Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
Накануне Дня учителя мы решили отойти от привычного формата поздравлений, а попросили педагогов со стажем оценить, насколько современная школа отличается от школы, в которой учились мы. Как изменились подходы к преподаванию, как изменились учебные стандарты, как изменились сами школьники. На наш взгляд, получилось свежо, интересно, а местами даже поучительно.
БИОЛОГИЯ
Приходится работать быстрее
Элеонора Николаевна ШЕСТЕРОВА, школа №29:
— Биология изучает живую природу, а это не может не интересовать детей. Этот учебный предмет нравится ребятам, нравятся экскурсии, работа с микроскопом, гербарием... Правда, лет десять назад изучать биологию можно было не торопясь, все курсы были рассчитаны на два часа в неделю, параграфы учебника были небольшие, а материал – доступным. Сейчас перспектива ОГЭ и ЕГЭ заставляет работать быстрее, ведь часы сократили, а материал увеличили и усложнили. Приходится отбирать не то, что интересно, а то, что может потребоваться на экзамене. Использование цифровых ресурсов стало неотъемлемой частью урока.
Школьники, конечно, с годами тоже меняются. Они ходят в другой одежде, придумывают новые словечки для школьного сленга, играют в другие игры (чаще компьютерные). Но во все времена в каждом классе есть отличники и двоечники, хулиганы и лидеры, и на уроках биологии все всегда с энтузиазмом поют песню «Ласточка».
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
Не могу представить урок без компьютера
Лариса Владимировна ТЮФЯКОВА, «Еврогимназия»:
— Сегодня я не могу представить себе урок английского языка, на котором бы я не пользовалась компьютером, цифровыми образовательными ресурсами, двуязычными онлайн-словарями, ресурсами Интернета, видеороликами из Youtube, демонстрирующими особенности жизни людей в англоговорящих странах, а также Skype (для дистанционного обучения детей, временно из-за болезни не посещающих школу). Появились новые учебно-методические комплексы, в обучении по которым главным приоритетом является развитие у детей способности выражать свои мысли на иностранном языке при личном общении (в том числе онлайн) с носителями языка, так и при создании учебно-исследовательских проектов. Изменился подход к оценке достижений учащихся. Радует тот факт, что ежегодно дети сдают английский язык как экзамен по выбору на ОГЭ и ЕГЭ и подтверждают повышенный и высокий уровни языковой и речевой компетенции.
Дети XXI века — это «продвинутые специалисты» в области информационных технологий. Для них сейчас нет преград ни для межкультурного общения со сверстниками (чаще всего на английском языке), ни для поиска необходимой информации (в том числе из аутентичных иноязычных источников), ни для создания собственных проектов.
Я счастливый учитель, у меня есть ученики, которые, благодаря этим новым открывшимся для них возможностям, «переросли» меня как в языковом плане (свободно говорят на американском варианте английского языка, я-то говорю на британском), так и в творческом (поют как лучшие англоязычные исполнители). А уж тем более, в техническом (снимают фильмы, сюжеты). Я, как могу, стараюсь их поддерживать.
ГЕОГРАФИЯ
Знание карты стоит на первом месте
Екатерина Федоровна БАЛАШОВА, школа №29:
— Содержание предмета «География» изменить сложно: природу своей планеты и взаимосвязи всех её компонентов нужно знать каждому, живущему на ней. Принципы преподавания также не меняются. По-прежнему знание карты и умение работать с разными по содержанию картами стоит на первом месте. Но появились технические помощники: компьютер, интерактивные доски — это позволяет разнообразить методы преподавания. Один из современных методов — упор на самостоятельность в изучении некоторых глобальных проблем человечества.
Ученики в плане интереса к предмету меняются мало. Как и прежде, больше интереса к физической географии. Но в плане добывания знаний у современных детей, конечно, больше возможностей.
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
Современный ученик стремится к саморазвитию
Анжелика Хакимяновна ИСАКОВА, школа №28:
— Современные преобразования в стране, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность изменили принципы преподавания русского языка и литературы. В связи с введением стандартов второго поколения учитель должен сформировать систему универсальных способов деятельности учащихся, определяющих современное качество образования. Системно-деятельностный подход провозглашён в них как основа современного образовательного процесса, поэтому обновилось содержание, появились новые технологии, методы и приёмы обучения, позволяющие реализовать деятельностный подход, который нацеливает на развитие личности ребенка.
В последнее время текстоориентированный подход в преподавании русского языка стал одним из основных. Это обусловлено не только целями современного образования, но и тем, что выпускники 9 и 11 классов проходят государственную (итоговую) аттестацию в новой форме (ЕГЭ и ОГЭ), где основополагающие знания русского языка необходимо показать, работая с текстами различных стилей и типов речи.
Ученики, несомненно, меняются тоже. Современный ученик способен не только получать готовую информацию от учителя, используя школьные учебники, но и самостоятельно извлекать её из других источников. Он идет в ногу со временем, стремится к саморазвитию, самостоятельный, коммуникабельный, толерантный, мобильный, талантливый, креативный и критически мыслящий, мотивированный на творчество, интеллектуально одаренный, с богатым внутренним миром. Он — истинное дитя своего времени.
МУЗЫКА
Каждый может почувствовать себя эстрадным исполнителем
Надежда Владимировна БОЛЬШАКОВА, школа №29:
— Применение мультимедийных средств, компьютера делают современный урок интересным, незабываемым. Появление Интернета дает возможность использовать различные электронные издания, которые могут быть задействованы в музыкально-образовательной деятельности. Ребенок на уроке может познакомиться с иллюстрациями, видеофрагментами и отрывками из опер и балета, мюзикла, познакомиться с исполнением великих вокалистов и музыкантов. Исполнение песен становится для ребят более интересным, так как звуковое оформление сейчас может быть разным: от традиционного сопровождения на фортепиано до современной фонограммы. Каждый может почувствовать себя эстрадным исполнителем.
Современный ученик имеет дома компьютер, сотовый телефон, умеет обращаться с фото- и видеокамерами. Ребята создают презентации, видеоклипы, проявляя свою творческую индивидуальность. Современный ученик стал более раскрепощенным, эмоциональным, оригинальным и находчивым.
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ
Всё меняется, но первоклассники неизменны
Лариса Геннадьевна ПОТАПОВА, школа №1:
— Я до сих пор помню своих первых учеников. В моем первом классе, который я начала обучать, было 37 человек, и это еще немного. Меняются коллективы: учеников, педагогов, родителей, но первоклассники неизменны, дети они и есть дети, все они приходят с открытыми блестящими глазами.
Сейчас я работаю в кадетском классе, они все мечтают быть командирами, как и раньше, когда были пионеры, они все борются за эту честь. Психология и физиология детей не меняется.
Если говорить об образовании, тут, конечно, всё меняется, время не стоит на месте. С переходом на новые стандарты стал более деятельностный подход к обучению, стараемся детей учить работать в команде.
Помню, учили детей печатному письму, сейчас уже этого нет. «Кассы» также уходят в прошлое, так как в основном дети приходят в школу уже читающие. С усовершенствованием технологий у нас появилась интерактивная доска, это во многом облегчает труд учителям, и современным школьникам интересно. Мне было нетяжело перестраиваться на новые стандарты, каждые пять лет мы учимся, проходим аттестацию, каждые три года идет курсовая подготовка. Учителя идут в ногу со временем.
ФИЗКУЛЬТУРА
Бег никогда не изменится
Галина Петровна ВЕДЕРНИКОВА, школа №1:
— Начинала я работать тренером в детской спортивной школе. После декрета я пошла работать в школу №28, в школу №21, потом уже сюда. Дети всегда были детьми — шаловливые, активные.
В обучении для меня ничего не поменялась — бег, его техника никогда не изменятся. Мы всё так же вносим в жизнь детей спорт, укрепляем здоровье и развиваем физические способности. Дети всё так же любят лыжи, различные эстафеты. Единственное — ушли брусья их гимнастики, но прыжки через козла, бревно, акробатика, турник — всё у нас есть. Еще меняется количество учеников — сейчас уже снова растет.
ТЕХНОЛОГИЯ
Табуреток уже нет – жизнь другая
Константин Валерьевич ИВАНОВ, школа №2:
— Жизнь не стоит на месте, меняется общество, введены новые стандарты в образование. Сейчас дается детям очень много информации, и моя основная задача — научить учащихся отсеивать все лишнее и правильно выбирать эту информацию.
В программу предмета «технология» сейчас входят — правила черчения, работа с металлоизделиями, исследовательская работа, электротехника (в старших классах), семейная экономика и еще много блоков. Раньше требования были другие и материально-техническая база другая, у нас тогда были станки ручные. Сейчас все автоматизировано, дети уже будут составлять определенные программы, а лазер сделает работу, все идет в ногу со временем и соответственно мы — учителя и наши ученики не должны отставать.
Конечно, школьники изучают и ручные станки — токарный, фрезерный и другие. Если говорить об изделиях из дерева, мы выполняем резные шкатулки, фигурки, работаем над различными методами отделки изделий. А вот табуреток уже нет, жизнь сейчас другая.
МАТЕМАТИКА
Компьютеры детям важнее науки
Елена Викторовна ДАНИЛОВА, школа №1:
— Математика, как наука, не может измениться, изменилось отношение к математике и дети. Раньше были большие классы — 40 человек, из которых два-три человека не понимают этот предмет. А сейчас, наоборот, из 25 человек только двум-трём математика дается легко. Это, скорее всего, связанно с современными детьми, с новыми технологиями. К сожалению, компьютеры им сейчас важнее, чем наука. Преподавать никогда не было легко. Ведь нужно доносить материал до каждого ребенка, как 50 лет назад, так и сейчас. Изменились экзамены, где-то упростились задания, где-то наоборот сложнее стало.
ХИМИЯ
В городе металлургов часов химии надо больше
Инна Владимировна ЗМЕЕВА, школа №7:
— Если раньше «химия» была одним из основных предметов, то теперь ее задвинули на второй план. По государственному стандарту в 10 и 11 классах предусмотрен всего один час в неделю, этого катастрофически не хватает, особенно тем, кто мечтает поступить на инженерные специальности. Во многих школах, в том числе в нашей, для старших классов добавляют по одному часу из школьного компонента. А в 8 классе, наоборот, дети не готовы воспринять предлагаемые объемы химии. На мой взгляд, было бы лучше распределить эту нагрузку на 8-9 классы.
Дети, конечно, тоже меняются. Они более продвинуты в компьютерной технике, могут найти ответы на многие вопросы там, но глубоких знаний это не даёт. А дети успокаиваются, считают, что предмет уже знают. «Зачем что-то запоминать, учить, когда в любой момент это «загуглить» можно?», – думают некоторые. Но ведь всего объема программы в Интернете не посмотришь. Надо, чтобы и в голове что-то было, не только в компьютере. Современные дети по предмету «Химия» знают гораздо меньше, чем знало поколение их родителей. Чувствуется, что сейчас школьники мало читают – лексика не очень богатая и память плохая. Наверное, у них другие интересы, другие запросы…
ИСТОРИЯ
История перестала быть политизированной
Зинаида Викторовна ЕЛЕНКИНА, школа №3:
— Когда 20 лет назад после 13-летнего перерыва я вновь вернулась в школу преподавать историю, попала совсем в другую школу. И дети были совершенно с другим мировосприятием. Появились и новые методики, а главное – изменилось содержание моего любимого предмета. Вместо старых учебников с идейно-классовым подходом появились красочные издания, где есть место для королей и императоров.
А какие яркие и содержательные серии книг стали выходить! «Я познаю мир», «Кто есть кто», разные словари и пособия – всего не перечислить! Во всех наших книжных магазинах выбор книг по истории огромен для любого возраста. Причем, литература эта для семейного чтения: ведь мы, взрослые, многих исторических фактов и событий просто в свои детские годы не знали.
Безусловно, при такой мощной базе моя главная задача, как учителя – развитие интереса к предмету. Мне всегда хотелось, чтобы мои выпускники легко учились по истории в вузах и колледжах, чтобы во взрослой жизни они охотно смотрели и понимали фильмы на исторические темы, чтобы могли объяснять своим будущим детям историю.
ФИЗИКА
Есть в прогрессе плюсы и минусы
Галина Федоровна ГУСЕВА, школа №3:
— Пришла я в школу 1974 году, Может быть, это редкость, но я начала работать в школе без напряжения. Я воспринимала детей, они воспринимали меня. С детьми у меня никогда проблем не было, и с дисциплиной тоже. Самым сложным было научить учиться, составлять конспекты – но это и есть моя работа.
Дети сильно изменились тем, что сейчас они больше сидят дома, менее подвижны. Стремление к учебе тоже изменилось, предшествующие поколения, на мой взгляд, стремились к большему, сосредоточеннее были на уроках, добивались лучших оценок, усидчивее учились дома. Это было видно. Сейчас процент таких детей уменьшился. Многие отвлекаются на всевозможные гаджеты, могут отодвинуть учебник, чтобы поиграть на компьютере, с телефонами много времени проводят.
Компьютер немножко расслабил ребят. Им кажется, что посмотрел в компьютер, нашел что-то и уже выучил. Если надо учить, зубрить, то компьютер – не то место, где это надо делать.
Конечно, облегчилось преподавание: можно найти и показать те опыты, которые нельзя провести с приборами в классе, стало больше наглядности. Понятно, что жизнь меняется, прогресс не остановить. Всё прогрессивное обязательно влияет на учеников и в положительном, и отрицательном смыслах.
ИНФОРМАТИКА
Главное – научить «выплывать» в информационном потоке
Ирина Юрьевна НАСЫРОВА, школа №3:
— Я по специальности математик-информатик. Математика – фундаментальная наука, она показалась мне неинтересной, а информатика имела перспективы развития, была новым предметом. Это новаторство мне понравилось. Сейчас изучается в основном теория информатики, по новым стандартам, даются информационные технологии. А когда все начиналось, в кабинете стояли компьютеры «Корветы», программировали мы на языке «Бейсик» и было только программирование.
Методика преподавания тоже изменилась. Педагог — уже не учитель, а только наставник, мы раздаем задания и наблюдаем, как каждый в своем темпе их выполняет. Работа идет индивидуально. Как будет дальше? Наверное, перейдем на дистанционную форму обучения. Она уже есть.
Тяжелее стало преподавать потому, что стал большой поток учеников, со 2 по 11 класс, у каждого своя программа. Объем информации большой, приходится самой новые технологии осваивать, иногда на это по полночи уходит. А легко потому, что методика разработана, много помощи учителям: рабочие тетради, заготовки для файлов.
Самая большая проблема – научить детей из большого информационного потока выбирать что-то конкретное. Нужно уметь убирать «воду». Ученики стараются первое попавшееся за основу взять, а их надо учить смотреть на проблему чуть выше, с разных точек зрения.
Евгений ЗИНОВЬЕВ, Екатерина ГОРОДКО, Наталья РАКИНА, Валерия КУЗНЕЦОВА