Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
Во вторник, 18 июня, перед главным входом в ДИВС (Екатеринбург) открыли грандиозный архитектурный ансамбль, посвященный прославленной волейбольной команде «Уралочка» и ее легендарному тренеру Николаю Карполю. Монумент появился благодаря инициативе президента Уральского центра монументального искусства — ревдинца Ивана Дубровина. Автором композиции стал член Союза художников России и ЮНЕСКО Алексей Чебаненко (Москва), а отливали статуи в бронзе в литейной мастерской Ивана Дубровина.
Огромное спасибо
— Почему Карполь? — рассказывает руководитель литейной мастерской Иван Дубровин. — Потому что это самый титулованный тренер в мире. Наши волейболистки с ним дважды становились олимпийскими чемпионками, а еще чемпионками мира и Европы. Почему-то у нас в России принято только после смерти человека поднимать на руки, говорить: «О, он был такой прекрасный, столько всего сделал, настоящая легенда…» А почему при жизни-то не сказать ему, что он великий? Вот с Карполем мы решили сломать эту странную традицию — в этом году исполняется 50 лет с тех пор, как он работает в клубе «Уралочка». Монумент будет своеобразным подарком к этой «золотой» дате. Это наше огромное спасибо ему.
По словам Ивана, высота скульптурной композиции — 6,5 метра. Бронзовые статуи установили на монолитный каменный постамент, в который вмонтированы точные копии пяти завоеванных тренером олимпийских наград — двух золотых и трех серебряных. Фигуры волейболисток обезличены, согласно концепции, поскольку в «Уралочке» было много поколений великих игроков и выбрать кого-то было бы сложно.
Как рассказывает Иван, главная идея скульптурной композиции — именно Николай Карполь заставляет девушек-волейболисток летать.
— Он, как будто Пигмалион, а они — его Галатеи. Он делает их совершенными спортсменками, над которыми не властны законы природы, — продолжает Иван. — Нам нужно было создать ощущение полета, показать, что Николай Васильевич умеет достучаться до каждой своей воспитанницы, чтобы они его услышали и прыгнули выше головы.
Сам Николай Карполь эскизов не видел и впервые оценил подарок накануне открытия.
Во время пресс-конференции, приуроченной к этому событию, главный художник Екатеринбурга Дмитрий Фогель заявил, что в мире подобных скульптурных композиций, посвященных волейболу, не существует. Получается, работа наших мастеров утвердила новый стандарт в создании монументальных произведений.
— Мы меняем сознание людей, их восприятие монументального искусства. Представьте — трехметровая скульптура, которая весит почти тонну, находится на высоте 6,5 м, как будто ей кто-то сказал «Замри!». Это интересно и необычно.
«Поиграть в СССР»
Это не единственная новость, которой поделился с нами Иван Дубровин. Сегодня его мастерская участвует во многих крупных проектах не только региона и страны — от Мурманска до Владивостока, но и зарубежья — в Беларуси, Кыргызстане, Монголии, Азербайджане.
— Вообще, про нас чаще пишут федеральные СМИ, нежели свои, ревдинские, — улыбается Иван. — Поэтому о нас в городе не так много знают. Вот, например, недавно я получил медаль «Отличника культуры Кыргызстана». За создание культурного моста, развитие отношений между нашими странами. Это очень значимая награда, до меня ее вручали нашему великому модельеру Вячеславу Зайцеву. В Кыргызстане мы делали несколько крупных проектов. Начинали еще в 2015 году, когда к нам обратились с просьбой отлить памятник Суйменкулу Чокморову — знаменитому киргизскому актеру, трижды лауреату Ленинской премии, которого несколько раз признавали лучшим актером СССР. В Кыргызстане он до сих пор очень популярен. Мы решили «поиграть в СССР» — за творческую часть отвечала киргизская сторона, воплощение было наше.
После первого удачного проекта последовал целый ряд работ для Кыргызстана. В частности, Иван познакомился с сыном великого киргизского писателя Чингиза Айтматова. Это знакомство вылилось сразу в две знаковых работы.
— Аскар Чингизович предложил к 90-летию его отца на ипподроме в Иссык-Куле, где проходят знаменитые «Игры кочевников», создать скульптуру по произведению «Прощай, Гульсары». Почему мы согласились? Потому что великий Айтматов писал на нашем родном языке. Мы этот проект поддержали. И я благодарен Евгению Куйвашеву, который дал этому проекту статус губернаторской программы.
А еще Дубровины поставили памятник прославленному киргизскому писателю около Русского драматического театра в центре Бишкека.
— Мы его подарили от нашей семьи, от Свердловской области, от России. И там же родилась идея провести большую выставку «Россия-Кыргызстан». Мы отвезли туда 50 работ художественного литья. Выставка прошла с большим успехом. А еще на недавнем саммите ШОС ее посетили все президенты стран, входящих в эту организацию.
Иван Дубровин не собирается останавливаться и продолжит строительство культурного моста между Россией и Кыргызстаном.
— Сейчас к 75-летию Победы хотим в Киргизии отреставрировать памятник Панфилову, сегодня он в ужасном состоянии. Мы ведем переговоры, чтобы к юбилею этой важной для всех стран постсоветского пространства даты, привести памятник в порядок: снять с бетона гипсовые слепки, сделать модель, доработать и отлить в бронзе. На века. Как символ непобедимости Советской армии. Думаю, у нас получится.
А дома?
Мастерская Иван Дубровин работала над многими известными сегодня монументами, которые сегодня уже стали историей. Из самых знаменитых произведений, которые довелось здесь отливать, можно назвать «Маски скорби» Эрнста Неизвестного и композицию «Высоцкий и Влади». «Считаешь что-то невозможным — пойди и сделай это», — таким подходом руководствуются литейщики мастерской.
В Ревде работ литейной мастерской Дубровина не так много, но есть — пушка и плиты с именами ревдинцев, воевавших с Наполеоном, возле «Демидов-центра», поклонный крест у Храма Архистратига Михаила, памятник воинам Великой Отечественной войны в поселке Кирзавода и мемориальный комплекс на СУМЗе.
Ольга ВЕРТЛЮГОВА