Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
Еще один год самой эпичной ревдинской стройки подходит к концу. Уже сейчас понятно — даже первый пусковой комплекс будущих очистных сооружений хозпитьевого водоснабжения «Водоканала» до 1 января сдать не удастся. Несмотря на многочисленные обещания, составление новых графиков, смену генерального подрядчика, многие проблемы до сих пор не решены.
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Я не могу это подписать. Это уголовная ответственность.
Директор УМП «Водоканал» Олег Рыжов объяснил, почему в этом году в Ревде так и не появятся новые очистные сооружения хозпитьевого водоснабжения
— В следующем году эта стройка будет закончена — начинает разговор директор УМП «Водоканал» Олег Рыжов. — Деньги на это сейчас есть в полном объеме. Так что у подрядчика уже нет никакой возможности оправдаться отсутствием финансирования. Есть замечания, конечно, как к любой стройке.
У нас до сих пор нет документов
— Замечаний много. Стройка была разбита на два комплекса. Первый пусковой разбили еще на два этапа – 1.1. и 1.2. 1.1 — это цех по производству гипохлорита. Только по этому объекту было около 200 замечаний. Сейчас осталось семь. Не решен вопрос с выгрузкой и загрузкой соли механизированным способом, потому что не работает кран-балка.
Но самое главное — я должен исполнить законодательные требования о порядке эксплуатации объекта. Для этого нужна исполнительная документация, инструкции на русском языке, технологический регламент, технологические карты, паспорта на оборудование — то, без чего объект не подлежит приемке. В настоящее время областной «Водоканал» не предоставил нам значительную часть необходимых документов.
—Насколько мне известно, объект прошел государственную экспертизу.
— Не объект, а проектно-сметная документация на него прошла государственную экспертизу, причем представители областного «Водоканала» сходили трижды в государственную экспертизу, но экспертизы всего объекта целиком нет, а по-прежнему есть расхождение между стадией П (проект) и стадией Р (рабочая документация). Кроме того, УМП «Водоканал» не располагает окончательным проектом II пускового комплекса, прошедшим государственную экспертизу.
— Как руководство областного «Водоканала» предлагает выйти из этой ситуации?
— Мне предлагают принять объект сейчас с подписанием актов сдачи-приемки, а все документы и исправления замечаний и устранение недоделок будут потом. Потом останется уповать на совесть. Но совесть — категория не юридическая. Не сдаются и не строятся объекты, опираясь только на совесть участников процесса.
Камень преткновения
— Еще один камень преткновения — стоимость объекта. Заказчик существенно изменил ее в большую сторону. Деньги бюджетные. В моем понимании, те документы, которые мне предлагают подписать на протяжении уже пяти лет в том виде, в котором их видит областной «Водоканал» — это уголовная ответственность.
— Вас могут заставить принять очистные без соответствующих документов?
— Чтобы заставить меня это сделать, глава должна издать письменное распоряжение, в котором подробно перечислить, на какие замечания я должен закрыть глаза, с какой стоимостью объекта должен согласиться. Это нереально.
Сейчас мы ждем нормального пакета документов, устранение всех замечаний, только после этого принимаем 1 этап первого пускового комплекса — по-другому никак.
Будем ждать
— Есть надежда, что до нового года областной «Водоканал» соберется и исправит все замечания, подготовит нормальную документацию?
— До нового года первого пускового комплекса не будет. На это рассчитывать не стоит. Но есть возможность запустить насосную станцию второго подъема. Сейчас для меня главное, чтобы все оборудование работало, чтобы люди трудились в безопасности, чтобы вода питьевая поступала в город.
— По второму этапу 1 пускового комплекса уже тоже есть замечания?
— Замечаний в рублях там будет больше, потому что вторая очередь больше. Там больше физических замечаний — сейчас 78, которые строителям придется исправлять.
— Если в 2019 году, когда, по вашему прогнозу, стройка завершится, а документы готовы не будут, что будете делать?
— Ждать, пока предоставят.
ПО ПУНКТАМ
"Я ответственности с себя не снимаю"
Директор областного «Водоканала» Андрей Пипко снова корректирует сроки сдачи объекта
Мы не могли не дать возможности высказаться генеральному директору областного «Водоканала» Андрею Пипко. Андрей Борисович по пунктам ответил на все вопросы, и раскрыл некоторые моменты, которые повлекли за собой такую задержку строительства объекта.
1. В этом году областной «Водоканал» принял много кардинальных мер — сменил подрядчика, утвердил новые графики, решил проблему с финансированием проекта. Ни одна из этих мер не помогла сделать главного — сдать вовремя первый пусковой комплекс. В чем причина?
По словам Андрея Пипко, первопричина того, что стройка растянулась на столько лет — приостановление бюджетного финансирования в предыдущие периоды.
Финансовые процессы нормализовались только в последние два года, после чего стройка задышала. Но тут возникла новая проблема — часть оборудования, которое было предусмотрено проектом, за длительное время строительства просто перестали выпускать, его пришлось заменить, пришлось вносить в проект изменения, соответственно, вновь проходить государственную экспертизу.
А затем представители венгерских компаний, авторов проекта, настояли на смене генподрядчика (им стала «Уральская водная компания», одним из учредителей которой является Водоканал Будапешта).
Андрей Пипко: «На замене генподрядчика настояли венгерские партнеры, с одной стороны, для оптимизаций строительных процессов, чтобы их ускорить, с другой стороны, чтобы все технологические процессы были оптимизированы, скорректированы в соответствии с проектом. Здесь тоже произошла небольшая задержка.
Я признаю, что летом говорил: «К концу года все закончим». Но ведь мы не просто наемная строительная компания, которая могла бы легко уйти со стройки в отсутствии финансирования. Мы, с одной стороны, акционерное общество Правительства Свердловской области, с другой стороны, выполняя функции заказчика, чувствуем себя ответственными и отвечающими за качество построенного объекта и, самое главное, продукта, которое он выпускает. Мы хотим, чтобы объект был не просто построен, а качественно, по современным технологиям, позволяющим получать потребителям питьевую воду нормативного качества, не смотря на изменение окружающей среды – источника питьевого водоснабжения.
Сегодня мы подошли к тому, что у нас первый пусковой комплекс уже готов, к концу года мы его предъявляем строительному надзору для сдачи. Систему обеззараживания мы уже наладили в полном объеме. Вода уже стала другой. Не могу пока сказать, хуже или лучше, но то, что в ней стало меньше загрязнений, которые собираются по существующим системам трубопроводов, это однозначно».
2. Оборудование, которое установлено на строящихся очистных, не устарело морально за то время, пока идет строительство?
Как утверждает Андрей Пипко, основная масса контрактов на оборудование были заключены в 2016-2017 и 2018 годах. Так что основная часть оборудования «абсолютно свежее» и соответствует запланированной технологии.
3. А когда начинают действовать гарантийные обязательства областного «Водоканала»: с момента запуска комплекса или с момента монтажа оборудования?
По словам Андрея Пипко, в договоре указан пятилетний срок гарантии на строительные работы и оборудование. На часть оборудования гарантия уже закончилась, но и эту проблему удалось решить.
Андрей Пипко: «За счет того, что мы заменили генерального подрядчика и взяли пуско-наладочные работы на себя, смогли продлить гарантийные обязательства на оборудование. Это обеспечено тем, что «Уральская водная компания», является делегированным представителем по оборудованию, поставляемому венгерскими компаниями-партнерами».
4. Не считаете ли вы стратегической ошибкой тот факт, что на первоначальном этапе реализации проекта вы приняли решение стать одновременно и заказчиком, и исполнителем работ?
Андрей Пипко: «На период 2011 года, я считаю, это было абсолютно адекватное решение, приятое совместно с администрацией Ревды и Правительством Свердловской области. Тогда инвестиционные проекты в чистом виде, которые мы видим сегодня, не работали. Мы данным контрактом смогли объединить бюджетные средства, средства инвестиционной программы УМП «Водоканал», открыли большую кредитную линию, привлекли собственные средства. На тот момент это было серьезное инновационное решение, обеспечивающее продуктивное решение проблем водопроводно-канализационного хозяйства, да и другого варианта не было».
5. Главная претензия, которую озвучивает господин Рыжов — это отсутствие документов. Почему их не получилось сделать вовремя? Сколько времени необходимо, чтобы собрать все пакеты документов в полном объеме?
С документами, соглашается Андрей Пипко, на самом деле, есть недопонимание с обеих сторон..
Андрей Пипко: «В течение всей стройки документы готовились, оформлялись и передавались соответствующим образом. Но на протяжении такого длительного времени строительства, в связи с корректировкой проекта, заменой оборудования в часть документов необходимо внести корректировки. Восстанавливать документы за весь период не просто. Некоторых людей, которые отвечали за различные процессы, уже нет. Я не снимаю с себя ответственности и со всеми участниками процесса прикладываем все усилия, чтобы исправить ситуацию. Сейчас, когда и финансирование есть, и стройка пошла, мы стали зажаты в рамки времени. Подготовка документов требует тоже какого-то времени и, я уверен, этот вопрос решим в кратчайшие сроки.
Часть документации на оборудование готова в полном объеме, но наши зарубежные партнеры ее выдают по-своему, в соответствии с европейскими стандартами. Нам нужно все это перевести, оформить в соответствии с нашими законами. На это уходит время. Здесь небольшой провал есть, ответственности с себя за это также не снимаю.
Зато документация на выпуск готовой продукции (реагент для обеззараживания питьевой воды) есть в полном объеме. Она передается в УМП «Водоканал» в плановом порядке и на момент приемки этого этапа строительства в эксплуатацию будет завершена».
Динамика этого процесса — на лицо и спасибо за это всем участникам процесса».
6. Можете сделать прогноз: когда все-таки объект получится сдать?
По словам Андрея Пипко, строительно-монтажные работы комплекса 1.2. завершатся 31 до конца декабря, дальше дело за государственным стройнадзором. Второй пусковой комплекс предполагается сдать в июле (полное завершение благоустройства территории).
Андрей Пипко: «Есть на сегодняшний день небольшие задержки с бюджетным финансированием, что несколько отодвигает запланированные сроки приобретения оборудования. При этом договоры мы заключили, часть авансов заплатили. Это изменяет наши внутренние сроки завершения строительства, но оно не выйдет за рамки запланированного конечного срока. Но сейчас уже у меня нет сомнений, что к июлю мы точно сдадим.
К сожалению, «живая» стройка такого сложного инженерного объекта всегда имеет коррективы в сроках. Мы же когда начинали строить (2011 год!!!), планировали построить за три года и не думали, что на столько лет тут задержимся из-за перехода на полное бюджетное финансирование объекта».
ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ
«Господин Пипко наступил на собственные грабли»
Валерий Гуляков, председатель Общественного совета по контролю в сфере ЖКХ:
— Общественный контроль на очистных мы начали в августе прошлого года, как только был сформирован новый состав нашего совета. Люди начали спрашивать, что происходит, поскольку инвестпрограмму оплачивает бюджет. Значит, чистая вода должна быть.
Когда мы туда пришли, 90% первого пускового было уже готово. Но взаимоотношения между областным и местным «Водоканалами» была очень натянутые. Согласно первоначальному договору, УМП «Водоканал» вообще никакой роли не отводилось. Областной «Водоканал» не давал им влезать в процесс, пообещав все сдать под ключ. И когда начались первые попытки сдавать части объекта, у нашего «Водоканала», которого не допускали ни до одного процесса, появилась масса вопросов.
Внутренние отношения между заказчиком и подрядчиками не всегда документировалось так, как регламентируют строительные нормы и правила. Некоторые работы принимались с частичным документальным подтверждением, либо вообще без документов, мол, ты же видишь, сделано. Сейчас нет сертификатов, актов скрытых работ, исполнительной документации. Это главная ошибка, которая повлекла за собой всю остальную задержку.
Еще одна ошибка, на мой взгляд, в том, что областной «Водоканал» является сам и заказчиком, и исполнителем данного проекта. Это сначала облегчало жизнь господину Пипко, как руководителю предприятия, а сейчас тормозит процесс. Имея возможность принимать работы у своих подрядчиков и субподрядчиков, зная, что ты со всеми договоришься, и тебе пообещают завтра подстраховать документами, он сейчас наступил на свои грабли. Сперва, для ускорения работ, он подписывал и платил деньги своим подрядчикам, а сейчас понимает, что многие из них просто врали.
Сейчас областной «Водоканал» готов нам отдать цех по производству гипохлорида. Говорят: работает же! А я приведу пример. Вы приходите купить автомобиль, но на него нет ПТС, техталона, нет возможности поставить его на учет, и у вас нет прав. Вы не сможете им пользоваться, хотя он работает, ездит. Сейчас та же самая история.
Получилось ли у нас что-то изменить? Да, нам удалось перевести решение вопросов от эмоций и перехода на личности, в вопросы графиков, договоров и протоколов. Мы помогли систематизировать и выстроить межведомственное взаимодействие, которые основаны на СНиП и логике жизни.
МНЕНИЕ ВЛАСТИ
Затягивание процесса недопустимо
Ирина ТЕЙШЕВА, глава Ревды:
— Согласно экспертизе 2014 года, проект стоил 1 млрд 84 млн рублей. По ценам 2018 года, экспертиза на первый пусковой комплекс у нас есть, она была выдана в июне, второй пусковой комплекс сейчас в экспертизе, но цена на него уже известна — в сумме на сегодняшний день цена объекта составляет 1 млрд 727 млн рублей.
Увеличению стоимости почти на 644 млн рублей есть объективные и субъективные причины. Объективные — рост курса доллара, так как оборудование у нас импортное, банковские проценты, поскольку для реализации проекта был привлечен банковский кредит, и инфляция. Субъективная причина одна — затягивание строительства. В этом есть и вина подрядчика, и слабый контроль.
Затягивание процесса недопустимо и чревато тем, что город может в определенный момент остаться вообще без воды. Сейчас в эксплуатации находятся сооружения первой очереди, построенные в 1968 году и сооружения второй очереди, которые вообще выведены из работы и находятся в разобранном состоянии. Общий износ при этом составляет 67%. В случае выхода из строя действующих очистных, город может остаться без воды. Если учесть, что в этой же системе у нас завязаны канализация и отопление города, можно понять, как мы рискуем.
Есть два возможных рычага воздействия на данную ситуацию. Во-первых, постоянный контроль и со стороны нашей администрации, и со стороны правительства области. Во-вторых, обеспечение достаточного финансирования. Оба рычага сейчас активно используются, в связи с этим продвинулось строительство.
Львиная доля финансирования данного проекта приходится на областной и городской бюджеты. В 2017 году из областного бюджета на реконструкцию наших очистных было направлено 242 млн рублей, в 2018 году — 324 млн рублей, сейчас заканчиваем их освоение. Планы на 2019 год тоже уже есть — на реконструкцию наших очистных будет выделено 589 млн рублей.
Подготовила Ольга ВЕРТЛЮГОВА