Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
Вчера Ревде в очередной раз повезло: в городском филармоническом зале концерт дали звезды мирового масштаба — Владимир Спиваков и его «Виртуозы Москвы». Наш город стал первым в уральском турне прославленного оркестра. Поэтому «Виртуозы» не поскупились на сюрпризы для ревдинской публики.
В Ревде на душе спокойно становится
Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» уже выступал на ревдинской сцене в прошлом году, правда, тогда без маэстро Спивакова. В этот раз любители филармонии получили двойную порцию удовольствия — и от гениальной музыки, безупречно исполненной столичными музыкантами, и от возможности смотреть и слушать самого главного «виртуоза».
Поговорить с маэстро, к сожалению, нашему изданию не удалось — Владимир Спиваков был занят последней репетицией. Зато уделить нам пять минут перед концертом согласился гениальный контрабасист и по совместительству директор оркестра Григорий Ковалевский.
— Здравствуйте, я представляю издание «Ревдинский рабочий»…
— Ой, а я знаю вашу газету. Это же ваш баннер с таким колоритным мужиком весит на въезде в город? Очень оригинальный, внимание привлекает…
— Спасибо, неожиданно и приятно. А вообще часто приходится выступать в таких небольших городах, как Ревда?
— Довольно часто. Причем, не только в нашей стране, но и за рубежом. Например, идет у нас тур по Германии, мы выступаем в таких городках, о существовании которых и не подозревали. Но, знаете, для нас не бывает маленьких городов, бывает прекрасная публика, перед которой нам безумно приятно выступать. К провинции у меня очень хорошее отношение. Когда ты долго выступал в мегаполисах, а потом — раз! — Ревда. Тут люди совершенно другие, уклад другой, другие взгляды, отношение. Здесь так спокойно на душе становится. Здесь не так скоро течет и меняется жизнь. И это чудесно, потому что в больших городах жить становится все тяжелее, даже в эмоциональном плане.
Провинциальная публика более благодарная
— В Ревде удалось что-то посмотреть?
— Да вы что! У нас такой ритм. Мы только-только приехали, смотреть было некогда. Но ваш Дом культуры мы оценили еще в прошлый раз. Он отличный. И здорово, что филармония здесь много чего делает — концерты симфонической музыки, джазовой. Они большие молодцы. Я, прямо, преклоняюсь перед ними.
— А провинциальная публика сильно отличается от столичной?
— Эта публика настолько восторженная. Она с благодарностью относится к тому, что приехал такой всемирно известный оркестр. Для нас-то это само собой разумеется, но люди в провинции это воспринимают это как какое-то чудо. И это здорово! Абсолютно искренне говорю: когда видишь эти глаза, это отношение, слышишь крики «браво» и аплодисменты, когда поклонники провожают вас после концерта — это замечательно.
Кроссовер — это тоже хорошо
— А на сколько, на взгляд, сегодня у людей развит музыкальный вкус? Сегодня больше поклонников классической музыки, чем, скажем, в советское время?
— Конечно, в советское время любителей классической музыки было очень много. Но должен вам сказать, что сейчас интерес к этой музыке возрождается. Сегодня люди идут на концерты классики с большим интересом, у них появилось стремление послушать, узнать для себя что-то новое, открыть классику с другой стороны, приобщиться к этому виду искусства. Много молодых людей стало приходить на наши концерты. И это здорово!
— Как вы относитесь к такому жанру, как кроссовер? На ваш взгляд, он популяризирует классику или все-таки упрощает ее?
— Знаете, я не против этого жанра. Если он помогает сделать классику ближе к слушателю — почему нет? Вот послушал человек Ванессу Мэй, IlDivo, Сару Брайтан, а потом, возможно, захотел узнать, как это же произведение звучит в классическом варианте. В любом случае, это дает интерес к классической музыке.
В оркестре домашняя атмосфера
— В этом году оркестру исполняется 40 лет. Вы же оркестре с самого его основания?
— Да, мы вместе с Владимиром Спиваковым создавали этот оркестр. Мало того, мы даже учились на одно курсе. Так что да, 40 лет уже мы с ним рядом.
— А Владимир Теодорович — он какой руководитель? Авторитарный или у вас в оркестре демократия?
— Владимир Теодорович — большой музыкант. И его авторитет непререкаем. Но в то же время у нас все довольно демократично. Каждый может подойти, спросить, попросить послушать, поиграть, например, перед конкурсом. У нас домашняя такая атмосфера, семейная.
— А репертуар только он выбирает? Или музыканты тоже могут предложить?
— Конечно, к тому же мы ведь очень много выступаем и без Спивакова, других дирижеров приглашаем. Так что предлагаем программы тоже.
Зрители на сцене — фирменная фишка
— А над чем оркестр работает сейчас?
— Ой, мы за 40 лет уже столько всего переиграли. Мне кажется, мало кому удается за всю жизнь столько переиграть. Репертуар огромный.
— Мне сказали, что публику сегодня ждет сюрприз…
— Это да. Во-первых, мы никогда не играем один и тот же репертуар — у нас ведется строгий учет того, где и что мы играли. А для Ревды мы плюсом к утвержденной программе, сыграем еще двойной скрипичный концерт Баха — это одно из самых известных произведений композитора и лучших образцов позднего барокко.
— На сегодняшнем концерте будете использовать вашу фирменную фишку, когда часть зрителей садится на сцене?
— Да, конечно. Это наше негласное правило. Обычно я звоню перед концертом директору филармонии и прошу посадить зрителей на сцену, главное, чтобы они не мешали музыкантам. Таким образом возможность бесплатно присутствовать на наших концертах получают, как правило, дети, которые занимаются музыкой. Для них это прекрасная возможность вблизи наблюдать, как работают музыканты, они становятся соучастниками действия. Кроме того так они быстрее привыкают к сцене. В этот раз у нас будут сидеть на сцене юные музыканты из фонда «Золотое сечение» и отличники музыкальной школы.
Сюрпризы от «Виртуозов Москвы»
Два часа концерта пролетели легко и совершенно незаметно. Ревдинские зрители познакомились не только с музыкой Баха, но и с произведениями великих австрийцев — «Виртуозы Москвы» исполнили дивертисмент фа мажор для струнного квартета Моцарта, концерт для фортепиано с оркестром ре мажор Гайдна и его же «Прощальную» симфонию, которой эффектно завершили выступление. Для тех, кто не в курсе, по задумке автора, постепенно каждый из музыкантов гасит свет над пюпитром и покидает сцену.
Сам маэстро Спиваков солировал на своей знаменитой скрипке Страдивари, 17 века — ревдинцы получили уникальную возможность оценить звучание этого редкого инструмента.
А потом зрителей ждал еще один сюрприз. После бурных аплодисментов, оркестр исполнил знаменитую «Серенаду» Гайдна и «Пициккато» из балета Минкуса «Дон Кихот».
После Ревды уральское турне «Виртуозов Москвы» продолжится в Екатеринбурге, Каменск-Уральском и Асбесте. Но именно Ревда стала первым городом, который в полной мере смог насладиться блестящим мастерством всемирно известного коллектива.
Ольга ВЕРТЛЮГОВА