Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
В истории человечества нет более великого и радостного события, чем пришествие в мир и воплощение Сына Божия. Оно есть дело бесконечной любви Бога Отца, Который «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».
Воплощение Сына Божия от Девы Марии коренным образом изменило к лучшему мир: оно дало людям новый образ мыслей, облагородило их нравы, направило по новому руслу мировые события. Оно принесло людям силы бороться с грехом, примирило с Богом, усыновило людей Отцу и возродило все их естество. Оно влило в дряхлый человеческий организм струю Божественной жизни и этим принесло людям вечную жизнь. По этим причинам воплощение Сына Божия оказалось в самом центре мировых событий и от него ведется летоисчисление — до и после Рождества Христова. Празднование же Рождества Христова стало радостнейшим праздником верующего человечества.
Этот светлый праздник играет важную роль не только в жизни православных христиан, но и для самой церкви. По словам Святого Иоанна Златоуста, Рождество Христово, празднование которого приходится на 7 января, является началом всех главных церковных праздников. Он говорил, что в этом празднике имеют свое начало и Богоявление, и Пасха, и Вознесение Господне, а также Пятидесятница. Из древних преданий мы знаем, что о явлении на землю Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, было известно пророкам Ветхого завета. И этого чуда ожидали на протяжении нескольких веков. Так было предсказано Рождество Христово. История праздника уходит своими корнями в четвертый век до нашей эры. Так как же все начиналось?
Появление Сына Божия случилось в зимнюю холодную ночь. Господь Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Октавиана Августа в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам; всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря. В Вифлееме они не нашли ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства, родился Богочеловек, Спаситель мира.
Первыми из людей, которые узнали о рождении Спасителя, стали простые пастухи. Возможно, им принадлежала та самая пещера, в которой остановились Иосиф и Мария, а в поле они остались со стадом по причине хорошей погоды. Ночью пастухам явился ангел со словами: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Евангелие от Луки, глава 2, стихи 10-12). Вслед за этим появилось множество других ангелов, которые в пении восхваляли и прославляли Создателя: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»
По всей видимости, пастухи были благочестивыми людьми — они поспешили к пещере, нашли Младенца и поклонились Ему. Воздав хвалу Господу, рассказали о явлении ангела и после этого вернулись к своему стаду. Еврейский народ имел много пророчеств о грядущем Мессии, но не только он один ждал Его. Язычники также имели предсказания о появлении великого Святого или Царя-Спасителя, но не знали точно о месте Его прихода.
На Востоке большим уважением пользовались волхвы — мудрецы, знатоки звездного неба и природных явлений. Считалось, что человек рождается под звездой, которая определяет всю его жизнь. За какое-то время до Рождества Христова на небе появилась необычная звезда, по которой волхвы поняли, что скоро родится великий Человек — Царь Иудейский. Взяв дары, они отправились в путь.
В Евангелии ничего не сказано о том, сколько было волхвов и как их звали, но церковное предание сохранило их имена: Гаспар, Вальтазар и Мельхиор. Рождественская звезда стала для них путеводной, с ней они добрались до Иерусалима, где стали расспрашивать о родившемся Царе. Разумеется, никто им не смог помочь, но весть об их приходе и поисках дошла до местного правителя — царя Ирода. Пригласив к себе восточных гостей, он хитростью пытался дознаться о родившемся Младенце. Ирод не хотел поклоняться новому Царю и желал избавиться от «конкурента».
Волхвы добрались до Вифлеема, нашли Деву Марию с Младенцем Иисусом и принесли Ему в дар ладан (как Богу), золото (как царю) и смирну — благовоние, которым натирали покойников (как смертному человеку). Получив откровение, восточные мудрецы удалились в свою страну кружным путем, не возвращаясь в Иерусалим.
Царь Ирод напрасно ждал волхвов. Те ушли, не рассказав о родившемся Младенце. Он пришел в ярость и, поскольку в пророчествах о Мессии указывалось место Его рождения — Вифлеем, повелел убить в этом городе и его окрестностях всех младенцев мужского пола от рождения до двух лет (точный возраст рожденного Царя не был известен). Около 14 000 детей были лишены жизни. Вифлеемские младенцы стали первыми мучениками за Христа. Православная Церковь чтит их память.
Сам Иисус Христос не пострадал. Иосифу во сне было повеление собраться и бежать из города в Египет с Марией и Ее Сыном, что он и выполнил. Там Святое Семейство оставалось до самой смерти Ирода.
Празднование Рождества Христова продолжается с 7 по 18 января и по церковному обычаю эти дни именуются Святками. Особые обрядовые песни (колядки) звучат на протяжении всех Святок. Обычай колядовать появился на нашей земле вскоре после крещения Руси.
С рождественскими песнями ходили по улицам, стучались в ворота домов. Колядовщиков (иначе их еще называют христославами) встречали радостно, угощали. Славить Христа ходили и дети, и подростки, и взрослые. Сейчас эта традиция постепенно возрождается, и, открыв дверь утром 7 января, можно услышать не только коротенький стишок, но и настоящую рождественскую колядку.
Не надо забывать, что Рождество есть, прежде всего, день священный, божественный день, который мы чтим по воспоминанию о той бесконечной любви, не пожалевшей Сына Своего для спасения рода человеческого. Чтобы достойно встретить и провести этот праздничный день, каждый должен исполниться благоговения перед пречистым образом Младенца Иисуса. Без этой мысли исчезает все значение праздника. Празднуя Рождество Христово, будем молиться, чтобы дух Его любви проснулся и возродился в нашем сердце, пусть в нем найдутся ясли, готовые Его принять, драгоценные дары, готовые Ему принадлежать. Значение Рождества есть любовь, мир и благоволение, а благоволение — это всепрощение, это желание добра всем и каждому, это полное самозабвение и любовь, объемлющая все человечество.
Традиции
Сочельник
Православное Рождество традиционно начинается со дня, который ему предшествует и носит название Рождественский Сочельник. В этот день готовят сочиво — постное блюдо из риса или пшеницы с добавлением меда, засахаренных фруктов, изюма и цукатов.
По строгим давним традициям верующие должны отказываться от пищи до появления в небе первой звезды. Она является символом звезды Вифлеемской, и, когда загорается в ночном праздничном небе, тогда подается на стол сочиво.
Снегопад считался хорошим признаком в Сочельник, который обещал каждому дому процветание и достаток. Существовала народная примета: «Если на Сочельник снежная погода — будет урожай на хлеб». А если в ночь перед Рождеством ударит мороз — семья проживет год дружно, в любви и согласии.
Рождество
Перед самим праздником православного Рождества принято соблюдать 40-дневный Рождественский пост, и даже рождественский стол подразумевает под собой приготовление 12 постных блюд. Однако традиция праздновать Рождество возникла лишь в конце третьего, начале четвёртого века, когда верующие христиане стали отмечать рождение Христа 6 января по юлианскому календарю. По христианской православной традиции до дня Рождества Христова люди и Бог были разъединены грехом, и человек не мог сам осуществить встречу с Творцом. И поэтому Бог сделал шаг навстречу и, преодолев ту грань, что отделяла людей грешных от вечной жизни в вечной радости, предстал перед людьми человеком. Именно эту встречу с Богом и празднуем в Рождество.
Колядки
По народным традициям и поверьям, в ночь перед Рождеством в мире хозяйничают две силы: добро и зло. Одна сила звала на колядки празднование рождения Христа за рождественским столом, а другая — собирала на шабаш ведьм и чертов. Вечером по селам начинала ходить по домам «коляда» (в народе «калитка») — наряженные и переодетые молодые парни в шубах навыворот и с масками зверей на лицах. Они стучали в дома, пели колядки, хвалили и прославляли хозяев, не жалея добрых слов.
Святки
В день рождественского сочельника начинаются Святки — почти две недели праздников, которые длятся вплоть до праздника Водокрещения 19 января. Рождество считается вторым по важности праздником Православного христианства.