Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
Обеспечение гражданина Российской Федерации качественной питьевой водой — приоритет социальной политики государства. Однако, качество водоснабжения в городском округе Ревда на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Путь питьевой воды от водозабора до наших квартир не прост, и на своем пути встречает немало факторов, которые влияют на ее качественность. Чтобы изменить ситуацию к лучшему, в Ревде уже пятый год действует программа «Чистая вода». Мы решили проверить, что сделано за эти годы, и побывали там, где начинается чистая вода — на строящихся очистных сооружениях.
49-летняя очистка
Водоснабжение нашего города осуществляется из Ревдинского водохранилища. Грубо говоря, мы пьем воду из нашего пруда. Но прежде, чем она попадет в нашу квартиру, ее очищают и доводят до стандартов СанПина на очистных сооружениях. Первый комплекс очистных сооружений был построен и введен в эксплуатацию в 1965 году. И именно он сегодня обеспечивает наш город питьевой водой. За 49 лет инженерные конструкции пришли в аварийное состояние и, согласно обследованию, реконструкции не подлежат. УМП «Водоканал» делает все, чтобы поддерживать жизнедеятельность первой очереди, ведь если она выйдет из строя, мы останемся без воды. К тому же, для обеззараживания воды используется жидкий хлор, что делает очистные сооружения объектом повышенной опасности.
Для сравнения — здание первой очереди очистных сооружений, построенное в 1965 году.
Все вышеперечисленное стало основанием для вступления в программу «Чистая вода» Свердловской области» и начала ее софинансирования бюджетами разных уровней. Главная цель программы — строительство новых очистных сооружений. Цена вопроса — 2,5 миллиарда рублей. Это практически два бюджета городского округа Ревда! Пять лет назад эти планы выглядели как нечто фантастическое — новые очистные, полная автоматика, безвредное производство. Но уже сегодня понятно, что будущее стало реальностью, и уже скоро в нашем городе будет вода нового, лучшего качества.
Четыре причины «Чистой воды»
Итак, почему нам нужны новые очистные сооружения? Во-первых, сооружения 1965 года «дышат на ладан» и уже не могут обеспечить то качество воды, которое требует СанПин. Во-вторых, оборудование изношено и имеет огромную энергоемкость. В-третьих, промывная вода с фильтров сегодня через шламонакопитель сбрасывается в Ревдинский пруд. Эта вода отстоянная, и не вредит водоему. За ней ведется жесткий контроль со стороны контролирующих органов. В-четвертых, на старых очистных сооружениях для обеззараживания используется хлор – это сильнодействующее ядовитое вещество. Эти четыре главные проблемы будут решены, когда введут в эксплуатацию новую, третью очередь очистных сооружений. Мы узнали о новшествах и инновациях, которые изменят взгляд не только ревдинцев, но и всей истории на технологию очистки воды в нашем городском округе.
Очистка воды по-новому: технологическая цепочка
Вся технология очистки воды расположится в двух зданиях. Первое — здание флотации, озонирования, известкового хозяйства и обезвоживания осадка. Второе здание — песчаных фильтров, ультрафиолетового обеззараживания и реагентного хозяйства. Чтобы получить чистую воду, необходимо пройти несколько стадий.
— Первая стадия — микрофильтрация, — рассказывает начальник очистных сооружений хозпитьевого водоснабжения Анастасия Шахова. — Вообще, что такое очистка воды с поверхностного источника? Это удаление из воды патогенных микроорганизмов, взвешенных и других веществ. Например, удаление фитопланктона, то есть того, что есть в речной воде — водоросли, живые организмы.
Отделение, где вода проходит микрофильтрацию и очищается от патогенных микроорганизмов, взвешенных и других веществ
Значит, вода с Ревдинского пруда через насосную станцию первого подъема будет поступать в здание флотации. Здесь воду пропускают через микрофильтры, ячейки которых всего 10-40 микромикрон. Так она будет очищаться от фитопланктона.
Потом водичку методом озонирования надо предварительно обеззаразить и окислить. Далее добавят коагулянт, флокулянт. Тут интересен такой процесс, как коагуляция — это взаимное слипание взвешенных и коллоидных частиц, образуются хлопья. И вот под действием флокулянта эти хлопья будут укрупняться, насыщаться воздухом и подниматься наверх, флотировать и образовывать пену — этот процесс называется флотация. Пену специальными скребками собирают в резервуар для хранения осадка и подают на механическое обезвоживание в фильтр-пресс (тоже технологическое новшество очистных сооружений). Дальше этот осадок автомобильным транспортом вывезут на полигон твердых бытовых отходов.
После флотаторов вода поступает на песчаные фильтры, где происходит ее очистка от оставшихся плавающих частиц. Пока будут использовать старые фильтры, которые работают на первой очереди очистных сооружений. В ходе реконструкции планируется запустить второй пусковой комплекс из 17 новых песчаных фильтров.
Далее уже очищенная вода будет поступать в новый резервуар хранения чистой воды, объемом 2000 кубических метров (сейчас работает два резервуара по 500 кубических метров и один резервуар объемом 1000м³). Отсюда новая насосная станция второго подъема будет забирать водичку, и подавать непосредственно потребителю, нам, горожанам.
Здание насосной станции второго подъема и здание флотации уже построены и практически завершены работы над фасадами. Оборудование для новых очистных сооружений закуплено в полном объеме, кроме оборудования для насосной станции второго подъема. Часть его уже смонтировано, остальное ждет своего монтажа. По сути, для запуска очистных осталось не много — монтаж оборудования и пуско-наладочные работы.
Новшество очистных сооружений — фильтр-пресс, который обезвоживает осадок и превращает его в твердые бытовые отходы, который потом будут вывозить на полигон ТБО.
Хлорамин: безопасная замена
Отдельно стоит рассказать о новом способе обеззараживания воды. Как мы уже говорили, сегодня воду обеззараживают жидким хлором, что не полезно и не безопасно. Особая гордость комплекса новых очистных сооружений — производство гипохлорита натрия, которое позволит использовать в технологическом процессе безвредный хлорамин. И Ревда в этом плане станет пилотным проектом Свердловской области. Обеззараживание хлорамином будет только у нас, и в Санкт-Петербурге, где такой метод уже широко используется и признан более эффективным и безопасным. Хлорамин не будут привозиться в жидком виде, его приготовят прямо здесь.
Чтобы получить хлорамин, нужны гипохлорит натрия и сульфат аммония. Гипохлорит натрия будут производить путем электролиза поваренной соли. Ее разведут в специальных баках, и концентрированный раствор прогонят через электролизеры. В резервуары поступит уже готовый гипохлорит натрия.
Сульфат аммония на очистные будут доставлять в порошкообразном виде, и в специальных баках разводить до нужной концентрации. Благо на это есть дозаторы, которые автоматически выставят необходимые пропорции.
Позже в специальной системе гипохлорит натрия будет смешиваться с раствором сульфат аммония, при химической реакции получится хлорамин — вещество для обеззараживания питьевой воды.
Резервуары, куда накапливается после электролиза поваренной соли гипохлорит натрия. Потом он смешается с раствором сульфат аммония и образует хлорамин.
Обеззараживание воды хлорамином — весьма полезное новшество. Ведь хлор опасен не только как вещество в воде, он угрожает экологической ситуации в городском округе. Поэтому очистные сооружения считаются объектом повышенной опасности. Для предупреждения и недопущения аварийных ситуаций здесь постоянно проводятся учебные тренировки и проверяются все средства для устранения утечек.
— У нас есть план по локализации и ликвидации аварии в хлорном хозяйстве, раз в месяц проводятся учебно-тренировочные занятия, а раз в год учебные тревоги со всем участком с привлечением специальных служб, — успокаивает Анастасия Евгеньевна. — Мы следим за погодой, снимаем метеосводку, прежде всего, следим за розой ветров, ведь от направления ветра зависит, куда вследствие аварии пойдет хлорное облако. Хотя у нас для его удержания создается специальная водяная завеса. Хлорамин, в отличие от хлора, практически безвреден. Конечно, у него есть своя концентрация, которая может быть опасной для человека, но у нас он будет производиться в безопасных пропорциях. К тому же, в случае порыва трубопровода, происходит аварийный сброс гипохлорита натрия, его нейтрализует специальное вещество, и все это уходит в канализацию.
Новые очистные — новое качество?
Оборудование на новых очистных сооружениях полностью автоматизировано. Весь процесс будет выведен на монитор мастеру-технологу. И весь технологический штат сократится до четырех человек.
— Люди нужны, чтобы разгрузить реагенты, загрузить их в бункеры, а дальше все смешивается и растворяется автоматически, — говорит Анастасия Шахова. — Нам остается только списывать показания приборов. Четыре человека — это только технологический персонал. Есть еще вспомогательный штат — слесарь-ремонтник, электромонтер и другие. В Санкт-Петербурге весь комплекс вообще только два человека обслуживают.
Весь процесс очистки воды станет полностью безопасным и беспрерывным. Все оборудование при малейшей поломке будет переходить на резервное, поэтому сбои в технологическом процессе исключены. Чего нельзя сказать о том, как работают очистные сегодня. Любая поломка приведет к остановке очистки воды и оставит город без питьевого водоснабжения. Та вода, которую мы получаем сейчас, не самого лучшего качества. И при переходе от хлора к хлорамину мы уйдем от специфического хлорного запаха.
— Когда включаешь воду, чувствуется запах хлора, особенно по утрам, — отмечает Анастасия Евгеньевна. — При новой системе очистки такого запаха не будет, это точно.
— А то, что вода из крана бежит желтая и имеет неприятный запах, это тоже из-за старого оборудования на очистных сооружениях? — спрашиваю я.
— На участке есть химическая лаборатория, баклаборатория. Мы контролируем цветность, мутность, рН, содержание остаточного хлора в воде. И могу сказать, что на выходе вода хорошая, соответствует требованиям СанПин.
Тогда в чем же проблема? Анастасия Евгеньевна считает, что наша проблема в старых водопроводных сетях, изношенность которых выше 70%. Безусловно, это еще одна глобальная проблема, которую не так легко решить, прежде всего, в финансовом плане. Но строительство новых очистных сооружений — большой шаг к чистой воде в городе Ревда.
Андрей АГАФОНОВ