Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
Мы помним. Мы скорбим. 9 августа – День памяти штурмана-испытателя, полковника, Героя России Игоря Ржавитина. В этом году со дня его смерти прошло 10 лет. В памятную дату в Ревде состоялся ряд мероприятий.
На городском кладбище возле могилы Игоря Викторовича отслужили молебен.
После к могиле Героя были возложены цветы.
В третьей школе, в музее имени Игоря Ржавитина, состоялась лекция о его жизни.
В 1990 году он с отличием окончил Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов, был заместителем командира взвода. Среди тех, кто приехал почтить память Героя, были и его сослуживцы. Игоря вспоминают как ответственного курсанта, который всегда приходил на помощь своим товарищам, подбадривал их.
Андрей Гавриков, полковник, бывший однокурсник Игоря Ржавитина:
- Он очень любил небо. Очень много знал о самолетах. Вот эта жажда летать, жажда неба, жажда полета – он заражал ей и своих друзей, с кем учился.
Николай Тига, бывший командир курсантного подразделения Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов:
- Его отличал высокий уровень сознательности, дисциплинированности. Он был исключительно дисциплинированным, старательным, отзывчивым, целеустремленным курсантом.
В училище сейчас даже учрежден переходящий приз имени Ржавитина, который вручают лучшей группе курсантов. А еще командование заведения хочет назвать самолет именем Игоря Ржавитина - уже подано ходатайство.
9 августа много теплых воспоминаний было о Герое России. Выступали его родные, знакомые, друзья. Особенно тихо в зале стало, когда в руки взял микрофон Игорь Зинов – сослуживец и напарник. Во время того боевого вылета два Игоря были вместе, в одном самолете. Когда истребитель совершал маневр, в него попала ракета.
Игорь Зинов, полковник авиации:
- Пожар возник со стороны Игоря. Он сидел справа. Оттуда начал быстро развиваться огонь. Я попробовал по радио доложить, что нас сбили, но никто не ответил.
По всей видимости, в самолете отказала электросистема и гидравлика, заглохла радиостанция. Истребитель стал неуправляемым и начал «загибаться» к земле. Напарники могли только смотреть друг на друга и переговариваться жестами.
Игорь Зинов, полковник авиации:
- Он мне вот так показывает…Дескать, катапультируемся. Я ему кивнул глазами. Все это заняло буквально несколько секунд.
По словам Игоря Леонидовича, к тому моменту скорость самолета была примерно 900 км/час. Из-за пожара температура в кабине достигала 1000 градусов. Система катапультирования сразу не сработала.
Игорь Зинов, полковник авиации:
- Когда он потянулся к ручке аварийного сброса фонаря, то пламя было уже настолько сильным, что я его руки не видел, хотя смотрел на него. Я в этот момент смотрел на него, он на меня. По выражению лица, мимики лица не было видно, что он получил какое-то ранение или еще что-то. Я был уверен, что он жив, здоров и в здравии покидает горящий самолет.
Первым самолет покинул Игорь Ржавитин, за ним Игорь Леонидович. Последние мгновения в самолете он уже не помнит, очнулся только на земле – обгорело тело, лицо, отказали ноги. Зрения тоже практически не было, летчик мог видеть только в маленькую щелочку. Его забрали в плен.
До последнего Игорь Леонидович надеялся, что товарищ жив. Только спустя несколько дней он узнал, что напарника не стало….
С Виктором Романовым Игорь Ржавитин работал бок-о-бок многие годы. Мужчина тоже участвовал в том вылете, только был в другом самолете.
Виктор Романов, штурман-испытатель, полковник, Герой России:
- На следующий день нам дали СУ-30 и мы полетели на уничтожение ПВО. Так, Игорь Леонидович, честно, я отомстил. Мы этот пункт ПВО уничтожили.
Память Героя России Игоря Ржавитина почтили минутой молчания...
Елена Канавина, Вадим Макаров, телекомпания «Единство»