Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
В минувшие выходные питерский театр «Зазеркалье» представил премьеру оперы «Теремок», которую написала уральский композитор, ревдинка Анастасия Беспалова. Опера-малышка — так определила жанр своего произведения сама Анастасия. Потому что «Теремок» — сказка небольшая и предназначена для самых маленьких зрителей.
Микс цирка, сказки и бэби-театра
«Сказку про Теремок знают все дети, но вот с оперным «Теремком» они смогут познакомиться только в «Зазеркалье». Спектакль для детей от трёх лет — большая редкость для афиши Санкт-Петербурга. «Теремок» из русской народной сказки превратился не только в оперу, но и в цирк! Именно цирк мечтает построить Мышка. Ведь цирк — это игра и парад талантов, это радость и волшебство! К воплощению своей мечты Мышка подошла со всей серьёзностью. И к ней потянулись артисты: Заяц-жонглёр, Волк-эквилибрист, Медведь-силач...», — написано в анонсе музыкального спектакля.
— Я доволен, что в театре возник такой спектакль, — рассказал в студии телеканала «Санкт-Петербург» художественный руководитель театра Александр Петров. — Музыкально опера тоже необычна. У каждого зверя — своя, запоминающаяся мелодия.
Зрители — малыши и их родители — новенькую оперу-малышку оценили. На странице театра в социальной сети «Вконтакте» множатся положительные отзывы.
Сама Анастасия Беспалова тоже съездила на премьеру «Теремка» в Санкт-Петербург.
— «Теремок» — это чудо какое-то получилось. Микс цирка, музыкальной сказки и бэби-театра. Уникальный, эксклюзивный спектакль для самых маленьких, созданный с большой душой, в котором всё по-взрослому: настоящая сцена, яркие декорации, красивые костюмы, понятная музыка, любимые герои, такие милые и смешные, чудеса и игры! Всё, что любят малыши. Дети не хотят уходить! — поделилась впечатлениями о премьере композитор. И рассказала интересную историю о том, как маленькие зрители подсказали идею оперной коды:
— Я всегда очень внимательно смотрю за реакцией зрителей. Мы все переживали немного, потому что на премьеру привели очень маленьких детей, а в сказке была использована хлопушка. Когда волк показывает фокусы, она взрывается. Я ждала испуга и слёз, но никто не заплакал. Смотрели с интересом, не отвлекаясь. Но самое интересное случилось в конце. Идёт поклон, артисты все уже поклонились, и тут малыши вышли. В театре нет сцены, дети все рядом стояли и сидели как бы на ней. Ну вот, дети стали играть с ленточкой у лисы, а она их подзадоривает. Потом все пошли к разным персонажам, стали с ними фотографироваться, полезли в теремок, стали прыгать на лягушкином батуте… Случился такой классный интерактив! Решили так и оставить. Дети потом встают в «паровозик» и красиво уезжают из зала.
Анастасия говорит, что не считает себя единственным автором «Теремка»:
— Я — композитор. По сути, автором спектакля становится вся команда людей, которые принимают участие в его создании. От звука до света, слова, сценографии, костюмов. Актёры тоже авторы. Они и только они создают персонажа. Каждый своего, уникального. Премьера — тот итог, к которому идёшь шаг за шагом, ценой кропотливой изнуряющей, нервной работы. Видеть его, конечно, счастье.
«Иногда чувствую себя Мышкой»
Идея сделать сказку с «цирковым уклоном» принадлежит именно Анастасии.
— Мышка мечтала о цирке и решила его создать, чтобы в лесу было интересно жить. Это сказка про меня, — говорит композитор. — Я иногда чувствую себя Мышкой, которой тоже всё время что-то надо создавать, чтобы всем было интересно жить.
«Теремок» для Анастасии — очень личная история еще и потому, что в её доме — самый настоящий терем-теремок, в котором живут и мышка-песчанка, и щегол, и черепаха, и кролик, и попугай. Всё это называется — зоотеатр «Сами с усами».
В небольшом этом театре показывают настоящие камерные спектакли по мотивам известных сказок с участием домашних питомцев! В каждой сказке присутствует живая музыка: гусли, балалайка, укулеле, флейта… У зоотеатра есть своя группа «Вконтакте». Все билеты на ближайшие спектакли уже распроданы, началась запись на март.
«Мысли о театре начали бродить ещё весной 2017 года и воплотились в августе на «Красных ягодных сказках» из цикла «Радужные сказки». Тогда хотелось, чтобы по окончанию цветной сказки в гости к детям «пришёл» какой-то зверёк, в окрасе которого есть такой же цвет, что и наша сказка. 7 сказок, 7 разных «цветных» зверей. Так в августе нас впервые «посетил» щегол Яша с красными пёрышками на голове. Дети были в восторге. А осенью появилась сказка «Теремок». Тогда у нас уже были хомячки-джунгарики, улитки, черепахи, кролик, попугай. Кто-то жил в садике, кого-то подкупили, кого-то принесли из дома. Ну, и пошло-поехало... не остановить. Появился занавес, подушечки, декорации, куклы, костюмы, контейнеры-бассейны, Так вот и появился маленький домашний зоопарк. Для души. Потому что работа эта тоже для души», — вспоминает Анастасия на странице зоотеатра в социальной сети.
Все артисты живут у Анастасии дома, занимают целую комнату. У каждого есть не только персональное, специально купленное жилище, но и «справка о здоровье».
— Вот так маленькая мысль выросла уже в большое дело, к которому невозможно подходить формально, а только с душой и любовью, — говорит Анастасия Беспалова. — Хочется создать альтернативное, уютное место для хорошего, доброго, полезного отдыха с детьми в выходной. Сказки нашего маленького зоотеатра — это возможность хоть куда-то выбраться с маленькими детками.
P.S.: Анастасию в Питере уже хорошо знают
Анастасия Беспалова вовсе не новый автор для Санкт-Петербурга. Её талант уже оценили в Мариинском театре, где в 2009 году Анастасия стала лауреатом конкурса на создание оперы по произведениям Н.В. Гоголя. А три года назад в театре «Зазеркалье» был поставлен фолк-мюзикл «Крошечка-Хаврошечка». Его Анастасия написала специально для этого театра.
Вот что пишет об этом спектакле на сайте театра его художественный руководитель, народный артист России Александр Петров:
«Анастасия Беспалова нашла очень точный музыкальный язык. В «Крошечке-Хаврошечке» — совершенно нестандартный русский фолк, каждому персонажу свойственна чрезвычайно живая интонация и вокальная линия. Это такая редкость в современной музыке! Тут и глубокая мистичность, и образность волшебной сказки, где превращение матери в корову, в яблоню дано как некая мифологема. «Хаврошечка» всегда была для меня таинственной и любимой сказкой про маленькую девочку, которая залезает корове в ушко, и тут какие-то таинственные силы начинают помогать ей. Так или иначе, это история о любви, и мелос в музыке Насти Беспаловой воздействует удивительно сильно — и в момент печали, когда умирает корова и её оплакивают, и когда Хаврошечка встречает свою первую любовь. Очень интересное произведение и в музыкальном плане, и по своей обрядово-фольклорной природе. И юмор тут немалый, потому что среди главных действующих лиц — коровы, которые замечательно реагируют на всё и, можно сказать, ведут действие, даря нам возможность посмотреть на эту историю как бы со стороны — со стороны жующих существ…»
Надежда ГУБАРЬ. Фото: театр "Зазеркалье" (Санкт-Петербург)