Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
Отец Роман, настоятель храма святых Жён Мироносиц
Нынешнее человечество владеет невообразимым множеством знаний. Надежных, проверенных, применяемых ежедневно на практике. Работающих, как часы. Есть ещё некоторое количество догадок, предположений, проверить которые пока не удаётся, но в этом направлении идёт напряженная работа. Постепенно люди на планете стремятся овладеть всем, что их окружает, да и тем, что внутри них (психология, физиология и прочее) тоже занимается. На практике очень удобно оперировать фактами — они обычно общеизвестны и, опять же, поддаются проверке (подтверждению или опровержению). Всегда можно отличить достоверное от недостоверного.
Некоторые сведения мы получаем от других людей в виде свидетельства (например, о каком-то событии). С этим уже сложнее. Свидетелей бывает не очень много (иногда и вовсе один), «железных» доказательств у них часто нет, да они и не всегда нужны. Видел ты, как два человека на остановке скандалили, потом разошлись. Рассказываешь об этом приятелю. Как доказать подлинность твоего свидетельства? Да никак. Это и не нужно. Ты знаешь, что не врёшь, приятель верит, что тебе незачем в данном случае обманывать.
Другой пример. Парень говорит девушке: «Я тебя люблю». Врёт или нет? Всё, что можно привести в качестве «доказательства», может оказаться стимуляцией с корыстной целью. И наоборот, если у девушки богатые родители, разве не может её кто-то просто полюбить? Поди угадай.
Есть сферы, где доказательств в строгом смысле нет и быть не может, и это нормально. Это не значит, что все непрерывно врут и всё, что не попало на видео (или в документы), никогда в реальности не происходило. Чему-то приходится верить, оставляя, впрочем, некоторый простор для сомнения.
Пока человеком руководит стремление «овладеть» (знанием, ситуацией, имуществом, правами, гарантиями и т.д.), он незаметно для себя ограничивает свои возможности восприятия реальности. Сущности, которыми невозможно овладеть вышеописанным способом, заведомо исключаются из рассмотрения и объявляются несуществующими. В самом деле, у человека в руках универсальный инструмент восприятия материального мира, а ему, например, говорят о смыслах и ценностях. «Универсальный инструмент» (гордый разум, почему-то уверенный, что всё сущее ему подвластно) тут оказывается неприменим и ничего внятного человеку не даёт.
Попробуйте «вычислить» удачную шутку в нужный момент, бескорыстное благородство поступков, опьяняющую любовь, вдохновенный полет творческой мысли... Всё равно, что деревянной линейкой пытаться измерить электрическее напряжение. Если другой инструмент осваивать неохота (до сих пор привычного хватало), то всё неподвластное будет объявлено фикцией.
Как можно, например, рассуждать о красоте музыки с тем, у кого нет музыкального слуха и эстетического вкуса? Для него вся музыка одинаково «красивая» (бывает громкая, быстрая и т.д.). Как она может быть фальшивой, примитивной, пошлой? Это всё «высокие материи», «условности» (то есть, та самая фикция). Овладеть ими не может не только прагматик. Даже признанные гении могли только приобщиться к объективно-сущему совершенству, будучи сами связанными его законами. Ни о каком владении (управлении) они даже не смели мечтать.
И вот такой способ восприятия современное человечество не очень любит. Одно дело — музыка, у которой хотя бы есть материальная составляющая. Что же тогда говорить о духовном — о смысле бытия, о бессмертии души? В религиозном смысле вера — это не просто совокупность тезисов, недоказуемых и на практике не очень важных. Вера — это способ восприятия действительности за рамками материи. Там, где человек не способен властвовать, и это его устраивает. Где нужно «затаиться», забыть себя и свои интересы, чтобы что-то «расслышать». А потом свидетельствовать другим (без малейшего намека на доказательства!), и самому иметь дело со свидетельством других.
Таким образом, в основе веры лежит, как ни парадоксально, именно опыт, причем опыт особый — сверхчувственный, духовный. И для его получения нужен особый труд души, не имеющий ничего общего с прагматизмом и самоуверенностью. Но это уже совсем другая история.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Что такое настоящая любовь и чем мы её зачастую подменяем. Блог отца Романа
Где искать опоры душе, уставшей во всём разочаровываться. Блог отца Романа