Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
10 апреля исполняется 25 лет со дня формирования первой ревдинской Думы — органа представительной власти, который появился в нашем городе после роспуска городского Совета. В Собрание представителей (так называлась первая Дума) в результате первых настоящих выборов вошли 11 депутатов. Работать им пришлось в драматическое время, в непростой ситуации. Сегодня мы вспоминаем о тех событиях вместе с первым председателем Собрания Александром Ульяновым.
Переходный период
В начале октября 1993 года президент Борис Ельцин распускает Верховный Совет РФ, который возглавлял Руслан Хасбулатов. Кульминацией правительственного кризиса стал расстрел здания Парламента из танков. После чего появляется Указ президента о роспуске всех Советов — городских, районных, областных и т.д. То есть советская модель власти, существовавшая в нашей стране с 1917 года, перестала действовать.
В стране начинается подготовка к новой редакции Конституции.
— Был объявлен переходный период, — рассказывает Александр Ульянов. — На два года были избраны Думы всех уровней. Этот период был нужен для того, чтобы принять Конституцию, сформировать органы государственной власти и управления, администрации, а, главное, сформировать такую законодательную базу, чтобы обеспечить баланс властей и механизм противовесов.
Без ударов ниже пояса
Были объявлены выборы, которые впервые проходили в том виде, в котором мы знаем их сейчас: за мандат боролись сразу несколько человек, и это было в новинку, поскольку в советское время выборы проходили на безальтернативной основе.
Александр Ульянов говорит, что первая избирательная кампания в Ревде проходила абсолютно спокойно.
— Выборы проходили спокойно, цивилизованно, демократично, доброжелательно. Мне, честно говоря, в память не врезались какие-то моменты, чтобы там была напряженная борьба, либо кандидаты применяли приемы, которые в спорте называют «удар ниже пояса». Мы просто открыто выходили к людям и рассказывали о себе. Может, по нынешним меркам, наша кампания была немного наивной, но были абсолютно искренними.
Всего четыре полномочия
В результате выборов, которые состоялись 10 апреля 1994 года, в Собрание представителей попали 11 ревдинцев, набравших большинство голосов. Здесь оказались представители предприятий, врачи, учителя.
— Не забывайте, все происходило в «лихие» годы. Началось акционирование предприятий, падали объемы производства. Именно в этот период мы узнали, что такое невыплата заработной платы и пенсий. Что такое — не выплатили зарплату? А это налоги не поступили в местный бюджет. Шел процесс передачи в муниципальную собственность учреждений дошкольного воспитания, которые в советское время были на балансе предприятий. Плюс предприятия сбрасывали жилой сектор и коммунальную сферу. Естественно, все это ложилось на городской бюджет. А в Думу пришли люди, которые пришли не свои собственные интересы представлять, а интересы дела, которому они служили. И это был по-настоящему профессиональный состав.
Собранию представителей были определены полномочия. Их было всего четыре: утверждение бюджета и отчет об его исполнении, без права контроля эффективности расходования средств; установление местных налогов и сборов; предоставление льгот по местным налогам и сборам; утверждение программ социально-экономического развития территории.
— Почему так были сокращены полномочия, точно сказать не берусь. Скорее всего, федеральная власть опасалась продолжения того противостояния, которое имело место в Москве. Наверное, поэтому оставили по минимуму, чтобы сохранить видимость какой-то демократии, участия населения в местном самоуправлении.
Красноречие имело большое значение
То, что именно его выбрали председателем, Александра Николаевича ничуть не удивило. Говорит, это было ожидаемо, так как именно он возглавлял последний ревдинский Совет депутатов.
Один нюанс — председатель Собрания менялся раз в квартал.
— Это мы приняли такое компромиссное решение. Потому что все работали депутатами на неосвобожденной основе, не было аппарата, который мог выполнять ту же организационную или бумажную работу. И все это ложилось на плечи председателя, который должен был определить повестку, организовать извещение, договориться и позвать представителей администрации для рассмотрения вопросов. Но самое главное — надо было зафиксировать все выступления, то есть вести протокол. И подготовить решение. А ведь могло по некоторым вопросам быть 11 мнений!
Обсуждение абсолютно всех вопросов шло прямо на заседании Думы. Как говорит Александр Николаевич, исходя из полномочий, создавать какие-то комиссии было бессмысленно.
— Само слово «парламент» произошло от французского «parle», что означает «говорить». Если депутат хотел, чтобы остальные приняли его точку зрения, и решение было принято, нужно было выступить, привести аргументы, доказательства, рассказать о перспективах. Поэтому красноречие имело большое значение. В нынешней Думе этого нет — решение принимается единогласно. А ведь именно в споре рождается истина.
Сытый депутат сговорчивее
Самые жаркие обсуждения, как правило, были по бюджетным вопросам. Денег в казне было не так много, дорога была каждая копейка. Поэтому споры между чиновниками и депутатами, которые имели свое представление об эффективном расходовании бюджетных средств, порой затягивались и даже заходили в тупик.
— Тут я шел на небольшую хитрость — когда долго депутаты не могли договориться, я объявлял перерыв на обед. Как врач знаю, что человек, когда поест, становится добрее и сговорчивее. После обеда, как правило, все решения принимались.
Вообще с администрацией, которую с 1991 года возглавлял Владимир Усачев, у первой Думы конфликтов не было.
— Отношения были деловыми. Я не помню, чтобы были противостояния, которые выливались в межличностные конфликты.
Собрание представителей проработало всего два года. Каких-то революционных решений депутаты первой Думы не принимали, разве что провели масштабную работу над проектом нового Устава города, который регламентировал всенародные выборы главы города. Но это уже другая история.
Я бы сделал по-другому
Александр Ульянов, первый председатель Собрания представителей Ревды 1994-1996 года:
— Я активно слежу за городскими новостями. И, бывает, что начинаю думать, что вот это бы сделал иначе, по-другому. Сейчас, например, Дума наделена правом контролировать, как чиновники решают вопросы местного значения. У нас таких полномочий не было, но мы регулярно заслушивали сотрудников администрации по тем или иным городским вопросам. Сегодня, видимо, этого не происходит. По крайней мере, я этого не вижу. Потому что если бы это происходило, то, наверное, в городе было намного чище. А сейчас перед входом в детскую поликлинику из года в год со стороны улицы Энгельса образуется огромная лужа, которую явно видно из кабинетов руководителей УГХ, но никому нет дела. Почему депутаты не исполняют своих полномочий — вопрос. Я понимаю, что не депутат должен закопать эту лужу, но он должен спросить с должностного лица: почему это происходит и что он сделал, чтобы этой лужи не было?
Депутаты Собрания представителей г. Ревда:
Ольга Вертлюгова