Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
Национальный Чемпионат рабочих профессий «WorldSkills» стал доступен для молодых специалистов в сфере образования. Впервые в Ревде в муниципальном отборочном туре приняли участие студенты педагогического колледжа. Победитель представит наш город на области и, может быть, примет участие в национальном этапе конкурса.
Хотелось бы начать с того, что на «WorldSkills» выступают в основном студенты учреждений технического образования. Спектр профессий широк — 55 компетенций в семи профессиональных сферах. К примеру, строительную область представляют маляры, каменщики, сантехники, столяры и плотники; информационные и коммуникационные технологии — инженеры и программисты; в творчестве и дизайне — ювелиры и дизайнеры; в области промышленного производства — фрезеровщики, токари, специалисты по электронике и промышленной автоматике. Но есть такая профессиональная область, как сфера услуг. До прошлого года в нее входили парикмахеры, повара, врачи, кондитеры, рестораторы и дизайнеры одежды. Теперь еще воспитатели детских садов и, возможно, скоро будут включены учителя начальных классов.
На национальном Чемпионате в Казани в прошлом году впервые презентовали такую компетенцию, как «дошкольное образование». Участники делали все то же самое по тем же требованиям, что и другие профессиональные сферы, только без оценок жюри. На их работу просто посмотрели. Презентация прошла успешно — теперь эта компетенция официально внесена в список «WorldSkills». Настает очередь компетенции «учитель начальных классов».
Учреждения Свердловской области принимают участие в «WorldSkills» уже давно. Педагогические колледжи — впервые. И первой стартовала Ревда. В минувшую пятницу, 11 декабря, в этом учреждении прошел конкурс профессионального мастерства по критериям комитета «WorldSkills Russia».
— Это совсем другой подход к проведению конкурсов профмастерства, — рассказывает заместитель директора Ревдинского педагогического колледжа по развитию и содержанию образования Наталья Коровина. — Здесь другие требования к педагогам, к жюри, к участникам. Мы раньше никогда не проводили таких конкурсов. Основной упор сделали именно на будущих учителей начальных классов. У нас есть студенты, которые обучаются на «Дошкольное образование». Но обязательное требование комитета — участник должен быть в возрасте от 18 до 22 лет. А «дошкольники» у нас еще маленькие для этого.
Главная особенность конкурса «WorldSkills» — это практико-ориентированные задания. По сути, участвовать может любой желающий студент, подходящий по возрасту. Но в педколледже решили подойти немного по-другому. Участников поделили на две группы — студенты-выпускники и предвыпускной курс. В первую группу вошли губернаторские стипендиаты, во вторую — все желающие. Для «старших» задания посложнее, «младшим» — полегче. Но все работали абсолютно в одинаковых условиях.
Итак, студентам-выпускникам предстояло провести урок, написать эссе, провести мастер-класс «Научу за пять минут» и подготовить выступление на педагогическом совете. «Младшей» группе — внеурочное мероприятие по правилам дорожного движения, эссе, мастер-класс и провести родительское собрание. Но! Тему урока, предмет, возраст детей, тему эссе участники узнавали только непосредственно перед выполнением задания. На подготовку давали 40 минут, 15 минут — на проведение. Только мастер-класс был домашней заготовкой. И то студенты должны были научить «детей» чему-то ровно за пять минут.
Самыми сложными заданиями, как отмечают организаторы, были проведение урока и эссе. Во время подготовки за участниками следили наблюдатели. Студентам за 40 минут нужно было не только придумать, что рассказать «детям» по заданной теме, но и составить цель, задачу и выдать весь учебный материал ровно за 15 минут. При этом оценивалось, как «учитель» выходит к доске, как ведет себя с «детьми», как пользуется терминологией, какая у него речь и манера общения. В роли «детей» выступали волонтеры — студенты педколледжа.
— Требования были и к жюри, — отмечает Наталья Анатольевна. — Вот если на экзамене студент что-то начинает говорить не так, ошибаться, экзаменующий педагог может начать мимикой, эмоциями подсказывать, что он делает неправильно. И есть возможность поправиться. А здесь по требованиям «WorldSkills» это запрещено. Экзаменаторы не должны показывать эмоций, просто наблюдать. Это довольно тяжелое психологическое напряжение для студента.
Победителя выбирали только одного в каждой группе. У «старших» больше всех баллов за четыре задания набрала Людмила Лаврентьева, у «младших» — Анастасия Мансурова. Одна из них совсем скоро поедет на областной этап конкурса «WorldSkills», где поборется со студентами других педколледжей области. Он должен состоятся в феврале 2016 года. Региональный — в марте, национальный — в конце весны. Посмотрим, как проявит себя Ревда на первом, не побоюсь этого слова, образовательном «WorldSkills» в России.
Андрей АГАФОНОВ