Авторизация

Войти
Забыли пароль?

Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь

Регистрация

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Максимальный размер файла: 2048 Kbytes
Допустимые форматы изображений: png, jpeg, jpg, gif
может использоваться как логин при входе на сайт
Допустимые символы пароля: . _ a-z A-Z 0-9 , не меньше 5 символов
капча
Зарегистрироваться
17:31
21 Декабря, суббота
Найти
14 Сентября 2017 Количество просмотров новости: 1568

«Игрушки сами называют мне имя». Мастерица из Ревды Наталия Охулкова свои новые творения видит во сне

А потом её игрушки разъезжаются во всей стране. И не только... 

Беседовала Надежда ГУБАРЬ

Сначала я увидела куклу. Рыжеволосую красавицу с котенком в руках. Стоила кукла очень недорого для изделий подобного класса и была просто удивительной. Зайдя на страницу к автору, увидела, что она из Ревды. Так мы познакомились с Натальей Охулковой – мамой двух мальчиков и мастерицей, которая шьет замечательные игрушки. За пять лет Наталья создала около 200 разнообразных игрушек. Куклу я, конечно, купила и подарила дочери. Но с тех пор стала постоянным посетителем страниц Натальи в соцсетях. Ее работы не отпускают, любуешься каждой деталью.

Первый заяц был кошмаром

— Наталья, с чего началось ваше увлечение?

— Любовь к шитью у меня с детства. Хотя сначала я шила себе одежду, а не игрушки. Наверное, это от бабушки, которая шила всё: и одеяла, и подушки, и школьную форму. Не могу сказать, что она меня чему-то научила, главное — что не препятствовала. Дома всегда были нитки, лоскутки ткани, швейные машинки разные: ножная и ручная. Оттуда все само собой и пошло.

— Первую свою игрушку помните?

— Конечно. Хотя мой первый заяц – это был просто кошмар. Грубо говоря, первая игрушка – это всегда страх божий, и мне сейчас искренне жалко друзей и родственников, которые это все от меня вынуждены были брать. Игрушками я увлеклась, сидя в декрете. Сидела на «мамском» форуме, там предложили создать «рукодельную» группу, начали выставлять фотографии. Я увидела тряпичную куклу Тильду. Стала пробовать, нашла выкройки. Поначалу в ход шел каждый кусочек ткани. Потом этого стало мало – пошла по магазинам, стала заказывать кое-что в интернете. Одарила всех родственников-друзей-знакомых. Приехал как-то папа, увидел, что у меня полные коробки разных «поделок», предложил свозить все это на работу. Взял коробку, я указала чисто символические цены — по 200-300 рублей. Он вернулся с пустыми коробками и пачкой купюр. Так я поняла, что спрос на мое творчество есть. Зарегистрировалась в соцсетях. Оказывается, активный спрос на хэндмейд начался еще в 2000-х, а я только вот в 2012-го прозрела.

— Следующим этапом стала регистрация на «Ярмарке мастеров» и продажи?

— Как таковой цели продать у меня нет. Конечно, хочется, чтобы созданные мной игрушки не лежали. Но все-таки это больше хобби и самореализация, чем бизнес. Я особенно не пиарю свои работы. Продажами нужно заниматься постоянно, привлекать аудиторию, держать ее рядом с собой. У меня нет желания ставить работу «на поток». У меня случается затишье, бывает, год не шью, а иногда – работаю, не переставая. Игрушка – это всегда любовь с первого взгляда. Многих подкупает цена. Мне часто говорят – дешево продаешь. Если какая-то игрушка у меня не уходит долго, то я делаю на нее огромную скидку, она вмиг улетает, и ее потом любят еще больше.

Мне игрушки снятся

— Как возникает сама идея игрушки?

— Идея рождается, когда смотришь работы других мастеров. Это не секрет ни для кого, мастера друг у друга подглядывают. В интернете есть огромное количество выкроек: ты смотришь на работу – нравятся пропорции, но хотелось бы изменить форму ушей, носа, лапки. Но это только на первых этапах. Честно говоря, у меня практически нет игрушек, которые бы были сшиты по одной выкройке. Я всегда что-то меняю. Часто меняю кардинально. Выкройки выкидываю, не храню. Потому что знаю, что я к этому не вернусь. А еще мне игрушки снятся. Я их зарисовываю: лицо куклы, будущую одежду, лапы, уши, нос зайца или мишки… Если игрушка начинает сниться – уже не отделаться, нужно садиться за работу. Они рождаются, называют мне свое имя. Не все и не всегда, но в основном происходит так. Часто бывает так, что мне что-то не нравится в готовой игрушке. И я не выпущу ее в свет, пока не буду в ней на 100% уверена.

— А повторить понравившегося медведя или куклу часто просят?

Повторить игрушку точь-в-точь я тоже не смогу. От такого заказа я отказываюсь. Клиента нельзя обманывать. Он должен понимать, что не бывает абсолютно одинаковых игрушек. Шьешь вроде по одной выкройке, но получаются совсем разные звери. Нельзя обещать невозможное. Сейчас и так много людей, которые нечестно продают. Я, наверное, по этой причине и не лезу активно в продажи. Слишком большая ответственность. Хотя идеи были. Когда мой старший сын Данил подрос, а младшего, Семена, еще не было, хотелось открыть небольшой отдел и продавать свои работы. Но не решилась.

— Сколько времени уходит на игрушку?

— Когда точно знаешь, что куда и зачем, то дня три-четыре. Шью вечерами, ночами… А бывают и «долгострои», длиной по нескольку месяцев. Они меня расстраивают. Читала, что в таких случаях нужно убрать игрушку подальше, забыть о ней и начать что-то другое. Но я чисто психологически не могу этого сделать, зная, что у меня где-то сидит бедный обиженный зверь, который никак не может родиться.

— Есть любимые «формы»?

— К слонам у меня какая-то особая любовь. Но слонят люблю чужих авторов. Свои у меня не получаются так, как бы мне хотелось. Мишки рождаются чаще. С завидным постоянством, в отличие от зайцев. Зайцев моих можно по пальцам пересчитать. Были планы попробовать сделать игрушку «Слон на колесиках». Я не нашла мастер-класса, где бы показали, как это делается, буду доходить своим умом. Впрочем, обычно так и происходит. Я не посещала ни единого мастер-класса. Что есть в общем доступе, то и использую. Поучиться, конечно, хочется, но это очень дорого.

— С «коллегами по цеху» общаетесь?

— Да, конечно. Очень многие мастера с удовольствием отвечают на вопросы, в личке общаются. Таких гораздо больше, чем плохих и грубых. У каждого мастера своя аудитория и мне не дано ее забрать. Почему? Да просто потому что я не шью так, как он.

Это киты, если что...

Мы все в душе дети

— Как почувствовать игрушку? Как возникает эта магия?

— Словами это вряд ли можно объяснить. Каждую свою работу я подолгу держу в руках, трогаю, тискаю… Пытаюсь понять, есть ли в ней какой-то шарм. Если я это чувствую, то мне в игрушке менять ничего не хочется. А иногда я распарываю работу и что-то меняю. Это долго, но возиться совсем не надоедает. Мне даже нравится — мы же все в душе дети. Бывает, шьешь игрушку — все чисто, аккуратно, выглажено. Смотришь — нет в ней живости, искусственная она. Снимаешь с игрушки платье, мнешь его, «состариваешь» в чае, сушишь. И — вот ты где, родная, спряталась! Сын — мой персональный ценитель. Ни одна моя игрушка не уходит «в пристрой», пока он ее не потискает, не поиграет ею. Сейчас вот еще один подрастает… «Он живой» – лучший отзыв, который мне приходилось слышать. Это написала девочка, которая приобрела у меня медведя. Она сама рукодельница, и от нее такое слышать было очень ценно.

— Вы легко «отпускаете» свои работы? В какие городах ваши игрушки живут теперь?

Самая далекая страна – Италия. Туда у меня уехали две куклы-Тильды. Классическую Тильду я не шью уже очень давно, они все у меня в авторском видении. Меняю пропорции, ноги-руки, прошиваю пальчики, экспериментирую с волосами. Много игрушек осталось в Ревде. Есть даже коллекционеры, у которых на полочках сидят минимум пять моих зверей. В основном игрушки «разъезжаются» по России: Самара, Москва, Тюмень, ЯНАО, Ханты-Мансийск. На Дальнем Востоке нет ни одной – там своих рукодельниц полно.

— Кто и кому чаще всего покупает ваши игрушки?

— В основном, мои игрушки берут все-таки детям. Но это люди, которые понимают, что такое ручной труд. Поэтому у меня нет страха, что ребенок пойдет и оторвет что-нибудь. Есть коллекционер, которая покупает игрушки у многих авторов, не только у меня. Она с ними сама играет. Ездит на дачу и берет их с собой. Я не шью из очень дорогих материалов. Можно создать красоту из самого недорогого искусственного меха. У меня было такое: сшила собачку, ребенок ее на выставке схватил и говорит: «Мама, я ее никуда не отпущу»! Разве при этом ребенок смотрит на цену, на материалы? Хотя профессиональные материалы, например, для мишек Тедди очень дорогие. Лидер по производству таких материалов – Германия. По себестоимости небольшая игрушка выходит не менее 2000 рублей. Это только материалы. А еще - работа. Чтобы окупить все затраты, цена игрушки должна быть 6-8 тысяч. Это дорого. Я так продавать не могу.

— Вы уже знаете, какая игрушка родится следующей?

В планах попробовать куклу «блайз», хоть чуть-чуть прикоснуться к этому миру. Таким куклам меняют лицо, форму носа, губ, экспериментируют с волосами, с глазами… В общем, простор для фантазии. Жду со дня на день из Китая такую куклу, чтобы попробовать что-нибудь сотворить. Одно знаю точно -  занятие игрушками я никогда не брошу.

Фото Евгения Зиновьева и с личной страницы Наталии Охулковой в соцсети "Вконтакте".









Веб-камеры Ревды