Дурдуран халам-банду»? (засчитывается не правильный, а самый оригинальный ответ)
3. Что такое «стокгольмский синдром»?
4. «Государь император Петр Федорович злоупотреблял спиртным, в результате его свергла собственная жена…», — рассказывает Сергей Артамонович. Назовите имя супруги (в тексте пьесы она не указана)