Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
Областной конкурс «Молодой педагог-2018» в Свердловской области проводится впервые. И его обязательное условие — участвует учитель, который первый год работает в школе. После победы на муниципальном этапе, Ревду представляла Софья Лутфуллина. И она победила!
Первый раз в первый класс
Софья родилась в семье учителя. Ее мама работает преподавателем в начальных классах «Еврогимназии». Сама Софья училась в школе №28, но заканчивала девятый класс уже в той же самой гимназии. Сразу после поступила в Ревдинский педагогический колледж на специальность «Коррекционная педагогика в начальных классах». Девушка старалась участвовать во всех мероприятиях, в том числе областного уровня, покоряла смотры профессионального мастерства и параллельно пела в вокальном ансамбле «Глория». И вот, получив диплом, она стала педагогом — взяла первый класс в «Еврогимназии». Это было буквально три месяца назад. А сейчас Софья Валерьевна — лучший молодой учитель Свердловской области.
— В профессию я пошла, в первую очередь, из-за мамы. Она работает учителем и я, глядя на нее, тоже захотела. К тому же, у меня две младшие сестры-двойняшки — Арина и Карина. Я постоянно с ними, искала подходы, решала конфликты. И стала безумно любить работу с маленькими детьми. Педагогический колледж дал мне отличные знания. В совокупности эти два фактора сложились в благоприятные условия для работы в школе.
— Получается, ты всегда хотела быть учителем. Разве не было мыслей, что можно поработать кем-то еще?
— Я себя даже попробовала в другой профессии. Поработала администратором в автосалоне в Екатеринбурге. Эта работа — бесконечное общение со взрослыми людьми, что меня, если честно, напрягало. Частые конфликты, давление на то, что я молодая и неопытная. А с детьми мне хорошо! Они тебя любят, обожают, как бы ты ни ругался на них. Говорят же, что учителя начальных классов — это учителя в любви. Так и есть. Они могут подойти, обнять, рассматривают тебя, слушают каждое твое слово. Им это важно. И я решила, что в профессии педагога я найду себя лучше, чем в какой-то другой.
— Сейчас ты работаешь в «Еврогимназии» вместе с мамой. Наверняка, это колоссальная поддержка на первых этапах?
— Да, мы с ней вместе на параллели. У нее тоже первый класс. Здесь мне комфортно работать. Все учителя знакомые, притираться к коллективу не надо. К тому же, я тут проходила практику от педколледжа. Приняли меня хорошо, помогают, подсказывают, разные методические материалы дают. И, конечно, ценная моральная поддержка от мамы.
Городской этап
— Ты работаешь первый год, еще не прошло первое полугодие. Идет адаптация к школе не только у детей, но и у молодых учителей. И вдруг — конкурс. Откуда силы и возможности на него?
— Меня пригласили на муниципальный этап. Вместе со мной участвовали девочки, с которыми я тоже училась в колледже — это Настя Неустроева и Настя Ширяева. Я, честно, на победу не ставила. Мои коллеги всегда были лучше в колледже на разных соревнованиях. И тут — первое место.
— Расскажи, чтобы мы понимали, что это за муниципальный этап? Что нужно было делать?
— Был конкурс «Визитка». Нужно было представить видео о себе. Мне его помог сделать [педагог-организатор ЦДО] Максим Шевчук, и это видео потом в итоге меня еще больше выручило. Следующий этап — фрагмент урока. На него дают меньше 10 минут. А я в гимназии веду еще робототехнику у трех младших классов. Поэтому решила провести его. Я привезла наборы конструктора, и эти занятия всех очень заинтересовали. Потом было тестирование по правовым основам педагогической деятельности. И последний этап — дискуссия. Вместе с учителями разных школ обсуждали актуальные темы. Я подняла проблему безотметочной системы в первом классе, какие методы можно применить, чтобы оценить ребенка. Привела свой пример. Я разные картинки вырезаю, к Новому году сделала елочки с наклейками. В общем, то, что детям интересно. Такое бурное обсуждение поднялось! Столько полезных идей подсказали. Хорошо, что в нашем конкурсе участвовали еще и взрослые педагоги.
— Итак, ты прошла в областной этап конкурса.
— Да. Всего было 139 участников, в областной этап прошли 30, а в финал вышли лишь восемь молодых специалистов. Отбирали, опять же, по видеовизиткам. И я оказалась в числе финалистов. Конкурс проходил в санатории «Юбилейный» в поселке Буланаш. И это было странно. Потому что я думала, что финал пройдет где-нибудь в Екатеринбурге , на большой площадке. Кстати, в санаторий приехали все 30 победителей. Но участвовали только восемь.
Областной этап
— Конкурсные этапы на области сильно отличались от муниципальных?
— Наполовину. Все проходило в течение двух дней. Сначала мы представляли визитки. Не видео, а творческие. Мы написали стихи обо мне, и я переделала песню. Организаторы предложили мне эту песню записать в студии и сделать ее гимном конкурса. Всем понравилось, как я держусь на сцене. Опыт выступлений с четырех лет не прошел даром. Потом мы ходили на разные мастер-классы, где рассказывали как о творческих методиках, так и, к примеру, о подготовке к аттестации. Следующий этап — тестирование в виде игры. Нас восьмерых посадили в одну линейку, дали карточки с ответами «Да» и «Нет», и задавали вопросы, на которые мы отвечали. Кто три раза ошибся — вылетает. Когда нас осталось всего трое, объявили, что вылетают две девочки. Я еще подумала: «Господи, я же ни одной ошибки не сделала. За что?» А оказалось, что я победила в этом этапе. И вот тут самое ценное — это мамины глаза. Она ездила со мной и поддерживала. И мама была счастлива! Так приятно было. Вечером этого дня мы еще играли в педагогическую «Мозгобойню». Вопросы были очень сложными, даже для взрослых педагогов.
— Насколько я понимаю, во второй день вы также показывали фрагменты уроков и участвовали в дискуссии.
— Да, я делала то же самое, что и на муниципальном этапе. Проводила урок по робототехнике. Все сразу стали спрашивать, где купить такой конструктор. Последний этап — дискуссия. Я тоже обсуждала безотметочную систему. Заметила, что все участники подготовили планшеты, папочки, презентации. А у меня такого не было. Дискуссия же предполагает живое общение, а не заготовленный текст на папочке. В общем, мой вопрос опять поднял много споров.
Никто не говорит, как повысить статус учителя
— Как тебе, кстати, другие участницы?
— Все были очень классные! Там был парень, физик. Вот всем бы такого учителя! Так интересно вел урок и все рассказывал. Или девочка-математик. Все грамотно делала, речь поставлена. Поэтому я не ожидала, что выиграю.
— Первое чувство, которое ты испытала, когда объявили, что все — первое место?
— Что я не подвела гимназию и педколледж. У меня было постоянно ощущение, что за моей спиной весь коллектив. И не знала, как возвращаться в гимназию, если проиграю. Мама всегда говорила, что это нормально. Нужно уметь и проигрывать. Но эта победа, мамины слезы... Просто до мурашек.
— Ты — лучший молодой педагог области. А как относишься к тому, что в целом по России все эти негативные новости, случаи понижают статус учителя?
— Даже когда я говорю в компании друзей, что работаю педагогом, они удивляются. Мол, зачем тебе это. Но ведь это классно! Кстати, у одной девочки на дискуссии была тема про статус учителя. И он всегда будет такой. Я — молодой учитель. И у многих взрослых будет такое мнение, что я неопытная, ничему научить не смогу. Хотя многие молодые педагоги знают гораздо больше, чем опытные. Они более мобильны. А про статус многие говорят, что он низкий. Но как повысить — никто не говорит. Решение проблемы никто не видит. На учителей и камеры ставят, и на телефоны их записывают. Нужно просто работать по всем правилам и моральным принципам.
Андрей АГАФОНОВ