Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
Отец Роман, настоятель храма во имя святых Жен Мироносиц
Казалось бы, неловко и даже кощунственно об этом говорить. Ставить рядом два эти слова в одном предложении. Всякий, кто хоть немного знаком с Евангелием, сразу вспомнит эпизод с изгнанием торгующих из храма: «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется»; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф.21:12-13).
Церковь должна жить вечными ценностями, законами Царства Небесного, быть выше всякой земной суеты. Тем более — не связывать себя «куплями житейскими». И это справедливо. Несправедливо другое. Несправедливо забывать об остальном, что сказано на этот счёт в Священном Писании (в том числе, в Евангелии).
Для того, чтобы священнослужители имели возможность не заботиться о содержании себя и своих семейств и занимались только служением Богу, ещё в Ветхом Завете был установлен закон о десятине. Весь народ Израиля выделял десятую часть своих доходов на содержание храма и его служителей. И перед тогдашними священниками принципиально не стоял вопрос, чем кормить своих детей. Они имели примерно «средний достаток» и могли себе позволить не особо беспокоиться о земном.
Поэтому Господь, зайдя в храм, и выгнал оттуда торговцев — они просто зарабатывали деньги в свой личный карман, мешая другим молиться. К священникам, кто совершал само богослужение (и, значит, кормился за счёт десятины со всего народа — по Закону Моисееву), у Христа претензий на этот счёт не было. Он же не сказал, например, «давайте закроем храм и упраздним священство, а то тут все продажные». Даже когда убогая вдова положила в храмовую сокровищницу свои последние две лепты (Лк.21:1-4), Он её не остановил. То есть он осудил лишь строительство рядом со святыней «бизнеса» для личного обогащения.
В самом деле, всякий верующий, а тем более — священник, призван заботиться, прежде всего, о душе, а не о теле. Но значит ли это, что ему вообще не нужно есть? Лечиться, если заболел? Иметь жильё? Кормить семью, в конце концов? Кто ему бесплатно в аптеке даст лекарства? В магазине — продукты? Кто его бесплатно будет возить в транспорте? («пусть ходит пешком» — расскажите это тем, к кому он идёт, пусть подождут). Кто оплатит коммунальные расходы храма, текущий ремонт и т.д.?
Наши предки, например, считали вполне уместным украшать храмы, даже, по возможности, золотом (не только купола), имея сами весьма скромный уровень жизни. «Лучшее — Богу»: это считалось делом благочестия. Если священник будет нищим, а его дети — голодными оборванцами, это повысит авторитет церкви? Укрепит чью-то веру в Бога? Сомнительно. Скорее, ещё больше отпугнет сомневающихся — «вон как у вас всё сложно и далеко от жизни, нам бы что-то более реальное». Ещё больше сократит число желающих служить Богу (где эти очереди в семинарию за «сытой жизнью» и «мерседесами»?).
Да просто поменяется повод презирать и осуждать духовенство. Если говорить серьёзно, никто сейчас не платит никакую десятину. Никакие налоги в Церковь не идут. Церковь от государства отделена и живёт исключительно на добровольные пожертвования. Многие приходы вынуждены жёстко устанавливать размеры этих пожертвований, ниже которых «концы с концами» сводить не удастся. Хочешь (добровольно!) помочь храму — дай 100 рублей, а не 10 копеек. Символом твоей жертвы перед Богом будет, например, свеча. Не хочешь — не давай, молись так, Бог всё равно тебя услышит в Своём храме. Храме, построенном и украшенном на добровольные пожертвования. Где совершаются службы, молитвы, поминовения. И те, кто это всё совершает, живут на эти самые пожертвования.
Да, они не ангелы, в прошлой статье об этом говорилось — у Церкви бывают достойные и недостойные служители. Как привлечь на это служение самых достойных из общества, пусть каждый подумает сам.