Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
Редактор «Ревдинского рабочего» о том, почему в отдельно взятой Ревде не налажен нормальный общественный диалог и что со всем этим делать.
Евгений ЗИНОВЬЕВ, главный редактор «Ревдинского рабочего»
С нами явно происходит что-то не то. Иначе как понять реакцию социальных сетей на новость о том, что область подкинула в Ревду более 400 млн рублей — на достройку новой школы, строительство детского сада и реконструкцию стадиона. Самые распространенные комментарии — «распил начался», «всё равно половину украдут», «кто-то простроит себе новый коттедж» и т.п.
Ну, ладно — допустим, люди не верят властям и априори считают их ворюгами. Это как бы мнение, а мнение опровергнуть невозможно. Но на днях одна дама в группе «Ревда-новости» в «Одноклассниках» со знанием дела вещала, что строительство нового садика на 270 мест стоит от силы 10 млн рублей, а потому остальные 180 млн, выделенных на садик, просто стырят. Такое утверждение нравится аудитории соцсети, даму активно поддерживают. А мне всё это напоминает коллективный мазохизм. Вместо того, чтобы поинтересоваться в Интернете примерными сметами подобных объектов, мы предпочитаем чувствовать себя обманутыми, униженными и оскорбленными — о чем публично рассказывать и получать удовольствие.
Это свидетельствует о крайне болезненном состоянии общества, но вряд ли в своей болезни виновато оно само. Кажется, подозревать и обвинять власть во всех грехах, даже не имея внятных доказательств, — это уже не признак протестной активности, а наша ментальная установка, часть социокультурного кода. Чем она обусловлена? Да бог его знает. Может быть, тем, что власть и народ в нашей стране веками не были единым целым не только фактически, но и формально. А главным управленческим фактором являлся в первую очередь страх и лишь потом идеология.
Сегодня, слава богу, шансы попасть в тюрьму, психушку или быть высланным из страны за выражение своего мнения сильно упали по сравнению с советскими временами. А соцсети позволяют выплескивать в публичное пространство сообщения абсолютно разной степени компетентности и адекватности. И если государством кухарки пока еще не управляют, то уж настроениями в «Одноклассниках» и «Вконтакте» рулят уверенно и не оставляют власти никаких шансов выглядеть там достойно.
Попытки властей (в частности, ревдинской администрации) объяснить народу свои действия — пусть даже самые оправданные — зачастую натыкаются на стену непонимания. Вернее, даже отказа от понимания. И мы видим, что местная власть не владеет реальными инструментами, которые могли бы объединить сообщество вокруг актуальных целей.
Сегодня главу города часто укоряют в том, что она не проводит открытые встречи с горожанами — вот, дескать, вышла бы на сцену «Победы» или Дворца да ответила бы на вопросы всех желающих. Помнится, Сергей Соколов в бытность мэром практиковал такой формат, и ему это стоило немалых сил. А вот Анна Каблинова вышла к людям единственный раз — в первый год своей работы. Вы помните, как это было? Тогда зал «Победы» превратился в базар-вокзал с криками и взаимными обвинениями. Грубо говоря, на мэра наорали. После этого ни один глава не рискнул возродить такой формат общения с гражданами — а кому хочется быть публично обруганным? И где гарантия, что сегодня этого не произойдет? Недавний коммунистический митинг на площади показал, что произойдет и еще как.
Практически не эксплуатируется в Ревде и формат связи власти с населением через общественные советы. Да, в сфере ЖКХ наблюдаются некие телодвижения. Да, Общественная палата за полгода два раза собралась. Но стоит признать, что активность существующих в городе советов пока не позволяет говорить о них, как о реально действующих контрольных и связывающих власть с населением органах. С одной стороны, ну нет у нас достаточного количества активистов, готовых тратить на общественный контроль свои время и силы и обладающих достаточным набором компетенций. С другой — и со стороны власти не видно особого рвения подключать общественность к решению городских вопросов. А вместе с тем, этот инструмент был бы крайне полезен, потому что на него, как минимум, можно опираться и объяснять через него народу суть и смысл происходящих в городе изменений.
Отсутствие понятных и принятых всеми коммуникаций друг с другом, помноженное на тотальную нехватку денег (как в бюджете, так и в кошельках) и правовой нигилизм масс, порождает эту общую нервозность, в которой мы все живем и в которой очень тяжело родиться чему-то конструктивному. Успешно выбивая из области средства на дороги, благоустройство, школы, садики и стадионы, власть видит свои задачи выполненными и не считает нужным делать то, что стоит не денег, а всего лишь политической воли — объединять горожан и разговаривать с ними почаще. Ведь когда есть общая цель, то мэру и на сцену выйти не страшно.
А как у других?
Автор этих строк пять лет прожил в Ханты-Мансийске, где действует краудсорсинговый проект «Мы вместе». Любой горожанин может зарегистрироваться на сайте этого проекта, предлагать свои идеи по развитию города, обсуждать идеи других горожан и предложения администрации, участвовать в голосованиях. Победившие инициативы администрация финансирует в рамках бюджета (это называется «инициативное бюджетирование»), а граждане контролируют выполнение. Регистрация на сайте делает процесс конструктивным (хамов всегда можно заблокировать), спасает от накруток и, что самое главное, позволяет создать сообщество по-настоящему активных и неравнодушных к своему городу людей. Администрация, создав такой инструмент, всегда может сказать — земляки, мы всех спрашивали, вот результаты. А истерику в соцсетях, которую устраивают «диванные критики», — игнорировать с чистой совестью.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Администрация Ревды спрашивает у горожан, что благоустроить в 2020 году. Где и как проголосовать
Мы не можем без вождя? Как сохранить Ленина, чтобы всем было хорошо. Блог Евгения Зиновьева
Чёрно-белый город. Блог Евгения Зиновьева