Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
Беседовала Наталья РАКИНА
В начале сентября официально утверждены изменения в Едином государственном экзамене, кратко именуемом ЕГЭ. Они касаются сразу нескольких предметов. Подробно о грядущих изменениях, ждущих выпускников, рассказала ведущий специалист управления образования Ирина Злобина.
— Ирина Валерьевна, по каким предметам в этом году появятся новшества?
— Как и планировалось, в экзамене по иностранному языку введен раздел «Говорение». Во время экзамена будет записываться монолог, ответы на вопросы — и все это будет оцениваться экзаменаторами.
— Если говорить об оценке, насколько это изменение может повлиять на результат?
— За раздел «Говорение» экзаменующийся может получить максимум 20 баллов. Думаю, для тех, кто сдает иностранный язык, особых трудностей не будет. Раньше помимо письменной работы был раздел «аудирования» — экзаменующийся на слух должен был воспринимать иностранную речь и выполнять задания. Эта часть требовала от учеников не меньшей подготовки, чем «говорение». Экзамен по иностранному языку в силу его специфичности сдают немногие, порядка двадцати человек в целом по городу.
— В экзамене по русскому языку изменения предвидятся?
— Появилось сочинение, но только в качестве допуска к итоговой аттестации. Для детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов сочинение будет заменяться изложением. Сочинение либо изложение ученики будут писать в декабре, и при неудовлетворительном результате смогут пересдать его в феврале и апреле. Отметка за сочинение или изложение не выставляется, только незачет или зачет.
— Что можете сказать о темах, какой-то перечень уже есть?
— На сегодняшний день темы сочинений определены, некоторые из них уже перечислены на сайте поддержки ЕГЭ. К примеру, «Недаром помнит вся Россия» к юбилею Лермонтова, «Вопросы, заданные человеку войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь». Думаю, что позже темы сочинений будут выложены на сайте в полном объеме, только мы не будем знать, какие из них достанутся нам. Во время экзаменов темы будут предложены по часовым поясам.
— Сама процедура экзамена изменится?
— Изменится форма экзаменационного бланка. Как и в математике, задание по русскому языку будет начинаться с части «Б», то есть части «А» с выбором ответа из четырех предложенных вариантов не будет.
— Значит ли это, что экзамен становится сложнее?
— Для кого как. Дети по-разному работают с тестовой частью: кому-то удобнее выбирать ответ из четырех предложенных, кому-то проще сразу записать верный ответ. Думаю, что в целом на результаты отсутствие части «А» не повлияет.
— Как обстоят дела с экзаменом по математике?
— В экзамене по математике появится профильный уровень. Он предусмотрен для тех выпускников, кто планирует поступать в вузы, где в перечне вступительных экзаменов есть математика. Это технические вузы, например, и ряд других. В изменениях есть оговорка: регионы вправе самостоятельно решать, каким будет экзамен по математике: либо с двумя уровнями, либо только с профильным.
— Изменятся ли сроки и форма сдачи экзаменов?
— Возможно, будет исключена «третья волна», которая планировалась в июле. В планах — провести государственный экзамен в два этапа: март-апрель и май-июнь. В апреле сдают экзамен те, кто не может сдать его вовремя по состоянию здоровья или по иным причинам, к примеру, выпускник едет на какие-то соревнования. Но таких людей мало. Основная часть выпускников будет сдавать экзамен во вторую волну, в основные или резервные дни сдачи экзамена.
В комментариях областного Обрнадзора говорится о том, что с этого года экзаменующийся может пересдать не только основные предметы, но и все другие. То есть, если выпускник не удовлетворен своим результатом, он имеет право попробовать сдать экзамен еще раз. Говорится еще и о том, что можно будет сдавать экзамен по предмету сразу после окончания его изучения. Например, географию можно будет сдать в десятом классе. Это удобно.
— Чего можно ждать от изменений в ЕГЭ? Каковы ваши прогнозы?
— Думаю, что изменения мобилизуют и учеников, и родителей на работу. Сориентируют на то, что выпускники должны уметь не только угадывать правильные ответы, но и показывать знания в другой форме. Что касается сочинения, то педагоги давно работают с этой формой, мы всегда писали в школе сочинения, и, в принципе, ничего нового здесь нет. Другой вопрос, насколько ученики умеют излагать свои мысли не в сжатой форме в виде эссе, а в развернутой, в форме сочинения. Да, для некоторых возникнут определенные трудности, но есть время для их преодоления. Учебный год только начался. Что касается практики — не берусь сказать. Время покажет, насколько нововведения повлияют на результаты.