Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
В этом году Дворцу культуры исполняется 65 лет. За это время мы десятки раз рассказывали о его руководителях, творческих коллективах, победах, артистах, концертах. В этот раз мы решили поговорить с теми, кто всегда находится за сценой. Их не видно, но без их грандиозной работы, которую каждый из них преданно любит и ценит, мы бы никогда не увидели того невероятного и качественного действа, к которому так привыкли и с которым сегодня ассоциируется Дворец культуры.
Полюбить работу только за красоту
Вы бывали в бухгалтерии Дворца? Если нет — стоит сходить, чтобы просто взглянуть на эти апартаменты. На самом деле, это самый шикарный и красивый кабинет не только во Дворце, но и во всей Ревде точно. Невероятный вид из окна, окна до пола, сводчатый потолок, покрытый фресками. Такое ощущение, что ты в не в бухгалтерию зашел, а в старинный европейский замок.
— Нам часто говорят, вы, наверное, на работе в потолок смотрите, — смеется экономист Юлия Арсенина. — К сожалению, нет. Мы все в бумагах, цифрах и компьютерах.
Юлия приехала в Ревду из Казахстана, долго искала работу, прежде, чем оказалась во Дворце. Сначала работала секретарем, потом перешла на работу в бухгалтерию.
— Я когда сюда пошла, мне мои однокурсники говорили: «Вот ведь повезло! Работы вообще никакой, одни сплошные песни, танцы…» Я уже тогда им говорила: «Вы очень сильно ошибаетесь!» Работы полно. В отделе у нас пять человек и всем хватает. Но здесь очень красиво, только за одно это можно влюбиться в свою работу раз и навсегда.
Юлия уверяет, что работать в таком творческом коллективе — одно удовольствие. Каждый день что-то новое.
— Конфликтов у нас никаких нет, мы понимаем, что творческие люди — они на своей волне. Единственное, все время просим их дать конкретные цифры по оплате. А потом уже наша задача составить смету, заключить договоры.
Юлия занимается планированием бюджета, говорит, что он с каждым годом становится все больше и больше. В этом видит заслугу не только учредителя — администрации города, но и всего коллектива, который старается зарабатывать.
Что лучше продается — местные «звезды» или гастролёры — сказать затрудняется, потому что раз на раз не приходится.
— У местных коллективов своя публика. Вот сейчас, например, будет концерт Евгения Шашкова, он всегда собирает полный зал. Что касается гастролей — тут зависит не только от артистов, а еще от сезона: бывают, что приедет интересный коллектив, а люди не идут — сады, огороды… А вот последний спектакль «Тётки», вроде екатеринбургский, но собрал полный зал. Мы сами удивились.
На вопрос, приходилось ли пользоваться служебным положением, чтобы взять автограф «звезды», Юлия Арсенина смеется и говорит, что ни разу так не делала.
— На концерты, бывает, ходим. А автографы брать стесняюсь.
А самой необычной закупкой, которую приходилось проводить, называет барана на Сабантуй.
— С ним каждый раз столько мучений — привезти, помыть, привести в товарный вид. Первый «мой» баран вызывал у меня ужас — я не знала, как его провести по документам. Но ничего, справилась.
Если артист поёт вживую — он поёт душой
Святая святых — звуковая студия, руководит которой Евгений Бельков. На наш комплимент «ну, о звуке-то вы знаете всё», скромно замечает:
— Ни один грамотный звукорежиссер не скажет: «Я молодец, я знаю всё!» Технический прогресс не стоит на месте, тут всё можно улучшать до бесконечности.
Спрашиваем, сколько стоит пульт, о котором мечтает Евгений?
— Примерно 6-7 млн рублей, — вздыхает он. — Но к нему еще надо докупить оборудование, а это еще порядка 4-5 млн рублей. Мы понимаем, что это очень дорого, поэтому нашего директора стараемся не шокировать сильно, пока получается отделываться сотнями тысяч рублей. За последние два месяца он нам столько всего приобрел, так что пусть пока немного отдохнет.
В студии сегодня работают сразу несколько профессиональных звукарей. Например, Савва Ахметов, который продолжает династию звукорежиссеров. Первым был его отец — Борис Ахметов. Также звуком занимается его старший брат Евгений.
В этом году к отряду звукарей присоединился Данил Силачев — единственный звукорежиссер с высшим профильным образованием.
— Все, что касается студии, он волокёт хорошо и нам подсказывает какие-то вещи. Но кое-что и мы ему подсказываем пока.
Ребята говорят, что очень интересно работать с приезжими «звездами», потому что это бесценный опыт.
— Очень понравилось, как работало джаз-трио Александра Титова. Они настоящие боги на сцене, при этом очень четко знают, чего хотят. Этого качества часто не достает местным артистам.
Вообще, озвучивать филармонические концерты — это удовольствие особого толка, говорят ревдинские звукорежиссеры. Это сложно, но очень интересно.
— Очень сложно озвучивать квартеты, квинтеты. Их же надо выстроить так, чтобы гармония была. Какие-то нюансы уточняются, проговариваются перед выступлением. Но, как правило, такие мастодонты, как Спиваков, приезжают со звукорежиссером, который с ними работает постоянно. Наша задача — техническая часть.
А еще ребята из звуковой студии утверждают, что сегодня артистов, которые поют под фонограмму, стало намного меньше.
— Интереснее работать с артистами, которые поют вживую — звучит это по-другому, — говорит Савва Ахметов. — И артист по-другому работает, когда он все это на сцене пропевает душой.
Евгений работает звукорежиссером с начала 2000-х. На вопрос, когда было интереснее, сейчас или тогда, отвечает:
— Раньше 50 грамм коньячку хлопнул и вперед, концерт работать. Сейчас вообще ни-ни. Видимо, старею. Да и публика стала очень требовательной. Зато сейчас часто после концерта зрители подходят и говорят спасибо. Это самая приятная часть концерта.
Всё, что поместится внутри
Водитель Михаил Кудинов работает на желтой «Газели». Говорит, что возит все, что поместится внутри — артистов, инструменты, декорации.
—Я из Серпухова. Как попал на Урал — отдельная история. Очень долго не мог найти приличную работу. Сестра устроила меня охранником, я поработал два месяца — ну, не мое это. Не могу сидеть на месте. Пошел на биржу, там объявление, что в ДК требуется водитель. Виктор Петрович [Ткачук] говорит: «Ну, отлично, только уже сегодня вечером надо отвезти артистов в Екатеринбург». Прихожу, мне говорят, что ехать надо в Пионерский поселок. А я название это впервые слышу. Но, ничего, справился.
Михаил признается, что «звезд» за время работы возил мало, больше обслуживающий персонал.
— Я когда сел на нее, была 31 тысяча пробега. Сейчас 220. При этом я четвертый водитель.
А еще Михаил собирает модели машин, в его коллекции 670 экземпляров. Коллекция началась с модели УАЗ-469, которую он в 1985 году подарил сыну на день рождения.
— Он покатал ее по столу, и на этом у него все закончилось, а у меня все началось. Сейчас в коллекции есть даже «Газель» с тем же номером, что и та машина, на которой я работаю.
Жить на работе
— Из моего кабинета сделали кладовку, потому что во всех кабинетах уже лежит реквизит, — с порога рассказывает помощник директора по административно-хозяйственным вопросам Надежда Герасимова. — У меня тут и елки, и метла, и еще много чего. Или вот, идет концерт, выскакивают артисты, первым делом бегут ко мне, потому что у меня кабинет ближе всех к сцене находится: «Срочно нужно платье погладить!» Я уже утюг далеко вообще не убираю.
Надежда Герасимова рассказывает, что сама выросла во Дворце — занималась в вокальной студии Марины Ребицкой.
— Я знаю обратную сторону медали, я видела, как у Майи Михайловны [Фирулевой] работают все ее подчиненные. Поэтому Виктор Петрович и позвал меня помочь.
Сейчас Надежда, по ее собственным словам, живет во Дворце.
— Вот вроде рабочий день официально закончился, а концерт еще нет. Думаешь, домой же надо идти, но вдруг еще что-то понадобиться или случится? А мероприятия почти каждый день и их много. Но, главное, нет такого, что сидишь и думаешь: господи, когда рабочий день закончится. Вот сегодня я с утра пришла, у меня началась инвентаризация в кафе, тут же позвонили, что в Западный округ срочно нужно отвезти почетные грамоты, бросила все, поехала купила грамоты, пришли оформители — нужно выписать деньги, чтобы приобрести кашпо к юбилею. Бросила инвентаризацию, пошла выписала денег. Вернулась на инвентаризацию — там проблемы: не могут найти полку за 10 тысяч. Выяснилось, что «полкой» в свое время в бухгалтерии назвали металлическую хлебницу. Показала полку, звонит администратор, сообщить, что вы пришли. И вот так целый день.
О самом необычном моменте в практике, Надежда вспоминает с улыбкой:
— У нас фантазиями-то блещет Ксения Андреевна [Каплун]. Было какое-то мероприятие, посвященное памяти Майи Михайловны [Фирулёвой], и в танце девушка должна была выполнять фуэте. Юбка была из роз, она крутилась, и цветы должны были разлетаться. Мы с оформителем нанизывали вручную эти розы. Да, творческих людей заносит, бывает. Но когда ты видишь конечный результат, понимаешь, что все эти потуги того стоили.
Обращаться к швее — последнее дело
Лариса Кутмерова работает костюмером всего восемь месяцев. До этого долгое время работала в воинской части, завскладом:
— Там специфика немного другая — военное имущество. Но мне здесь очень нравится. И люди здесь замечательные, всегда помогают.
Костюмерная находится в бывшем бомбоубежище. Низкие железные двери, которые закрывают гигантские металлические засовы, отделяют огромное пространство Дворца от этого хранилища прекрасного.
На входе в костюмерную нас встречают высокие стеллажи, заполненные коробками с надписями: «Костюмы», «Платья», «Комбезы» «Кабаре», «Мех»…
— Никогда не считала, сколько у нас костюмов. Очень много. Тут ведь еще не все — почти у каждого коллектива есть своя костюмерная, там тоже полно нарядов.
По словам Ларисы, здесь ничего не выбрасывается: пострадавший на сцене наряд ремонтируется и получает вторую, а то и 120-ю жизнь.
— Многие костюмы просто страдают из-за старости. Но участники театральных коллективов их используют на полную катушку. Очень часто приходится ремонтировать ростовые куклы, потому что дети пытаются подергать, обнять, потрогать. А потом мы зашиваем.
Самое сложное в работе, говорит Лариса, не придумать образ. Сложнее собрать его из имеющегося в распоряжении костюмера реквизита.
— Допустим, ты даже представил образ, но когда начинаешь его собирать, оказывается, что есть вещи, которые по размеру подойдут только взрослому человеку, а ребенку никак.
Если не получается собрать то, что есть, идем к коллективам. Кидаться сразу к швеям — это уже последний вариант.
На вопрос, есть ли уже любимые костюмы, Лариса начинает демонстрировать великолепные концертные наряды, которых здесь великое множество — ансамбль «Диво», «Чердак»…
— А еще мне очень нравятся наши новогодние костюмы. Уже думаю, как их использовать. У меня ведь первый Новый год во Дворце впереди!
Ольга ВЕРТЛЮГОВА