Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
20 ноября в Ревде состоялся муниципальный этап XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений. Тема этого года - «Великая Победа: наследие и наследники». В мероприятии приняли участие более двухсот человек – представители ревдинской администрации, православной церкви, педагоги, студенты и школьники.
Рождественские чтения начались с пленарного заседания в Центре дополнительного образования.
Евгения Войт, заместитель главы администрации Ревды:
- Рождественские чтения дают возможность выявить те проблемные точки в каждом направлении, по каждой теме, где мы, совместно общество и государство и общество, и церковь что-то не дорабатываем, где-то мы, может быть, в силу занятости, проходим, не останавливаясь и не делая акценты на этих точках определенных, оно дает возможность проработать, детально посмотреть с разных сторон и уже прорабатывать в дальнейшем эти вопросы.
Организатором муниципального этапа Рождественских чтений стали местная администрация и Ревдинское церковное благочиние – Екатеринбургская митрополия.
Алексей Сысков, протоиерей, благочинный церквей городского округа Ревда:
- Сохранение памяти о том, какой ценой далась Победа 75 лет назад – это очень важно для нас. Потому что это коренным образом может повлиять и на нашу государственность и на самосознание молодых людей. Сегодняшнюю конференцию хотелось бы провести с пользой. Евгения Олеговна сказала о том, что мы ждем предложений для дальнейшей работы – как можно сохранить эту память в будущих поколениях.
После пленарного заседания участники разъехались по пяти дискуссионным площадкам.
В духовно-просветительском центре «Светоч» тема для обсуждений «Семья, как сфера формирования патриотических установок молодежи и сохранения исторической памяти». Разделившись на группы, присутствующие рассматривали четыре проблемы, и, совместными усилиями, предлагали решения к ним. К примеру, к вопросу об «искажении ценностных ориентиров» участники предложили вот такие варианты.
- Создание интернет-порталов по обзору литературных произведений, фильмов о Великой Отечественной войне по первым источникам, обзор интернет-ресурсов по архивам. Воспитание любви к малой Родине через краеведение – к нашему городу, к нашим поселкам, на которых мы проживаем.
В первой школе для гостей выступили артисты образовательной организации. Ребята показали миниспектакль – жизнь девушек и юношей перед Великой Отечественной войной, во время нее и после. (ЛЮФТ 05:46)
После выступления школьников, участники Рождественских чтений разошлись по пяти секциям, которые возглавляли преподаватели с многолетним опытом работы по направлению духовно-нравственного воспитания. Группам предстояло обсудить «основы религиозных культур и светской этики в образовательном пространстве школы». Они предлагали мероприятия патриотической направленности для внеурочной деятельности, искали в учебниках темы для уроков, которые посвящены осознанному отношению к Родине.
Светлана Никитина, модератор секции Рождественских чтений:
- Сейчас каждая секция, а их пять, создадут кластер с теми идеями, которые принадлежат педагогам уже с опытом работы представителям педагогического колледжа. То есть вообще идея сегодняшней творческой мастерской, она ориентирована на студентов педколледжа. То есть методический опыт работы над этими курсами передать нашим будущим коллегам, которые будут реализовывать этот курс уже по выходу, получив свои педагогические дипломы.
По словам педагогов, одной из самых сложных секций стал анализ методик по мониторингу духовно-нравственных качеств и уровня патриотического воспитания обучающихся. Здесь участники пришли к выводу, что ни один из предложенных способов не является универсальным – к каждому ученику нужно подходить индивидуально.
Анна Парамонова, доцент кафедры теологии миссионерского института Екатеринбургской епархии:
- Я никогда не жалею, что приезжаю в Ревду, потому что здесь очень хорошо проводится региональный этап Рождественских чтений. Здесь всегда есть чему поучиться, есть какие-то новые методики, технологии проведения. Никогда это не бывает скучным и всегда увозились какие-то идеи и для своих слушателей, для студентов и для самой себя.
В музее «Демидов-центре» развернулась дискуссия о сохранении памяти о событиях Великой Отечественной войны и поколении наших земляков, на чью жизнь пришлось это невероятно испытание.
Марина Сайфиева, модератор дискуссионной площадки:
— Музей «Дмидов-центр» стал одной из площадок Рождественских встреч. Сегодня здесь мы обсуждаем темы музейной педагогики и важности сохранения памяти о подвиге наших земляков. Рассказывать мы будем о ом, как наш музей может стать учебной площадкой и помощью для педагогов города, также мы расскажем об интерактивных проектах, которые планируем показать в следующем году.
Как выяснилось, практически у каждого учебного учреждения есть многолетний опыт работы. В школах созданы музеи, накоплен и пополняется материал об участниках войны и тружениках тыла, работают патриотические и поисковые детские отряды.
— Это все реальные, живые люди, у которых есть своя история, своя семья. Ты представляешь, что бы было бы, если бы на их месте был ты. Становится страшно. Ты видишь перед собой останки живого человека. Ты с ними работаешь, ты пытаешься донести до общественности, что война – это страшно, последствия – необратимы.
— Поисковики понимают, каково это. Первый раз, когда ты идешь в окоп, есть шанс упасть в обморок. Я видел, люди падают. Меня спрашивали, а ты, Ваня, в обморок не падал? Нет, не падал, подготовленный. Действительно, это очень морально тяжело. Но, когда ты понимаешь, зачем ты здесь просто руки не опускаются. Ты чувствует, что ты там, где ты должен быть.
На встрече много говорили о личном отношении к уходящему поколению, о сохранении его уникальной и трагичной истории.
— Бессрочный проект «Бессмертный полк «Еврогимназии» размещен на сайте нашей образовательной организации. Собирая информацию, мы столкнулись с такой проблемой: некоторые дети приносят портреты, но есть примеры, когда кроме фамилии об участнике войны ничего более не известно. На самом деле – это страшно, необходимо сохранять данную информацию. Этот проект у нас действует постоянно. Мы готовы принять информацию от всех жителей города.
— Есть рассказы. Мы встречались с ветеранами нашего города, и, было время, когда мы шефствовали над ними. Сейчас, к сожалению, у нас остался только один ветеран – труженик тыла, остальные все ушли из жизни. Мы встречались с ветеранами завода ОЦМ, которые были перевезены сюда в годы войны. У нас есть документы и предметы. Одна ученица принесла вещи своего прадедушки – пуля, портсигар, пробитый этой пулей и армейский жетон в гильзе. Это рассказ, что пуля, попав в портсигар, спасла жизнь ее прадедушке.
Что касается самого «Демидов-центра», то здесь собрана не только тематическая экспозиция, еще разработаны несколько экскурсий, которые посвящены отдельным направлениям. Например, речь идет о блокаде Ленинграда, письмах с фронта, военном быте, воспоминаниях фронтовиков.
Джульетта Холкина, научный сотрудник музея «Демидов-центр»:
— Есть интерес у молодого поколения, у детей, но, тем не менее, проблема сохранения этой памяти остается. Разрозненные площадки, работа есть, но вот чего нам не хватает, чтобы это была полная картина?
В ходе обсуждения было предложено объединить пока разрозненные наработки и материалы всего города на одной электронной информационной площадке.
Анатолий Орешков, Елена Канавина, Вадим Дьячков, Павел Пенкин, телекомпания «Единство»