Авторизация

Войти
Забыли пароль?

Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь

Регистрация

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Максимальный размер файла: 2048 Kbytes
Допустимые форматы изображений: png, jpeg, jpg, gif
может использоваться как логин при входе на сайт
Допустимые символы пароля: . _ a-z A-Z 0-9 , не меньше 5 символов
капча
Зарегистрироваться
21:25
21 Декабря, суббота
Найти
15 Октября 2017 Количество просмотров новости: 1530

Если ребёнок не хочет в школу? Как поддержать интерес к учебе — советы детского психолога

Прошел всего месяц учебного года. Забывается праздник 1 сентября, а с ним и позитивный настрой на учебу. И начинается… «Не хочу идти в школу», «Не хочу уроки делать», – заявляют некоторые дети. Их интерес к учебе пропадает, обучение превращается в нечто тягостное, а порой и ненавистное. Что в этом случае делать родителям и на что обратить внимание, подскажет Татьяна Филькова, клинический психолог кабинета медико-социальной помощи «Подросток».

Татьяна Филькова

Татьяна Владимировна, как проявляетсянежелание учиться?

— Начинается это с мелочей: «Не хочу делать домашнее задание», «Давай я сделаю попозже: сначала погуляю или посмотрю телевизор», «Мам, я без тебя не могу сделать, идисюда», «Яничего не понимаю и никогда не пойму». Ситуация затягивается, апри очередном визите родителей в школу классный руководительвдруг говорит: «У вас замечательный ребенок, у него отличный потенциал, способности есть, но почему-то он не хочет учиться».

В этом случае надо обращать внимание на внешние факторы, которые препятствуют развитию познавательного интереса и школьной активности.

— Но бывает, что в начальных классах ребенок – паинька, а потом начинаются проблемы. Почему?

— Сегодня мы сталкиваемся с тем, что в силу доступности информации ребенок может в какой-то узкой области знать больше, чем педагог. О космосе, о биологии, о чем-то еще. И чтобы не отбить у учеников интерес к познанию, педагог не должен стесняться говорить: « Давай я отвечу на этот вопрос завтра», чтобы подготовиться. Отмахиваться от ребенка нельзя. Родителям надо обратить внимание на то, чтобы не перегрузить ребенка. В пятом классе, когда появляются новые предметы, новые педагоги, наступает очередной адаптационный период, где также особо важен контроль со стороны родителей. А родители начинают думать, что ребенок уже большой и сам все может.

— Как вести себя родителям?

— В первую очередь нужно обратить внимание на интеллектуальную и физическую нагрузку ребенка. Особенно это важно для детей первого класса, так какродители нагружаютего еще в дошкольном возрасте излишней информацией, дополнительными развивающими занятиями. С одной стороны это очень хорошо, а с другой плохо. Очень часто интерес к школе теряется на первых порах. Был у меня на консультации один дошкольник, который в 6 лет уже не хотел идти в школу. На вопрос «почему»,отвечал: «Я еще таблицу умножения на четыре не выучил». Да, у этого ребенка интеллектуальный потенциал огромный, раз он схватывает такого уровня информацию, но что с ним будет в школе? Такие дети, как правило, сидят на задних партах и скучают, потому что все задания выполняютраньше всех, уже все знают.Им не хочется в школу. Что касается физической нагрузки, нельзя забывать, что первый класс – это период адаптации, освоение новых требований, нового статуса «школьник». Ребенка нужно научить ответственно относиться к своим учебным обязанностям, быть организованным, войти в новый режим жизни. Поэтому, думаю на первом этапе с активными дополнительными занятиями лучшеповременить.

Фото с сайта http://medvoice.ru

Родители! Будьте бдительны!

— На что обратить внимание?

—Большое значение имеет отношение со сверстниками, с педагогами. Если у ребенка нет проблем с усвоением программы, причина нежелания учиться может таиться в личностных взаимоотношениях.

Часто ребенок и не скажет: «Я не хочу идти в школу, потому что там меня обзывают, надо мной смеются». В слабостях детям всегда трудно признаваться, особенно подросткам. Если первоклассник по секрету может еще что-то родителям сказать, то в старшем возрасте этого не будет, поэтому родителям самим надо узнавать, как складываются у ребенка взаимоотношения в школе.

Если мы воспитываем ребенка в «гиперопеке», все делая за него, предоставляя ему меньше самостоятельности, то в школе будем сталкивать с его неумениями и нежеланиями что-то делать. Если воспитание идет по типу «гипоопеки», когда родители слишком заняты, а ребенок предоставлен сам себе, однозначные требования к ребенку со стороны родителей не выработаны, границы поведения не сформированы. И когда такие родители видят не ахти какие итоги успеваемости своего ребенка, то удивляются и спрашивают у него: «Почему ты ничего не можешь?» Ребенок ничего и не мог, он не научен сам себя организовывать, к нему не предъявляли требований, не учили правилам.

— Когда становятся видны последствия гипер- и гипоопеки?

— В 10-12 лет они будут проявляться в полной мере. Они отразятся в развитии самооценки ребенка, его уверенном или неуверенном поведении, его психоэмоциональном состоянии и взаимоотнишениях с окружающими...

— Особенности самих детей могут влиять на процесс познания?

— Разумеется! Интерес к учебе пропадает у тех детей, которые трудно адаптируются. Мы можем столкнуться с этим и в первом классе, и пятом, и в подростковом возрасте. Дети застенчивые, нерешительные, стеснительные, медлительные будут только из-за своего медленного восприятия окружающего мира менее адаптивны. И это может влиять на собственную оценку: если я не успел, значит, я неудачник, я неуспешный. При работе с ними нужно соблюдать принцип «Не торопи!». Если ребенок медлительный, это не говорит о том, что у него задержка в развитии или хуже интеллект, это говорит только о том, что такому ребенку нужен свой ресурс времени на усвоение материала, свой темп. Дети активные, деятельные, сверхобщительные требуют со стороны взрослых особого контроля, так как они сначала делают, потом думают. Отсюда и ошибки, невнимательность. И это может влиять на самооценку: «Если я не успел, значит, неудачник, я никудышный». Это тоже надо учитывать.

 

Как бороться с неохотой

— А вдруг причина нежелания учиться – лень и скука?

— Теперь о скуке. Часто за ленью скрываются страх и тревога. Вообще, установлено, что страх и тревога связаны с процессом познания. И очень часто на страх и тревогу ребенка влияют родительские установки. Боязнь того, что не отвечу на такую-то оценку или не сдам зачет, не буду столь успешен, меня меньше будут любить – это исходит из  семейных родительских стереотипов. Представьте, говорит родитель: «Только попробуй мне не быть отличником!» А что будет, если ребенок попробует? Его родители разлюбят? «Нет!», говорят родители. А ребенок думает по-другому, он начинает бояться утратить родительскую любовь, заведомо тревожится. Очень важно, не что говорят родители, а как говорят.

— Чем могут помочь родители, чтобы поддерживать интерес к учебе?

Первое, надо приучать ребенка к самостоятельности. Если это первый класс – то самостоятельно делать уроки, программа на это рассчитана. Ребенку необходимо осознание, что выполнение домашнего задания – это его обязанность, а не родителей. Родители могут делать уроки вместе с ребенком, а не вместо него.

Второе, предоставьте ребенку возможность самому определять секции, кружки, но надо контролировать, чтобы ребенок в них занимался. Надо учить планировать день, чтобы ребенок мог правильно рассчитывать свои ресурсы времени, чтобы не говорил «Я не успеваю». Это называется развитием организационного поведения. Для этого можно завести еженедельник, как у папы или мамы на работе, можно писать шуточные заметки на холодильнике.

Если вы видите, что у ребенка сформировалось стойкое нежелание идти в школу, делать уроки, обращайтесь к специалистам. Мы готовы оказать помощь. Тактика заставлять, давить на ребенка тоже не эффективна. У каждой семьи, у каждого ребенка проблемы сугубо индивидуальные. Хорошо, если родители находят информацию в книгах, в интернете, в них общие подходы. Интерес к учебе обязательно должен быть, поощряйте старания ребенка, даже если он не так успешен, как вам бы хотелось. Ребенок должен видеть, что вам не все равно.

— На личном опыте ребенка учить нужно?

— Личный опыт, безусловно, помогает. Природа заложила в наспотребность учитьсвоих детенышей,себе подобных. Но надо учитывать один нюанс. Если у вас был позитивный опыт отношения к учебе, а ребенок не столь удачен в этом отношении, то придумайтесебе негативный опыт, ошибки и расскажите об этом. Предложите ребенку фильм, книгу, где он сможет понять, что он не один такой, и найдет аналогичные ситуации.

Обязательно учите детей просить помощи. Им сложно подойти к учителю и сказать: «Я получил тройку, но она меня не устраивает. Как ее исправить?» Они ждут реакции учителя. А просьба о помощи – это адекватный ресурс в стрессовой ситуации, и ребенок должен уметь реализовать свою социальную активность через просьбу о помощи. Начать можно с предложения своей помощи ребенку. Сами чаще просите ребенка о помощи, тогда у ребенка сформируется навык. Сам он и не задумается, что такой навык общения, как помощь окружающих, можно как-то использовать.

— Насколько нужен родительский контроль за учеником?

— Он должен быть постоянным, но не тотальным, а непосредственным, со стороны. Маленький ребенок должен осознавать, что вы – главный, поэтому должны быть в курсе всех его дел. Для подростка важно понимать, что родители знают – он уже большой, но им не безразлично, чем он интересуется, чем «дышит». Они уже в позиции «рядом», а не «над ребенком».

 

Помогите определиться с будущим

— Сложным периодом бывает окончание школы. О чем надо задуматься родителям выпускников?

— Не много ли репетиторства они оплатили? Надо определить, какой предмет важен на данном этапе, и заниматься месяца два-три только им. Потом следующий предмет «подтягивать». Родители часто пытаются преподать ребенку всё сразу, а мы потом сталкиваемся с депрессивными и даже суицидальными настроями подростка. В силу его огромной нагрузки у него наступает физиологическая и психическая утомляемость. И к концу учебного года некоторые  подростки просто не могут справится с накопившимся напряжением, режимом, связанным с ЕГЭ.

— Кстати, интерес к учебе может быть связан с будущей профессией. Когда на это обратить внимание?

— Уместно с восьмого класса задавать вопрос: «Кем ты хочешь стать?». Когда ребенок задумается, что ему интересно, будет развивать свою познавательную активность. Если ребенок в этом возрасте еще не определился, у родителей часто возникает негодование, они начинают высказывать его ребенку, рисуя негативную «картину будущего». А у сегодняшних подростков вообще часто «картина будущего» отсутствует. Конечно, это связано с особенностями возраста, но ведь и родители угнетают своими негативными установками: «Если не будешь учиться, станешь дворником!». Этого делать нельзя.

Часто родители чуть ли не с пеленок нацеливают ребенка на будущее из-за собственнойнереализации. «У меня не получилось, так пусть у него получится», – думают они, и всячески начинают на ребенка давить. Но ваш ребенок – не вы, он абсолютно другая личность. Не знает кем стать? Предложите ему обратиться к психологу, именно они занимаются определением профессиональной направленности. Очень важно предложить ребенку посетить какой-то вуз. Надо дать возможность ребенку узнать больше о той профессии, которая нравится. Приведу пример: один подросток тяготел к кулинарному искусству, но не интересно ему было варить суп. И он стал не поваром, а кондитером, так как увидел, что он может в работе проявить своё творческое начало.

Наталья РАКИНА









Веб-камеры Ревды