Авторизация

Войти
Забыли пароль?

Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь

Регистрация

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Максимальный размер файла: 2048 Kbytes
Допустимые форматы изображений: png, jpeg, jpg, gif
может использоваться как логин при входе на сайт
Допустимые символы пароля: . _ a-z A-Z 0-9 , не меньше 5 символов
капча
Зарегистрироваться
21:19
21 Декабря, суббота
Найти
13 Ноября 2017 Количество просмотров новости: 2130

Нагайка, бекеша, пернач: что интересного можно узнать в музее истории казачества в школе №1

В Ревде в начале ноября прошла акция «Ночь истории». О многих музеях мы не раз писали, но о музее «Истории казачества» в школе №1 еще не рассказывали. Наверное, многие о нем даже не слышали.

 

О своем детище — музее, рассказывал атаман казачьего войска станицы Ревдинская, преподаватель истории казачества в школе №1 Василий Пряхин.

В музее два зала. Один посвящен Великой Отечественной и Афганской войнам, второй — истории казачества. Музей стал наполняться в 2008 году, сейчас в нем собранно 700 экспонатов. Там можно увидеть многочисленные предметы быта казачьего дома — коромысла, утюги, настоящие казачьи чугунки начала XX века, весы, которым 150 лет. Интересно, что в экспозиции имеются лапти, хотя казаки их не носили. Но они их довольно неплохо плели и продавали. Также в музее есть настоящий оренбургский пуховый платок, Василий Васильевич продемонстрировал подлинность платка, продев его сквозь кольцо.

Особое место в музее занимает конная амуниция. Ведь конь для казака — это тот же отец. «Казак без коня — полная сирота», — говорит атаман.

Платье казачки. В давние времена казачьи женщины ходили в шароварах, сверху рубахи. На голове намотанные платки-тюрбаны (одежда походила на азиатскую). А после войны 1812 года, казаки в Париже накупили женам платьев. Но казачки отказались их надевать. Позднее казаки пригласили из Парижа модельера, объяснив тому, что женщины противятся новой моде. Ему хватило всего одного часа, чтобы переубедить их. Он просто разрезал платье на две части — в нижнюю вдел резинку, получилась юбка, а верхнюю разрезал снизу до ворота и быстро нашил пуговицы, получилась блуза. С 1842 года казачки стали ходить в таких нарядах.

Одежда казака

Об одежде казаков можно долго рассказывать — предметов много. Например, шинель носили все, только войлок и цвет зависели от чина казака. Она спасала казаков от холода зимой и летом в ней не жарко. Папаха — традиционная шапка казака, парадная — из каракуля, а повседневная — из овчины. В черных и коричневых ходили все, а вот белые разрешались только высшему начальству.

Есть у казаков и бекеша, если попросту — укороченная шинель, ведь казак всегда был на коне, а в длинной одежде ездить верхом неудобно. Было решено ее обрезать и облагородить — на манжеты и воротники нашивался натуральный мех.

— Есть и казачьи награды, которые раньше называли «цацки», — рассказывает Василий Пряхин. — Сейчас же все награды казакам утверждены президентом РФ. Так просто их уже не получить.

У разных казачеств своя форма, отличается цветом и даже правилами ношения наград. Главное отличие — лампасы на штанах. Алые лампасы носят донские и сибирские казаки. У кубанских они тоже алые, но полоска тонкая, в 2 миллиметра. Оренбургские и терские казаки носят лампасы василькового цвета. У семиреченских и уральских — малиновые. Самые яркие — желтые — носят уссурийские, амурские и астраханские казаки.

Молоточек для прибивания знамени. Именно этим молоточком свои гвозди в древки различных казачьих знамён вбивали президент Дмитрий Медведев, Патриарх Московский Кирилл, губернатор Свердловской области Александр Мишарин. А в 2010 году глава Ревды Владимир Южанин вбил им гвоздь в древко кадетского знамени.

Казачье знамя

Знамя Ревдинской станицы хранится в храме во имя Архистратига Михаила. Интересно, что есть специальная церемония прибивки знамени к древку и его освящения. Освященное знамя надевают на древко и прибивают специальным молотком, гвозди вбиваются в определенном порядке с центра.

Сначала старейший казак, прочитав молитву «Отче наш», забивает первый гвоздь. Далее атаман приглашает по старшинству представителей атаманского правления вышестоящего казачьего общества, почетных гостей городского правления, стариков и лучших казаков. Молоток передается участниками церемонии из рук в руки. Последний гвоздь обязательно вбивает атаман общества.

 

Благословление атамана

Не имеющий казачьих корней, то есть, не являющийся казаком по рождению, должен пройти церемонию принятия (верстания) в казаки, она сохранилась и по сей день. Церемония проходит в храме. Старики проверяют кандидата на знание молитв, традиций и казачьих заповедей. После чего принимаемый крестится и целует крест, Святое Евангелие.

Атаман берет в руки нагайку и благословляет его сильными ударами по спине три раза. Первый — за отечество, второй — за казачество. И третий, самый сильный — за веру православную.

— Два года назад меня избирали в атаманы, обряд такой же. Я помню, месяц не мог лечь на спину, кожа разошлась, — вспоминает Василий Васильевич.

Нагайка. Это нагайка атамана станицы Ревдинская Василия Пряхина, самый старинный экспонат музея, именно с нее музей и начал наполняться.

Воспитание казачат

При рождении мальчика казаки гуляли три дня, девочка же — это трагедия. Но для того, чтобы отец мог взять дочь на руки, он должен был съесть крынку каши, сваренной самой старшей казачкой. Но и здесь не всё просто — эта каша была сильно соленой, перченой и с добавлением большого количества горчицы, ее нужно было съесть не поморщившись. Это для светлой доброй жизни дочери.

Воспитание детей в традициях начиналось с пяти лет. Воспитанием мальчиков занимались только старики и крестные, потому что считалось, что наказание отца может быть слишком мягким, а другие жалеть не станут.

 

Сватовства

Свататься отправляли самого разговорчивого казака. У избранницы возле входной двери висела отцовская нагайка, Сват ее должен бросить на пол. Если невеста ее поднимала и весила обратно, значит, речи о свадьбе не было. Сваты могли попить чай, о казачьих делах поговорить, но о свадьбе ни слова. Если девушка положит нагайку на стол — она готова. Тогда казаки могли по несколько дней сидеть без еды и сна, обсуждать предстоящее события и все финансовые расходы — от торжества до строительства дома.

Пернач. Этот пернач можно увидеть не только в школьном музее «Истории казачества», но и в фильме «Ермак», в руках есаула Головко.

Когда казак погибал

При гибели казака на войне все его вещи и оружие складывали вместе с ним. Только папахи и фуражки привозили вдове, она клала их на божницу и в течении пяти лет не имела право выйти замуж.

— Был такой случай, когда Николай II ехал в Крым, по пути он заехал в станицу к вдове казака, вручить награду посмертно и дать ей денежную премию, — рассказывает атаман. — Но зная традиции, по которым к вдове нельзя было даже зайти в курень (жилище), он три часа стоял и ждал, пока она была в поле. Когда она пришла, пригласила его, и только тогда он зашел и вручил награду.

Если же вдова по прошествии положенных пяти лет всё же решала выйти замуж, тогда будущий муж при двух старейшинах заходил в курень, читал молитву, брал фуражку погибшего и шел на родовую реку. Он просил прощения у брата-казака и брал обязательства, что будет любить его жену и детей. Если же старейшины согласны с этим, фуражка или папаха опускалась в воду, только тогда шли под венец.

— Если в многодетной семье, где погиб казак, был сын, которому исполнилось 10 лет, его брали под шинель. Ребенка ставили на стул и одевали на него шинель, под нее заходили все братья, сестры и мать. Атаман прикладывал к его плечу булаву или пернач со словами «Вы под защитой бога и казачества». После этого мальчик становился полноправным казаком. Он мог пойти работать или охотиться наравне со взрослыми, за столом он сидел на месте отца и ел полными чашами. Отвечал он уже за всю свою семью.

Это малая часть традиций казачества. Более подробно о том, как жили казаки, вам расскажут в музее школы №1. Экскурсии проводятся по заявкам.

Екатерина ГОРОДКО. Фото Екатерины Городко









Веб-камеры Ревды