Авторизация

Войти
Забыли пароль?

Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь

Регистрация

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Максимальный размер файла: 2048 Kbytes
Допустимые форматы изображений: png, jpeg, jpg, gif
может использоваться как логин при входе на сайт
Допустимые символы пароля: . _ a-z A-Z 0-9 , не меньше 5 символов
капча
Зарегистрироваться
18:47
21 Декабря, суббота
Найти
03 Апреля 2015 Количество просмотров новости: 1407

Скоро в школу

Советы психолога Елены Главатских, заведующей отделением медико-социальной помощи центра «Подросток» городского округа Ревда.

Начало учебной жизни — переломный момент для каждого ребенка. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе.

 

Ребенок не хочет учиться

«Учу его, учу, а он как об стенку горох!»  — как часто я слышу эту фразу от родителей дошкольников на консультациях. Многие признаются, что чего только ни делали: и воспитывали, и сладкого лишали, и  запугивали фразами типа: «Буквы не выучишь — в школу не возьмут». Намерения-то у них были благие — научить ребенка, но зачем оказывать давление и перегружать неокрепший детский организм?

Практика показывает, что дети, которые не посещают специально организованные подготовительные курсы, прекрасно успевают в школе, для них обучение — как игра, и учатся они играючи, легко.  А если родители заставляют ребенка учить те же буквы, и при этом обучение проходит с подзатыльниками, неприятными ощущениями и эмоциями, то ребенок эту школу уже тихо ненавидит, не начав в ней учиться.

Когда  родители силком заставляют ребенка заниматься, они тем самым вызывают негативное отношение к учебе. Такой ребенок школьную атмосферу воспринимает как агрессивную, а отсюда начинается нарастать ком проблем. Ребенок боится, и внутренне закрывает себя от принятия информации. Он учительницу бедную не слышит и не видит, как бы она ни старалась. Потом проверка знаний – и плохая отметка. Ребенок идет домой с внутренней готовностью  к родительскому недовольству его успехами. Благо, если процесс воспитания обходится без физического или психологического воздействия, но часто бывает и по-другому. А потом родители приходят к нам на консультацию и спрашивают: «Что делать? Ребенок не хочет учиться». Начинаешь выяснять корень проблем, и оказывается, ребенок живет с отвращением к слову «школа» и всему, что с этим словом связано. Если ребенку в школе неинтересно, он начинает пропускать уроки. Чтобы как-то реабилитироваться в глазах родителей, начинает увиливать, говорить неправду. И все, процесс пошел, его не остановить, а пробелы в знаниях потом нагнать очень сложно.

Итак, давайте резюмировать: если ребенок проявляет интерес к обучению в школе — давайте ему эту информацию. Знаю детей, которые в четыре-пять лет сами просят называть им буквы, цифры, просят родителей, чтобы те  научили читать.

А если ребенок не хочет заниматься, и приходится насильно его усаживать — не надо этого делать, не формируйте в ребенке негатив к школе. Садитесь на ковер, играйте с ним игрушками, общайтесь, развивайте его. Сейчас даже в детском саду подходят к процессу обучения индивидуально. Нет занятий в общепринятом смысле, для детей формируется развивающая среда. 

 

Ребенок не может хорошо учиться

Всем родителям гипотетически хочется детей-отличников, поэтому многие на них постоянно давят. Это, на мой взгляд, проявление родительского эгоизма — как приятно сообщить другим, что ребенок отличник! А какой ценой добываются эти пятерки? События последних лет показали, что отличники входят в группу риска по суицидам. Суицидальные проявления встречаются и у первоклассников. В моей практике были такие случаи. Думаю, это серьезный повод родителям задуматься над тем, так ли они воспитывают своих детей?

Очень важно адекватно оценивать способности детей. Родителям нужно знать, и главное, принимать уровень интеллектуального развития своего ребенка. Кого-то за тройку нужно хвалить — это максимальная оценка, на которую ребенок способен учиться. Он вкладывает в учебу все свои силы, но у него три — это его «потолок», так его не надо бояться хвалить. Расскажу случай из практики. Ребенка оставили на второй год, потому что он не справляется с программой. Мама с ним вечерами сидит, таблицу умножения учит, писать его без ошибок заставляет. У нее нет других дел, как только выполнить с ребенком домашнее задание. А ребенок снова приносил из школы двойки. Она в школу его вела, чтобы он не сбегал. В класс заводила, с учительницей разговаривала. А результата нет. В этом случае вопрос встал об умственных способностях ребенка. Когда мама узнала, что ее сыну показано обучение по другой, упрощенной программе, она долго не могла это принять. У нее год или два на это ушло. Ребенок перешел в другую школу, адекватную его способностям и почувствовал себя успешным. У него появились хорошие отметки, в школу он сейчас ходит сам.

А есть такие дети, для которых  «четыре» далеко не предел — с такими детьми можно поговорить, объяснить, что при желании он может учиться лучше. Но опять же — оценка способностей ребенка родителями должна быть адекватной.

Ребенок не будет хорошо учиться, если он внутренне не принимает педагога. Очень часто привычно громкую речь педагога дети воспринимают как негатив в свой адрес, для них громкий голос ассоциируется с руганью. Возникает внутреннее напряжение, как следствие — неприятие педагога и всего, что он говорит, ребенок замыкается, теряет интерес к школе.

Не надо забывать, что у детей могут возникнуть проблемы с межличностным общением. Приходя в класс, они попадают в новое окружение. Каждый из них должен занять свою нишу в общей иерархии. Если у ребенка развиты способности к коммуникациям — отлично, он быстро станет частью коллектива. Если ребенок замкнут, зашорен — адаптация длится не месяц-два, а больше. Надо быть к этому готовыми.

 

Главное — не навредить

Подготовкой детей к школе некоторые  родители начинают заниматься чуть ли ни с того момента, когда ребенок начинает говорить. При этом они упускают важные задачи по ролевым играм в период с трех лет, когда ребенку необходимо осознать роли каждого? Мамы, папы, врача, продавца и так далее. Родители усаживают ребенка за стол и начинают учить. Почему-то большинство родителей считают, что подготовить к школе — это научить читать, писать и считать, замерев, сидеть за партой. Это, безусловно, важно, но важнее обратить внимание на психологический аспект: формирование способности выполнять требования и правила школы. Если ребенок готов к новым условиям обучения, тогда он и ручку научится держать, и писать, и усидчивость у него будет.

Ошибка некоторых родителей в том, что они учат своих детей неумеючи. Не раз наблюдала, как мама говорит: «Это буква «мэ», это буква «а», это буква «пэ», читай». Ребенок выдает: «Мэ-а-мэ-а, пэ-е-пэ-а». Мама начинает нервничать: «Нет! Надо читать «ма-ма», «па-па». То есть, мама изначально вносит путаницу в понятие «звук» и «буква». Понятно, что у ребенка могут возникнуть проблемы с идентификацией. Педагоги начальных классов часто признаются, что им приходится переучивать детей. На это переучивание уходит время, силы, нервы. Хочется обратить внимание родителей дошколят на эту проблему. Если вы чему-то хотите научить своего ребенка — не вредите ему. Сейчас очень много развивающих тетрадей по развитию логики, мышления. Лучше заниматься по ним.

Хотите подготовить ребенка к школе — развивайте его память, логику, мышление, воображение. Вот четыре составляющих успешной учебы в школе и те психические процессы, которые отвечают за способность к обучению.

Ребенку перед школой не столько нужны обучающие группы, сколько развивающие. Главное ставить ребенка на ступеньку выше в его развитии, тогда он легко справится со школьной жизнью, и адаптация пройдет быстрее.

Когда идти учиться

Бывают случаи, когда период адаптации длится год. Это характерно для детей, которые идут в школу неполных семи лет. Одно время чуть ли не целые классы шли учиться с шести лет. Сейчас психологи убеждают уходить от этой практики. Один пример из практики: умный и довольно развитый мальчик пошел в школу с шести лет. Он получал хорошие отметки, но весь первый класс не понимал, что от него требуют. Он бегал на переменах как угорелый, он не мог сосредоточиться, отвлекал других ребят. Этот мальчик был проблемой для родителей и педагога: его несобранность и неорганизованность никакой корректировке не поддавались. А во втором классе мальчика как будто подменили. Он спокойно сидел на уроках, стал тише на переменах — он дорос до школы, принял и начал выполнять школьные требования и правила. Этот пример говорит о том, что ребенок психологически не был готов к школе, поэтому я категорически против обучения детей в школе до семи лет.

Некоторых детей полезно отдавать в школу с восьми лет. Речь идет не об умственных способностях детей, а об их психоэмоциональной индивидуальности. Детей за это нельзя ни ругать, ни хвалить, это нужно принимать как данность. К сожалению, родительская компетентность в плане педагогики еще не на высоте, и я всегда очень рада, когда родители начинают хотя бы задумываться, а нужно ли отдавать ребенка в школу раньше? За подобными консультациями последние годы часто обращаются родители, чьим детям на момент поступления в школу еще нет полных семи лет.  Чаще всего обращаются родители шести с половиной лет. Бывает, они находят возможность оставить ребенка еще на год в детском саду, или водят его в развивающие группы. Практика показывает, что такие дети проще «въезжают» в школьный процесс и учатся, как  правило, лучше.

Задумываться о том, когда отдать ребенка в школу лучше, когда ему 4-5 лет. В этот период его проще оставить еще на год в детском саду. Если после «выпускного» все из группы пойдут в школу, а ваш ребенок нет — для него это может стать психологической травмой. В этом случае нужно разговаривать с ребенком, объяснять, что ему лучше год провести дома. Главное, чтобы делалось это по воле ребенка, а не против нее. 

Подготовила Наталья РАКИНА









Веб-камеры Ревды