Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
Профессионал в области звукорежиссуры, имеющий огромный опыт в этой сфере. Именно благодаря ему, городские мероприятия радуют нас хорошим звучанием. Николай Мекешкин — «боец невидимого фронта» нашей культуры — рассказал нам много интересного о своей жизни и о том, как он научился слышать мелодичность в том, что когда-то казалось ему «просто шумом».
— Николай, сегодня многие, заказывая «звукаря» на какое-либо мероприятие, просят именно вас. Это уже известность. Расскажите, с чего началась ваша карьера?
— Я родился и до 1999 года жил в деревне. Многие мои одноклассники, окончив школу, перебрались в Ревду. И я тоже решил, что добиться чего-то смогу только в городе. Приехал в Ревду с 50 рублями в кармане. Сначала жил в общежитии, устроился работать на УПП ВОС, потом стал заниматься проведением свадеб, юбилеев и корпоративов. Мне нужно было думать не только о себе, но и о родителях, которые остались в деревне. Я всегда помогал им, как мог. Пересылал деньги. Вот за счёт этого справился, это мне очень сильно помогло в жизни. Потом я познакомился с настоящими профессионалами, звукооператорами, звукорежиссерами. Это были Борис Ахметов и Дмитрий Мясников. Они — мои первые и единственные учителя. Со знакомства с ними все и началось в 2000 году.
— Значит, у вас не было профессионального образования в области работы со звуком?
— Не было. После того, как мне все это стало интересно, я начал посещать различные курсы. Теперь вот даже сертификаты есть. Вообще, на звукорежиссуру можно учиться вечно: сколько ты живешь, столько и будешь учиться, потому что вся аудиотехника, акустические системы идут в ногу со временем, развиваются. И тебе приходится развиваться вместе с ними.
— Чтобы работать звукооператором, нужна своя аппаратура. Какая была ваша первая аппаратура?
— Это был ноутбук, я его взял в кредит в 2004 году. На первый взнос денег мне дал дядя. Через полгода купил себе уже акустическую систему. Она, кстати, до сих пор работает, я ее поддерживаю в хорошем рабочем состоянии.
— Бытует мнение, что, имея необходимую аппаратуру, можно с легкостью, только на основе обработки, сделать что–то стоящее. Это правда?
— Да, это так. Если имеешь качественную аппаратуру, скажем, брендовую (ред. — популярную, дорогостоящую), то все сделать гораздо легче. Собственно говоря, это правильное мнение, что из ничего делается «конфетка». Безусловно, важен и человеческий фактор, звук надо слышать. Но есть и такие личности, которые просто хотят, чтобы у них была аккустика. И за это они готовы заплатить любые деньги.
— Как правильно слушать звук?
— Обязательно нужно знать физику и математику. Ведь что такое звук? Это волна. Волна, в свою очередь — синусоида. А это уже физика. Когда говорят, что идет работа со звуком, на самом деле идет работа с синусоидой, с шумом, из которого воспроизводится звук. Ну и математика здесь важную роль играет: расчеты, счеты. Не будем глубоко в это вдаваться, на эту тему можно вообще полдня разговаривать.
— У каждого звукооператора есть какое-то особое звучание?
— Есть стандарты, которых придерживаются все звукооператоры и звукорежиссёры. Но, в основном, — это уши и анализатор программ, от которого тоже очень многое зависит. Звук — это один стандарт, а настройка звука — другой, и каждый звукооператор использует его по–своему. У нас в стране очень много студий и очень много людей, которые занимаются этим. И у каждого свой стиль звучания.
— Какими качествами, кроме слуха, должен обладать звукооператор?
— Он должен быть сдержанный и коммуникабельный. Ситуации бывают разные, особенно когда идет подготовка, скажем, ко Дню города. Люди начинают приходить в самый последний момент. Коллективов много, а городской звукооператор — один. Все идут, всем надо в одно время, и всем все сразу. И тогда пытаешься объяснить им, где вы были раньше, почему идете только сейчас. Чтобы не кричать, приходится сдерживаться и как-то налаживать спокойный разговор.
— К какому мероприятию готовитесь сейчас?
— К сессии. Я еще учусь в филиале РГСУ на социального педагога, готовлюсь к диплому. А если серьезно, то ближайшее мероприятие пройдет 2 ноября у Людмилы Степановны Копытовой. Во Дворце культуры будет спектакль «Аванс для героя». На самом деле, я пока в отпуске, а потом сразу начнется подготовка к спектаклю.
— В последние годы была такая практика — использование фонограмм («плюсовок»). Как вы к ним относитесь?
— Когда люди начинают использовать «плюсы» — они начинают деградировать. Я очень плохо отношусь к исполнению под фонограмму, потому человек должен всегда работать в живую. Для коллекции, для себя, конечно, можно записать. Бывают ситуации, когда люди приезжают на площадку, а вместо аппарата, в который бы им хотелось петь, стоит такой, в который это сделать не получается — все скрипит, свистит, трещит и мало звука. В таких ситуациях фонограммы нужны. У «плюсов» есть плюсы. Все зависит от ситуации, от площадки.
— Сейчас сложно представить концертную аппаратуру без микшера, без акустики, без ноутбука. Но ведь раньше этого не было. Как работали-то?
— Были кассеты, проигрыватели, колонки. Да, в принципе, много чего было. Это сейчас представить сложно. К хорошему быстро привыкаешь. Помню, с кассетами у нас случались казусы. Например, у тебя одна записанная кассета и больше ничего нет, ее зажевывает магнитофон, а дискотека еще два часа должна длиться. И что делать? Напарник говорит в микрофон, отвлекает публику, а я сижу и клею лаком для ногтей эту кассету. Еще вспоминается случай, который произошел зимой 2000 года на свадьбе в кафе «Уралочка». После празднества, когда я уже загрузил всю аппаратуру, и оставалось только положить дипломат с кассетами и магнитофон, я упал и все уронил. Кассеты разлетелись почти по всей площадке «Уралочки». Люди со свадьбы помогали мне это все собирать. Потом я всю неделю сидел и разбирал какая кассета и в каком подкассетнике должна быть.
— С кем из известных звукооператоров или звезд эстрады вы бы хотели поработать?
— Со звукооператорами в парах работать удобно на больших концертных площадках, когда каждый отвечает за свое. А вообще мне нравится работать с рокерами, где действительно нужно работать! Все, что связано с живой музыкой, когда на сцене стоят инструменты, 2-3 вокалиста, бэк-вокал — это жутко интересно и сложно. Мне нравится работать с командой Тимура Вавилова — группой «Дарта». Был период, когда мы очень часто сотрудничали, ездили, выступали. А если помечтать… То хотелось бы поработать со Львом Лещенко, Аллой Пугачевой, Филиппом Киркоровым. С молодыми артистами не хочу — они сильно амбициозные.
— Вы еще занимаетесь студией звукозаписи, во сколько начинается ваш рабочий день?
— Всегда нужно много работать. Как сказал один мудрый человек: чудес на свете не бывает. Чтобы добиться чего-то качественного, приходится сидеть и работать сутками. В основном все репетиции проходят вечером, поэтому рабочий день начинается в 9-10 утра и продолжается до девяти вечера. Если идет подготовка к какому-то глобальному мероприятию, то уже за месяц до этого работаем каждый день. В ходе процесса у режиссера, который придумывает программу праздника, может появиться какая-то новая идея, и тогда приходится все делать заново.
— Когда человек приходит на концерт, он видит только то, что происходит на сцене. Не обидно, что вы остаетесь в тени?
— В любом случае, моя роль не на последнем плане. От звука очень многое зависит, в том числе, как пройдет мероприятие. Мы идем в помощь артистам, чтобы они доносили свою радость, эмоции до зрителя в хорошем качестве. И тогда зритель получит максимальное удовольствие от мероприятия.
— Что самое ценное в копилке звукооператора?
— Это, скорее всего, вся аудиобиблиотека, собранная с 1999 года. Ее размер порядка терабайта (ред. — около 1000 гигабайт — при таком объеме количество композиций легко может приблизиться к 100000). Она до сих пор пополняется.
— Вы работаете, в основном, с творческими людьми: театралами, танцорами, певцами. Самого еще не потянуто в культуру?
— Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. А хватать всего помаленьку, а потом не иметь ничего — это не правильно. До того, как я начал плотно заниматься звукорежиссурой, я участвовал в театральном коллективе, это было еще до института. Мне нравилось заниматься театральной деятельностью. Потом, когда приехал в Ревду, немного занимался танцами, буквально год, наверное. Это было хобби. Но все же на первом месте у меня всегда была работа со звуком.
— Какие рекомендации вы бы дали начинающим звукооператорам?
— Учиться. Начинающий звукооператор считает, что посидеть за пультом и знать все — это просто. Однако такого не бывает. Нормальные звукооператоры добиваются качества годами. Нужно читать, развиваться, пробовать, не боятся. Если хотят действительно этим заниматься — идти вперед. Ну и, конечно, знать физику и математику. Не зная физики, что можно сделать со звуком?
— Как вы отдыхаете от работы?
— Летом езжу на рыбалку, в лес. А зимой (в основном) за границу: в Египет, Турцию. Вообще, Египет — моя любимая страна. Там очень красиво. К тому же, я люблю историю древнего Египта.
— Как вы думаете, что самое ценное может привезти человек для себя из путешествия?
— Я привожу спокойствие. Активный отдых успокаивает. Звукооператор — это моя основная работа, а по воскресеньям я работаю ди-джеем на праздниках, поэтому времени на отдых всегда очень мало. А когда уезжаешь за границу, ты забываешь о городе, о рабочих проблемах. И через 8-10 дней приезжаешь совершенно другим человеком: отдохнувшим, спокойным, с новыми идеями. В принципе, этого хватает примерно на полгода.
— Какое событие вы считаете самым ярким в своей жизни?
— Мой переезд в Ревду. Здесь очень много талантливых и ярких людей. Вообще, я считаю, что всегда нужно стараться получать удовольствие от жизни. Но для этого нужно потрудиться. Просто так ничего не бывает.
— Ваша жизненная цель также завязана со звуком?
— Да. Я пытаюсь добиться всего, что было задумано. Есть мечта работать с большими коллективами, с большими залами. А главная цель в жизни — развитие.