Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
Второй этап антитабачного закона вступил в силу с 1 июня 2014 года. Новые, ужесточенные правила курения успели нашуметь как в политических кругах, так и в общественных. Поправки успели обрасти вопросами и слухами. Зачастую это происходит потому, что людям не хватает конкретики — где именно нельзя курить и при каких условиях. Мы предлагаем разобрать семь самых «горячих» вопросов.
Вопрос первый: можно ли курить на остановках общественного транспорта?
Как в больших, так и в маленьких городах нередко можно увидеть курящих людей на остановках общественного транспорта. Раньше противники курения, завидев дымящего пассажира в ожидании своего транспорта, лишь недовольно отворачивались. Теперь же, с вступлением в силу антитабачного закона, каждый норовит одернуть курильщика и заставить выбросить сигарету. Но! В этом законе, на самом деле, нет ограничения на курение на остановке общественного транспорта. Нельзя «смолить» на платформах пригородных электричек, а также на расстоянии ближе 15 метров от любых вокзалов, аэропортов и станций метро. На остановки это ограничение не распространяется.
В ряде европейских стран запрет на курение на остановках есть. Возможно, в ближайшем будущем такая поправка дойдет и до нашей страны.
Второй вопрос: во всех кафе нельзя будет курить?
Нет, не во всех. Если вы любите насладиться едой и напитками в кафе на свежем воздухе, но при этом яро не переносите курильщиков, то спешим разочаровать — на открытых верандах заведений курить можно. Закон прямо запрещает курение в «помещениях, предназначенных для предоставления услуг общественного питания». А помещением считается «часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями» (согласно Техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений).
Третий вопрос: сохранятся ли курилки в офисах?
Закон об охране здоровья граждан от табака категорически запрещает организовывать курилки где бы то ни было кроме двух четко оговоренных мест — это суда дальнего плавания и подъезды многоэтажных жилых домов. В последнем случае, курить можно будет только в том случае, если положительное решение по этому поводу даст общее собрание собственников жилья. И то, курильщик сам должен организовать себе место для курения. По сути, одной баночкой для басиков тут не обойтись. Надо бы настоящую курилку сделать. Если следовать всем стандартам, то курительная комната обойдется в среднем в 50 тысяч евро. Дорогое удовольствие.
Если же в здании офиса, аэропорта или вокзала сохраняется курилка, то собственнику помещения грозит штраф от 30 до 90 тысяч рублей. Причем, штрафовать на такие суммы его могут хоть каждый день, пока не будет исполнено предписание.
Четвертый вопрос: если покурить в больнице, то пациента сразу выпишут?
Выписать — не выпишут. Не имеют права врачи выписать человека, которому необходимо стационарное лечение, даже если он курит. Клятва, как никак. Но если некурящие пациенты, к примеру, увидели, как их сосед по палате «смолит» в туалете, они смело могут звонить в полицию. Тогда курильщика ждет штраф на 1500 рублей, а также лишение оплаты больничного листа на тот день, когда он был пойман с сигаркой.
Пятый вопрос: кто будет ловить курильщиков в запрещенных местах?
Сотрудники полиции. Многие считают, что закон не работает. Но это не так. Сотрудники полиции, в частности ППС и наряды ОВД, имеют полное право оштрафовать вас, если вы нарушаете антитабачный закон. И такие прецеденты есть. За четыре месяца только в Московском регионе набрали курительных штрафов на 6,5 миллионов рублей. Просто, наказывает полиция злостных нарушителей. То есть, если на разумное требование нарушитель отреагировал незамедлительно (выбросил сигарету в урну), то все обойдется замечанием. Если же он противится букве закона, значит, будет оштрафован.
Особенно пристальное внимание на автовокзалах и железнодорожных станциях. Не рекомендуем, например, рисковать закурить за торговыми боксами на Северном вокзале.
Шестой вопрос: из магазинов исчезли лотки с сигаретами. Теперь и в магазинах продавать нельзя?
Продавать можно, показывать — нет. Все пачки сигарет, величественно нависавшие над кассой, убрали. Купить сигареты можно теперь по прайс-листу или спросив у продавца. Запрещено торговать табачными изделиями в киосках и ларьках. Только в магазинах и торговых центрах.
Более того, с 1 июня закон предусматривает изменения и в рекламной сфере табачного бизнеса. Перед рекламным роликом, где демонстрируют кадры с употреблением табака, должен идти блок социальной рекламы о вреде курения.
Седьмой вопрос: неужели этот закон действует?
После введения в России первых антитабачных запретов (с 1 июня прошлого года) количество курящих в нашей стране уже снизилось на 16%. При этом появились обнадеживающие цифры по улучшению состояния здоровья россиян: смертность от сердечно-сосудистых заболеваний сократилась на 15,7% (с января прошлого к январю нынешнего года). Это повторяет опыт большинства стран мира, вводивших антитабачные меры: как правило, за первый год применения таких мер количество госпитализаций с инфарктами и инсультами сокращается на 16-17%.
БЛИЦ-ОПРОС
Евгений Криницын:
— Я отношусь к нововведению по ужесточению правил курения положительно. Это очень хорошо отразится на социальном уровне города. Главное, чтобы ответственные организации следили за его соблюдением, а не пускали все на самотек. В противном случае все эти меры не помогут в борьбе с никотиновой зависимостью жителей города Ревда. По моему мнению, запретить курение нужно в максимальном количестве возможных мест, дабы уменьшить пропаганду табачной продукции в нашем городе, области, стране. Мы с вами живем и так далеко не в экологически чистом городе, чтобы еще и портить свое здоровье курением, подрывать интенсивной продажей табачной продукции финансовое благополучие населения города, а самое главное прививать нашим детишкам интерес ко всему этому. Подумайте хотя бы не о себе, а о будущем своих родных, детей. Для меня все это очень важно и первостепенно! А для вас?
Алена Трошенкова:
— Ужесточение правил курения — ещё один шаг в развитии российского общества. Люди должны чувствовать границы дозволенного. Никто не запрещает курить, просто пусть это делают в специально отведенных местах, не мешая тем, кто остался в стороне от пагубной привычки.
«Законы пишутся для того, чтоб их нарушали», но остается надеяться на понимание и выполнение закона среди курящих, чьи интересы тоже должны учитываться. Чтоб закон не вызывал волны негодования, стоит отводить больше специальных мест для курения, курилок. Тогда закон приживется в нашей стране.
Юлия Некрутова:
— Я положительно отношусь к ужесточению правил курения в общественных местах. Давно уже пора было с этим бороться. Где еще запретить, даже не знаю. Главное, чтобы штрафовали за нарушение этого закона, а то принять приняли, а всё равно все курят, где вздумается. Нужно, чтобы закон работал, и работали те, кто отвечает за его исполнение.
Я думаю, все эти меры помогут, если люди будут соблюдать закон.
Яша Полищук:
— Я думаю, что эти ужесточения не полностью продуманы. Если вводится такой жесткий территориальный запрет, тогда почему же не предусмотрены специальные места для курения? Курить или не курить — это выбор каждого. И нельзя тех или других ущемлять в их выборе. Думаю, что стоит ввести полный запрет на курение на территории детских больниц и детских садов. Если честно, даже не знаю, как будет работать этот закон, но посмотрим, что из этого выйдет.
Анна Короткова:
— К ужесточению правил курения в общественных местах я отношусь положительно, так как они напрямую защищают интересы, права и здоровье некурящих людей, ведь, как известно, пассивное курение наносит не меньший вред! Где еще запретить? Для начала, хотелось бы увидеть действие нового закона в уже указанных общественных местах. Если результат будет достигнут, уже неплохо! Меры, конечно, резкие — все и сразу! Но если действительно ограничение мест курения и применение штрафных санкций будет реализовано в полной мере на практике, эффект, думаю, будет заметен.