Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
Хотя нет, ситуация, которая сейчас происходит в садах СУМЗ-4, скорее похожа даже не на детектив, а на басню Крылова. «Лебедь, рак и щука», — помните такую? «А воз и ныне там», — заканчивается знаменитая притча. Так вот. В вышеуказанных садах на зиму отключили свет. Полностью. Казалось бы, и шут с ним — никто же картошку зимой не выращивает. Да только дело в том, что в СУМЗ-4 круглогодично проживает 14 семей. Кто-то с детьми, кто-то с инвалидами. Вот они-то и есть тот самый «воз», который не просто на месте остался. Он остался без воды, без света, без отопления.
Апокалипсис
СУМЗ-4 —большой кооператив, расположившийся на Кабалино. Это если по многострадальной Сосновой улице, налево и до железного забора — самое логичное объяснение. Там — 234 участка. И там, конечно же, есть свое правление — СОТ (садово-огородническое товарищество). Входят в него не все. Большинство проживающих и прописанных там семей членами СОТа не являются. А значит, и не садоводы вовсе. По какой причине они не вступили в товарищество — неизвестно.
Последние три года СУМЗ-4 потряхивает от ссор и скандалов. Тема всегда одна — деньги. Кто и чего не платит, кто и куда приезжает, кто и что ворует. Самый ходовой товар, судя по всему, свет. Практически все участки тут запитаны от одного общесадового счетчика. Он-то и стал камнем преткновения. А теперь наступил «судный» день. В ноябре СОТ лишился головы — сложил полномочия председатель Леонид Иванец. В декабре полностью отключили электричество.
Сейчас в садах творится какой-то постапокалипсис. Под снежным ковром покоятся домики садоводов. Пыхтят печками дома несадоводов. Воды на колонке не набрать. Иногда на дорожках появляются озябшие местные, укутавшиеся в длинные фуфайки. И даже собаки стали как-то гавкать неуверенно. На ночь СУМЗ-4 погружается во мрак.
Летучая мышь
Чтобы разобраться в причинах электрического коллапса, нужно развернуть почти детективный клубочек отношений садоводов и несадоводов. Начнем с истории тех, кто остался жить в садах без света.
— К этой ситуации мы шли последние несколько лет, — объясняет собственник двух участков Степан Парыгин. — За это время правление сада могло решить все проблемы. Например, вынести все счетчики на улицу. Можно было электросети передать городу или энергоснабжающей компании. В общем, много чего сделать можно было. А председатель сложил свои полномочия ненадлежащим образом. Просто принес документы и бросил чуть ли не в лицо сторожу. Назначил нового человека — Владимира [Азанова], он здесь живет постоянно. И документы никакие не передал.
Владимир Азанов стоит рядом. За его спиной — родной домик. В нем он живет круглогодично уже много лет. Вместе с женой. Она инвалид и прикована к постели. Теперь света нет. Хорошо хоть есть печь. Но все равно в доме стало существенно холоднее. В кухонке висит светодиодный фонарик. Освещение в доме — керосиновая лампа «Летучая мышь».
О том, что теперь он — председатель, Владимир Александрович узнал «из бумажки» — якобы распоряжения правления. Никто его не спрашивал, хочет он этого или не хочет (на самом деле, не хочет). И что делать дальше — не знает.
— В самом начале избрания бывший председатель Леонид Иванец решил, что ему летом нравится в саду, а зимой энергия не нужна, — продолжает рассказ Степан Парыгин. — И с 2016 года начал планомерные опросы среди садоводов, мол, давайте на зиму отключать. А в июне этого года устроил нелегитимное собрание — не было надлежащих уведомлений, пришли люди без доверенностей от собственников. В общем, будто народное вече в Великом Новгороде. Кто громче кричит, тот и прав. Выступил, нагнал жути, назвал нас ворами, и приняли все решение — отключить свет на зиму. И теперь этим решением, этой бумажкой перед всеми машет. Мол, народ решил, не докопаешься. Сейчас мы обращаемся в ревдинский «Энергосбыт», а там говорят: «Идите к председателю». А его нет!
Оплата-неоплата
Все дело, конечно, в деньгах. Есть у кооператива общий счетчик. От него запитаны все участки. Садоводы платят раз в год, так как расходуют энергию только летом. Несадоводы — раз в месяц, так как живут тут постоянно. Тариф один — 2,72 рубля за киловатт. Общий счетчик, правда, двухтарифный. Люди платят больше, чем положено, но с этим они уже смирились. А вот с чем не смирились — с кассовым разрывом. Все свою плату, вроде бы, внесли. По показаниям домовых счетчиков. Но за зиму как-то образовалась разница в 85 тысяч рублей. Чтобы погасить долг, раскидали по 400 рублей по всем участкам. Откуда, спрашивается, долг? Товарищество уверено — воруют несадоводы. Они же тут живут круглый год. Те, естественно, такие обвинения отвергают.
— Мы платим ежемесячно и передаем данные, — уверяет Надежда Заева, еще один собственник. — У нас у каждого индивидуальный счетчик, который опломбирован СОТом.
В доказательство предъявляют оплаченные квитанции. За январь — 860 рублей. За февраль — чуть больше 900. Печать СОТа на квитанции стоит. Выходит, и правда оплачивают.
— Почему никто не учитывает, что и садоводы зимой приезжают? — удивляется Степан Парыгин. — Они тут и снег чистят, и в баню ходят. И даже электросауны запускают.
— Они [чета Иванец] с трудом нам сознались, что общий счетчик стоит двухтарифный, — напоминает Надежда Заева. — Никто об этом не знает! И нас еще ворами выставляют.
Задолженность и сейчас есть. 25 тысяч рублей. Это за октябрь. Жители утверждают, что все заплатили. А вот товарищество почему-то до сих пор деньги «Энергосбыту» не передало. Да и, как оказалось, не из-за долга свет отключили — экс-председатель лично пришел в компанию и написал заявление на отключение энергии. И 10 ноября ушел с должности.
Альтернатива была
Нам удалось поговорить с бывшим председателем — Леонидом Николаевичем Иванцом. У него, конечно же, другая история. По его словам, борющиеся сейчас за свет жители в СОТ не вступали, договора об индивидуальном ведении садоводства не заключали. Права голоса не имеют, а электричеством пользуются. И они, по его словам, за прошлую зиму украли энергии на 85 тысяч рублей. Тогда товарищество стерпело и погасило долг за них.
— Этой весной на собрании садоводы не захотели больше платить и приняли решение на зиму свет отключать. Всем, кроме сторожа, — говорит Леонид Иванец. — На собрании, кстати, выносилось четыре варианта решения. В том числе, предлагали сброситься по 500 рублей с каждого участка на тех, кто зимой проживает. Чтобы они, как и в прошлые годы, бесплатно пользовались электроэнергией.
В том, что электроэнергию кто-то ворует, Леонид Николаевич уверен. Говорит, что они платят по 100 рублей в месяц [хотя мы видели квитанции с суммами в восемь раз больше]. Откуда знает? Жена бухгалтерию СОТа вела.
Председатель, по его словам, предлагал несадоводам альтернативу. Заключить напрямую договор с «Энергосбытом», подвести к своему участку провода и запитаться индивидуально. Дескать, даже приносил им образцы заявлений, как это оформить, и посылал по нужному адресу. В смысле, в «МРСК-Урал», который хозяйствует сетями. Последовала его советам только один человек — Ирина Пахнутова.
Полтора года с генератором
Ирина с мужем мечтали иметь крайний участок на СУМЗ-4. И заимели в 2012 году. С приходом нового председателя начались проблемы. Ирина повела Леонида Иванца регистрироваться в налоговую, чтобы все было чин чинарём, а он запротивился. Мол, самая умная, что ли? И началась война.
— Они приходят ко мне за деньгами. Я говорю — на каком основании? — делится своей историей Ирина Пахнутова. — Они предъявляют закон о СОТ. А я к товариществу не имею отношения. Говорят: «Давайте заключим договор на пользование услугами сада». А до нашего участка даже воду никогда не подавали. И заставляют платить за воду. Ее нет у нас. Потом грозились электричество отключить. А за него-то я плачу! Обратилась в «Энергосбыт». Они сказали, у вас есть лицевой счет, можно напрямую платить деньги туда. Я несколько месяцев ходила и оплачивала напрямую. Причем написала письмо Иванцу и приложила все копии чеков. Иванец вызвал полицию, и мне отрезали электропровода. Началось обивание порогов в МРСК, чтобы построить отдельную линию. Нынче подвели. А так полтора года жили с бензогенератором.
Мораль
В общем, сейчас выход один — проводить электричество в каждый дом индивидуально. Несадоводы уже написали заявления и выяснили, что вся эта благодать состоится не раньше февраля. Леонид Иванец, как оказалось, тоже написал такое заявление — чтоб кабель в дом провели. Судьба СОТ и правления — пока под вопросом.
Нюансов у всего этого садового детектива много. Люди и в прокуратуру обращались, и к губернатору, и в полицию. И юридическое лицо пытаются зарегистрировать, чтобы можно было проще все эти процессы регулировать. И боевые действия у них были — чуть ли не на вилах дрались. Но сейчас это не так важно. Важно, что за всеми этими садово-огородническими баталиями есть семьи, которые реально страдают без света.
Серафима Войтенко купила в СОТе домик под материнский капитал. И она не занимает никакую сторону. Исправно платит, написала заявление на индивидуальное подключение. Ей просто хочется свет. Детей пришлось развезти по родственникам. Она делает с ними уроки и на ночь приезжает сюда — тут живут собаки и кошки. Живет с ними в темноте и холоде. Правда, сейчас печку купили.
А помните, Леонид Иванец говорил, что отключат от света все дома, кроме домика сторожа? Это неправда. Отключили и домик сторожа, где плюсом ко всему был водный насос. Оставили человека, охраняющего сады, без света и воды. В нечеловеческих условиях женщина-сторож жить не смогла и съехала на съемную квартиру.
Вот и стоит СУМЗ-4 в темноте. Без воды. И не охраняется ничего. Загнали люди своими баталиями и спорами целый кооператив в анархию. Не нам разбираться, кто в этой истории прав, а кто виноват. Людей жалко.
Ну а мораль по классике: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука»...
Андрей АГАФОНОВ, Елена КАНАВИНА. Фото Андрея АГАФОНОВА