Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
Татьяну Лиферову, воспитавшую целую плеяду выдающихся учеников музыкальной школы Ревды, я представляла себе дамой сугубо академического воспитания и нрава, очень серьезную и даже сухую. Разговор шел «со скрипом» — Татьяна Борисовна неохотно рассказывала о себе, больше говорила об учениках и их победах. А когда она села за инструмент и заиграла, я поняла, что передо мной — так и не обузданная годами задорная девчонка с трепетной душой. Она играла популярные мелодии, но так, что звучали они по-особенному вкусно, ярко, сочно.
— Когда вы поняли, что музыка — это ваше главное дело в жизни?
— Пожалуй, когда стали проявляться способности… Помню, как мама занималась со мной лет с четырех, потом привела в музыкальную школу. Попасть туда в годы моего детства было намного сложнее, был конкурс. Пока инструмента у меня не было, дела шли не ахти, я по этому поводу переживала. Когда же мне купили пианино, и я стала заниматься у Фриды Генриховны Николовой, появился интерес к музыке. Она старалась выводить меня на сцену, учила читать с листа. Когда я поняла, что музыка — это мое навсегда, сразу пошли успехи в учебе. В четвертом классе уже играла произведения Бетховена. Школу я заканчивала у Светланы Яковлевны Старцевой. Без проблем поступила в музыкальное училище, затем заочно закончила консерваторию.
— И снова вернулись в ДМШ, но уже педагогом?
— Да. В 1972 году я вернулась в класс, где когда-то занималась. Конкурсной деятельности такой, как сейчас, не было, но все-таки старались развивать учеников. Некоторые ученицы пошли по моим стопам и тоже вернулись в родную школу. Лена Волкова, Катя Югай, Надя Хлопина — мои воспитанницы. Моя выпускница Катя Филипьева работает в ДМШ где-то на Севере.
Когда стали вводить квалификационные категории, мне сразу дали максимальную — к тому времени из 34 учеников 18 выбрали музыкальную стезю, продолжая учебу в музыкальных училищах, педвузах, у некоторых за плечами была консерватория. Я работала в ДМШ до отъезда в Монголию, но через 4,5 года вернулась.
— Если не секрет, как вы попали в Монголию?
— Мужа отправили в командировку, и я уехала с ним. Сын Кирилл там пошел в школу, стал учиться играть на аккордеоне. На этом инструменте когда-то играла моя мама… Признаться, это был очень яркий, насыщенный период моей жизни. Работала директором ДМШ, преподавательская нагрузка была серьезная. И кроме этого — много аккомпанировала. В Эрдэнэте была хорошая музыкальная база, в этом городе проводились Международные фестивали. В период моего пребывания там проходил VIII Фестиваль Дружбы монголо-советской молодежи. Я выступала на одной площадке с известными артистами.
— Среди ваших учеников всегда есть «звездочки». Как вы думаете, в чем залог вашего успеха?
— Даже не знаю… Чтобы ребенок заиграл, ему надо многое объяснить. Когда говоришь, что музыка живая, что у нее есть свое настроение, интонация, он проникается, начинает слышать. Возникает взаимопонимание и начинается совместная работа. Вижу, что ученики хотят играть, стараюсь их увлечь, дать инструментарий для самовыражения. Ребенка со способностями видно сразу, он старается привнести в музыку свою интонацию. И задача педагога под это его желание подвести техническую и образовательную базу.
— То есть, если вы с ребенком на одной волне — всё получится?
— Не факт. Многое зависит от родителей. Хочется от них поддержки, заинтересованности, помощи в организации режима домашних занятий. Хотя и при поддержке «достучаться» получается не до всех. Попадают ученики, которые в ДМШ ходят не по своему, а по родительскому желанию. Перед ними из урока в урок выкладываешься, а результат — нулевой, потому что нет интереса.
— Вы — автор учебно-методического пособия «Играем джаз». Какие произведения в него вошли? Ваши любимые?
— За сборник взялась из-за большого желания показать детям ещё одну грань музыки, более понятную, открытую, которую слышно со всех сторон. Хотелось включить такую музыку в репертуар музыкальной школы. В сборник вошли популярные мелодии в легком переложении в стиле блюз, буги-вуги, кантри, рэг-тайм..
— Сами вы когда увлеклись джазом?
— В студенческие годы. Джаз тогда не был таким популярным, как сейчас, это было, скорее, молодежное веяние. Студенческая среда была созвучна их творчеству. Для расширения кругозора мы с подругами вольнослушателями ходили на лекции по зарубежной и советской литературе, другим интересным для нас предметам. Там познакомились с ребятами — организаторами джазовых концертов. Мы бегали на эти концерты, впитывали музыку. Джаз ценен тем, что каждый из исполнителей привносит свою нотку, передает свое настроение.
— Вы стали победителем в номинации «Верность профессии»…
— Я много лет заведовала фортепианным отделением и эту награду, как шутя говорю, мне за возраст дали. Но, признаться, было приятно. Хотя успехи детей меня радуют больше.
— Вы о своих детях или об учениках?
— Обо всех. Конечно, рада каждому успеху сына и дочери. Они у меня уже взрослые. Есть две замечательных внучки. Софье 12, она с четырех лет танцует у Ларисы Шашковой, учится в музыкальной школе у Эльвиры Русиновой. Младшей Серафиме два годика, старается старшей подражать и даже научилась кланяться «в пол»… Так хочется, чтобы всё у них получалось, складывалось в жизни удачно, чтобы свое место нашли.
Но и успехи учеников, честно скажу, равнодушными не оставляют. И не только меня, мою маму тоже. Она следит за всеми публикациями…
Саша Титов очень талантливый музыкант, «золотой фонд» Уральского театра эстрады, ведущий джаз-мэн. В этом же театре выступает еще один мой ученик — Фёдор Данилов. В ансамбле «Солнцеворот» — Настя Крищик. Очень радует, что продолжает музыкальное образование Андрей Лёшкин. Он попал в нужную среду, его талант раскрывается. У него было много побед на конкурсах Российского уровня, дважды был лауреатом международных конкурсов. Последние его школьные «вершины» – гран-при Всероссийского фестиваля и стипендия Международного Благотворительного фонда Владимира Спивакова. В этом году он открывает в Ревде филармонический сезон вместе с Уральским академическим филармоническим оркестром, играет концерт Эдварда Грига.
— Мне очень нравится традиция нашей ДМШ поддерживать своих выпускников. У вас связь с ними не прерывается.
— Да. У нас очень активный директор. Татьяна Гениевна Асельдерова — молодец, много работает над собой. Мы всегда удивляемся ее энергии, мощи, напору, неуемности. Не каждая школа может порадовать такой конкурсной и концертной деятельностью. Наши ученики выступают везде. Жизнь моя давно измеряется периодами подготовки к выступлениям и перерывами между ними. Скучать некогда! Не замечаю, как год пролетает. А какие у нас были вечера! С выступлениями, переодеваниями — они заряжали нас доброй веселой энергией. Смотришь на фотографии, и тепло в душе разливается.
— Слушаю вас и завидую. Вы — счастливый человек, Татьяна Борисовна. Состоялись в профессии, стольким ученикам мир музыки открыли. Думаю, и планы на будущее уже есть?
— Пока впереди только текущие дела. Подводим итоги года, набираем новых учеников. Хочется, чтобы среди них тоже были яркие, творческие ребята, наши новые «звездочки» и еще прилежания от учеников хочется, умения трудиться.
Наталья РАКИНА