Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
Отец Роман, настоятель храма во имя Жен Мироносиц
Человек — это звучит гордо. Царь природы. Образ Божий. Человек и его интересы превыше всего. Мы так к этому привыкли, что порой не задумываемся, о каком человеке идёт речь. Вроде бы, общеизвестно, что все люди равны между собой. Во всяком случае, так должно быть. Если бы всё было так просто...
Первая же встреча с другим человеком ставит нас перед проблемой: интересы и мнения разных людей — разные. Если бы люди были изолированы друг от друга, это бы никому не мешало. Но мы нужны друг другу, мы встречаемся. Это значит, что наши интересы и мнения нужно реализовать в одно время и в одном месте — месте встречи, как бы мы его ни понимали.
А мнения-то разные. И интересы. Нередко — противоположные. Приходится проявлять гуманизм избирательно. Чьей-то позиции нужно отдать предпочтение. Автор каждого мнения — человек. Который звучит гордо. Который личность, царь природы и так далее. Кому уступить? Кто это решит? Опять же, человек. Тот самый. У которого мнение. «То есть я» — так мы говорим сами себе. Не всегда словами, но делами — это уж точно.
На практике наш гуманизм направлен, по сути, на одного человека — на самого себя. Даже если мы кому-то уступаем, то только потому, что сами так решили. Парадокс. То, что мы делаем для других, мы, оказывается, делаем для себя. Взвесив для себя все «за» и «против». И вот с этого начинается если не война, то, как минимум, борьба всех против всех. Каждый поверил, что именно он — тот самый человек, о котором говорили гуманисты. А остальные... Они тоже люди, о них тоже стоит подумать, но — только после того, как твой личный интерес будет соблюден. Поэтому борьба всех против всех никак не утихает.
Мало того, внутри самого человека не всё бывает просто. В чём твой интерес? В том, что для тебя полезно? Или выгодно? Или приятно? Это ведь не одно и то же. Например, полезно — заняться спортом. Выгодно — ещё больше работать. Приятно — отдохнуть. А выбрать нужно что-то одно. Конечно, каждый решает сам. Но это вовсе не значит, что каждый действует в своих интересах. Сколько мы в жизни совершили поступков, о которых сами потом жалели! Сколько проблем мы сами себе создали! Кто вообще знает, что ему окажется полезно, к какому результату приведет тот или иной выбор?
И вот мы настаиваем на своём, отстаиваем свою точку зрения, берем жизнь в свои руки, а вокруг нас (и внутри) только увеличивается число «наломанных дров».
И вот из таких индивидов состоит целое общество. А мнение общества — это ещё важнее, намного важнее мнения одного человека. Общество обо всём судит, всё решает, направляет жизнь всего себя в целом и каждого человека в частности. Человек — мерило всего, и это мерило оказывается каким-то размытым. Нет единства в обществе. Не живут все мирно и счастливо. Всё никак не придумают люди для себя законы, которые устраивали бы всех. Поправки, уточнения... А потом — хоть всё заново переписывай. И так в каждом новом поколении.
Для христианина всё проще. Есть Бог, который лучше всех знает, как устроен человек. Он ведь сам нас создал. Он знает, как человеку жить, не разрушая себя и всё вокруг себя. Он не имеет в отношениях с человеком какого-то лукавого, корыстного интереса. И Он ни от кого ничего не скрывает, Его воля доступна человеку (любому!) через Откровение.
В деле спасения душ нет конкуренции между людьми, нет необходимости в борьбе друг с другом. «В доме Отца Моего обителей много» (Ин.14:2). Не нужно каждому становиться пророком, чтобы узнать волю Божию. Для этого Христос основал Церковь — чтобы каждый мог спасаться и через 100 лет, и через 1000 после Христа, и в XXI веке. Чтобы во всех спорах и конфликтах между людьми было незыблемое мерило, кто прав. Бог прав! Потому что Он и есть Жизнь.
Кто из людей поступает по Его закону (закону любви!), тот причастен к Его правде, и значит, тоже прав. А Церковь нужна, чтобы эту правду свидетельствовать людям, обществу. И не как посредник, заслоняющий собой Бога, а как проводник, ведущий человека к Богу. Именно в Церкви возможно не просто общение с Богом (молитва), а приобщение к Богу (причастие Тела и Крови Самого Христа).
Служители у Христа могут быть разные (даже Иуда, вспомним, был когда-то среди апостолов), но в Церковь человек идёт не к служителям (таким же, в сущности, людям), а к Богу. И именно в Боге мы находим мир с самими собой и друг с другом. Тогда и общество начинает оздоравливаться, и человек раскрывает в себе полноту своего бытия. И это, если говорить об интересах человека, — самый лучший гуманизм.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
В Ревде в храме Архистратига Михаила прошло первое богослужение после ремонта
В Ревде объявлен сбор денег на новый храмовый комплекс