Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
В Ревде в начале ноября прошла акция «Ночь истории». О многих музеях мы не раз писали, но о музее «Истории казачества» в школе №1 еще не рассказывали. Наверное, многие о нем даже не слышали.
О своем детище — музее, рассказывал атаман казачьего войска станицы Ревдинская, преподаватель истории казачества в школе №1 Василий Пряхин.
В музее два зала. Один посвящен Великой Отечественной и Афганской войнам, второй — истории казачества. Музей стал наполняться в 2008 году, сейчас в нем собранно 700 экспонатов. Там можно увидеть многочисленные предметы быта казачьего дома — коромысла, утюги, настоящие казачьи чугунки начала XX века, весы, которым 150 лет. Интересно, что в экспозиции имеются лапти, хотя казаки их не носили. Но они их довольно неплохо плели и продавали. Также в музее есть настоящий оренбургский пуховый платок, Василий Васильевич продемонстрировал подлинность платка, продев его сквозь кольцо.
Особое место в музее занимает конная амуниция. Ведь конь для казака — это тот же отец. «Казак без коня — полная сирота», — говорит атаман.
Одежда казака
Об одежде казаков можно долго рассказывать — предметов много. Например, шинель носили все, только войлок и цвет зависели от чина казака. Она спасала казаков от холода зимой и летом в ней не жарко. Папаха — традиционная шапка казака, парадная — из каракуля, а повседневная — из овчины. В черных и коричневых ходили все, а вот белые разрешались только высшему начальству.
Есть у казаков и бекеша, если попросту — укороченная шинель, ведь казак всегда был на коне, а в длинной одежде ездить верхом неудобно. Было решено ее обрезать и облагородить — на манжеты и воротники нашивался натуральный мех.
— Есть и казачьи награды, которые раньше называли «цацки», — рассказывает Василий Пряхин. — Сейчас же все награды казакам утверждены президентом РФ. Так просто их уже не получить.
У разных казачеств своя форма, отличается цветом и даже правилами ношения наград. Главное отличие — лампасы на штанах. Алые лампасы носят донские и сибирские казаки. У кубанских они тоже алые, но полоска тонкая, в 2 миллиметра. Оренбургские и терские казаки носят лампасы василькового цвета. У семиреченских и уральских — малиновые. Самые яркие — желтые — носят уссурийские, амурские и астраханские казаки.
Казачье знамя
Знамя Ревдинской станицы хранится в храме во имя Архистратига Михаила. Интересно, что есть специальная церемония прибивки знамени к древку и его освящения. Освященное знамя надевают на древко и прибивают специальным молотком, гвозди вбиваются в определенном порядке с центра.
Сначала старейший казак, прочитав молитву «Отче наш», забивает первый гвоздь. Далее атаман приглашает по старшинству представителей атаманского правления вышестоящего казачьего общества, почетных гостей городского правления, стариков и лучших казаков. Молоток передается участниками церемонии из рук в руки. Последний гвоздь обязательно вбивает атаман общества.
Благословление атамана
Не имеющий казачьих корней, то есть, не являющийся казаком по рождению, должен пройти церемонию принятия (верстания) в казаки, она сохранилась и по сей день. Церемония проходит в храме. Старики проверяют кандидата на знание молитв, традиций и казачьих заповедей. После чего принимаемый крестится и целует крест, Святое Евангелие.
Атаман берет в руки нагайку и благословляет его сильными ударами по спине три раза. Первый — за отечество, второй — за казачество. И третий, самый сильный — за веру православную.
— Два года назад меня избирали в атаманы, обряд такой же. Я помню, месяц не мог лечь на спину, кожа разошлась, — вспоминает Василий Васильевич.
Воспитание казачат
При рождении мальчика казаки гуляли три дня, девочка же — это трагедия. Но для того, чтобы отец мог взять дочь на руки, он должен был съесть крынку каши, сваренной самой старшей казачкой. Но и здесь не всё просто — эта каша была сильно соленой, перченой и с добавлением большого количества горчицы, ее нужно было съесть не поморщившись. Это для светлой доброй жизни дочери.
Воспитание детей в традициях начиналось с пяти лет. Воспитанием мальчиков занимались только старики и крестные, потому что считалось, что наказание отца может быть слишком мягким, а другие жалеть не станут.
Сватовства
Свататься отправляли самого разговорчивого казака. У избранницы возле входной двери висела отцовская нагайка, Сват ее должен бросить на пол. Если невеста ее поднимала и весила обратно, значит, речи о свадьбе не было. Сваты могли попить чай, о казачьих делах поговорить, но о свадьбе ни слова. Если девушка положит нагайку на стол — она готова. Тогда казаки могли по несколько дней сидеть без еды и сна, обсуждать предстоящее события и все финансовые расходы — от торжества до строительства дома.
Когда казак погибал
При гибели казака на войне все его вещи и оружие складывали вместе с ним. Только папахи и фуражки привозили вдове, она клала их на божницу и в течении пяти лет не имела право выйти замуж.
— Был такой случай, когда Николай II ехал в Крым, по пути он заехал в станицу к вдове казака, вручить награду посмертно и дать ей денежную премию, — рассказывает атаман. — Но зная традиции, по которым к вдове нельзя было даже зайти в курень (жилище), он три часа стоял и ждал, пока она была в поле. Когда она пришла, пригласила его, и только тогда он зашел и вручил награду.
Если же вдова по прошествии положенных пяти лет всё же решала выйти замуж, тогда будущий муж при двух старейшинах заходил в курень, читал молитву, брал фуражку погибшего и шел на родовую реку. Он просил прощения у брата-казака и брал обязательства, что будет любить его жену и детей. Если же старейшины согласны с этим, фуражка или папаха опускалась в воду, только тогда шли под венец.
— Если в многодетной семье, где погиб казак, был сын, которому исполнилось 10 лет, его брали под шинель. Ребенка ставили на стул и одевали на него шинель, под нее заходили все братья, сестры и мать. Атаман прикладывал к его плечу булаву или пернач со словами «Вы под защитой бога и казачества». После этого мальчик становился полноправным казаком. Он мог пойти работать или охотиться наравне со взрослыми, за столом он сидел на месте отца и ел полными чашами. Отвечал он уже за всю свою семью.
Это малая часть традиций казачества. Более подробно о том, как жили казаки, вам расскажут в музее школы №1. Экскурсии проводятся по заявкам.
Екатерина ГОРОДКО. Фото Екатерины Городко