Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
Детская художественная школа вот уже 45 лет каждый день открывает свои двери для простых ревдинских ребятишек. Сюда они приходят детьми, которые любят рисовать, умеют или не умеют, но очень хотят. Отсюда они выходят настоящими художниками, дизайнерами, которые уже четко понимают и осознают, с чем именно дальше будет связана их жизнь. И у многих — с художественным творчеством. Мы решили заглянуть в кабинеты «художки» и посмотреть, как сейчас проходит учебная жизнь педагогов и учеников.
— Анна Михайловна, а посмотрите у меня? Чего еще добавить? — дети то и дело окликивают своего преподавателя, снующую между мольбертов.
Урок у Анны Куренковой только начался, но все воспитанницы уже давно заняты делом. Они дорисовывают свои работы, параллельно сдавай самодельные открытки. Оказывается, уже сейчас в ДХХШ начал реализовываться проект ко Дню Победы.
— Мы недавно ходили в библиотеку, нам рассказывали об открытках времен Великой Отечественной войны, о книгах, которые издавались в то время и после него, — рассказывает Анна Михайловна. — И сейчас готовим проект. Мы делаем своими руками открытки. Лучшие из них примут участие в конкурсе и на выставке. Главная сюжетная задача — показать, что это была многонациональная война. В ней с фашистскими захватчиками боролись не только русские, но и жители наших 15-ти государств-сестер. Выполняются открытки в технологии коллаж из бумаг и картона, у кого-то из бумаги.
По словам педагога, сюжеты придумывают сами дети. Кто-то, возможно, подсмотрел идею с книг и открыток, увиденных в библиотеке. На проекте задача Анны Куренковой — проверить композиционные решения. Например, как расставлены предметы, люди, как подобрали цвета. Если кто-то использует ограниченную палитру, подсказывает, на чем сделать акцент.
Сегодня у нее на уроке девочки четвертого класса Детской художественной школы. Анна Михайловна третий год обучает их рисунку, живописи и композиции. До этого — лепке.
— Я ими очень довольна, — улыбается преподаватель. — Они меня радуют, делают серьезные работы. Они уже рисуют не просто раскраски, а самую настоящую живопись — то, к чему нужно стремиться.
Ребята ходят заниматься с удовольствием. И их совершенно не напрягает то, что занятия проходят сразу после школы. Наоборот — они ждут этих уроков больше всего.
— Я уже четыре года занимаюсь, и мне очень нравится, — делится впечатлениями Саша Балабанова. — у нас очень хороший преподаватель, я люблю рисовать, поэтому мне еще больше хочется ходить в художественную школу. Особенно нравится рабочий процесс, когда ты создаешь какую-то новую работу. Раньше у меня хорошо получалось рисовать в графике, сейчас неплохо выходит живопись.
Далеко не все дети приходят сюда с уже выраженными способностями. У кого-то в детстве наоборот не получалось хорошо рисовать. Это умение они обрели уже здесь. Например, Вероника Жегулева. Она сама приняла решение учиться в художественной школе, и теперь ее картины висят дома.
— Раньше у меня плохо выходило рисовать, — признается Вероника. — Сейчас все получается. Мне очень нравится смешивать цвета и накладывать их на бумагу. Рисую я не только в школе, но и дома. Мои работы родители вешают на стену. Будь-то просто наброски или уже полные картины, выполненные гуашью.
В другом кабинете повисло творческое молчание. Пять девушек рисуют натюрморт в карандаше. Перед ними довольно простая композиция — глиняный чайник, луковица и белое полотенце. Они подсвечиваются несколькими лампами. Но композиция кажется простой лишь на первый взгляд.
— Сейчас ребята выполняют академический рисунок с натуры, — поясняет преподаватель Наталья Чувашева. — Что в нем самое сложное? Во-первых, по тональности. Если посмотреть, чайник стоит на фоне светлой драпировки, с другой стороны на фоне темной. Чтобы глазу легче было передать тональность, предмет ставится на разные тональные драпировки. Ну и непросто передать пространство. Обратите внимание. На переднем плане рисунок будет более контрастным. На заднем плане изображение будет более сглажено.
Причем рисунок выполняется только лишь карандашом. Кому-то может показаться, что это гораздо сложнее, нежели красками. На самом деле, есть люди-живописцы от природы, а есть люди-графики. Тут скорее сложна сама технология натюрморта.
— Он может быть разным, — продолжает Наталья Валентиновна. — От простого к сложному. Многое зависит еще от того, кто и на каком уровне решает задачу рисунка. Мы можем дать один и тот же натюрморт первоклассникам и 18-летним ребятам с вечерних курсов. Они нарисуют одну и ту же картину, но по-разному. Натюрморт рисуют везде — хоть в школе, хоть на первых курсах института. Потому что в нем сконцентрировано все, что есть в природе, ее законы. Рисуя натюрморт, к примеру, потом будет легче нарисовать пейзаж.
В Детской художественной школе действительно дети обретают понимание своего будущего. И многие выпускники находят себя именно в изобразительном искусстве. А кто-то возвращается в «художку» уже в качестве преподавателя. Как Анна Куренкова. Или как выпускница Натальи Чувашевой — Кристина Барашкова. Еще больше учеников продолжают рисовать и в будущем, или возвращаются к художественным направлениям через некоторое время. Это, пожалуй, одно из главных достижений ДХШ — показать, какие способности могут стать идеей жизни.
Андрей АГАФОНОВ. Фото Андрея Агафонова