Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
Совершенно случайно обнаружила для себя, что в марте 9 числа отмечается Всемирный день ди-джея. Не знала о существовании такого праздника, хотя имею представление о данной профессии. Сотрудничаю с ди-джеями города, регулярно проводя различные мероприятия. И в принципе сама не раз сталкивалась с ситуацией, когда нужно поставить ту или иную песню по просьбе гостей на свадьбе, или поменять композиции местами.
Ничего сложного на первый взгляд: в общих музыкальных вкусах гостей на свадьбах и юбилеях я разбираюсь, как переместить трек из папки в музыкальный проигрыватель знаю. И вот уже на радость людям из колонок доносится песня «О, Боже какой мужчина» Натали, слова которой, дамы на праздниках повторяют как заклинание, а следом алаверды от Егора Крида с песней «Самая, самая», с теми же восклицаниями, но уже в адрес прекрасной половины человечества.
Но работа профессионального ди-джея заключается не в простом включении диска и выборе нужной композиции. Я понимала, что всё гораздо сложнее, но в чём именно сложность? Пришлось взять пару уроков «диджейского мастерства». Конечно, этого мало для того, чтобы постичь все тонкости профессии, но в кое-каких основах я всё же разобралась. По крайней мере, в теории. Быть моим наставником взялся Александр Григораш, известный в профессиональных кругах и среди любителей качественной музыки как dj Sasha Snake. Площадку для экспериментов нам предоставил клуб Neon.
Ди-джей управляет настроением
Обучение Саша начал, как мне кажется, с самого главного, объяснив, кто такой настоящий ди-джей, и в чем заключается его работа. Изначально профессия носила название диск-жокей, жокей — управляющий, в данном случае, дисками. Когда появилась эта профессия, играли на виниловых пластинках. Диск-жокей создает настроение пришедшей публике посредством музыки, вне зависимости от того, где он играет: клуб, кафе, ресторан, открытая или закрытая площадка. Играя треки в определенной последовательности, он может управлять настроением, поставив медленную композицию, быструю, хит, и не особо известную песню, тем самым познакомив публику с ней.
Чтобы быть хорошим ди-джеем, нужно обладать определенным набором навыков и качеств. Обязательно должен быть музыкальный вкус. Изначально любой ди-джей — это меломан, который любит музыку, разбирается в ней, в музыкальных направлениях и стилях, умеет создавать плавные переходы от одной композиции к другой, чувствовать ритм.
Одна из основных задач хорошего диск-жокея — грамотное сведение музыкальных треков. Под сведением в данном случае понимается гармоничный переход без пауз, резких изменений громкости или тональности музыки. С технической точки зрения это выглядит так: пока играет одна композиция, ди-джей с помощью второго воспроизводящего устройства подбирает следующую, подгоняя ее темп к текущему треку. Когда первая композиция подходит к концу, ди-джей запускает предварительно подготовленный трек таким образом, чтобы некоторое время они звучали в одном ритме. Затем плавно снижает громкость первой мелодии до нуля, таким образом создавая впечатление, что музыка вообще не заканчивалась, а лишь немного изменилась.
Ди-джеи топлесс и под фонограмму
Время не стоит на месте и сейчас создано много технических фишек, чтобы облегчить работу ди-джея. С ними освоить эту профессию может любой желающий. На современном оборудовании есть функция автоматической синхронизации. Если доступным языком, то человек нажимает кнопку и у него оба трека уравниваются по скорости, затем в определенный момент нужно просто нажать «плей», и все грамотно сведено.
— Благодаря» этой функции, появилось огромное количество якобы профессиональных ди-джеев, — рассказывает Александр. — Например, популярное сейчас явление: девушки ди-джеи, которые играют музыку топлесс, обнаженными по пояс. Они совмещают танец, эротическое шоу и работу за пультом. Также сейчас много в деле диджеинга популярных телеведущих, участников реалити-шоу, которые таким образом просто зарабатывают деньги. Так вот эти люди чаще всего играют заранее записанный готовый микс. Есть певцы, которые поют под фонограмму, а это псевдо ди-джеи.
О таком явлении я услышала впервые, Люди просто стоят за пультом и делают вид, что сводят треки, меняют диски, а на самом деле все фикция. Из-за этого многие к диджеингу стали относиться пренебрежительно, ведь чтобы кнопки нажимать или вообще вид делать, много ума не надо.
Саша вспоминает, что когда играл в клубах в начале двухтысячных, было по- другому. У каждого ди-джея была разная музыка, каждый старался найти оригинальный трек. Тогда шли именно послушать ди-джея, потому что он играл свежие композиции, которые можно было достать только через полгода или год. Ди-джей занимался своего рода просветительской деятельностью в области танцевальной музыки.
Научиться слышать «квадрат» и считать удары.
Довольно сложно объяснить процесс сведения треков «на пальцах» (за диджейским пультом было бы куда проще), но я всё же попробую.
Шаг первый: ставим метку. Дело в том, что не каждая композиция начинается сразу с удара. И из-за этого потом могут возникнуть проблемы при сведении. Так что в момент первого удара мы должны поставить метку, чтобы в следующий раз наша мелодия началась именно с этого места. Делается всё очень просто: услышав удар, надо нажать на «паузу». Затем специальным колёсиком на пульте отмотать немного назад, на самое начало удара, и нажать на кнопку «метка».
Шаг второй: попасть в квадрат. В каждой мелодии есть определённая закономерность. Её называют «фразой», или «квадратом». Чаще всего это 4 по 4 четверти. Услышать её может только человек с хорошим чувством ритма и чуть ли не с идеальным слухом. Задача ди-джея — включить вторую тему именно в первый удар квадрата играющей мелодии. Тут-то и помогает поставленная метка. Самое главное — сделать так, чтобы первые удары квадратов обеих композиций шли одновременно.
Шаг третий: подгонка скорости. Существует определённый формат клубной музыки: 124 удара в минуту. Но далеко не все композиции этому формату соответствуют: некоторые быстрее, другие медленнее. Попасть в квадрат — полбеды. Ди-джей должен ещё и подогнать скорость темы, которую он собирается выпускать второй, под скорость уже играющей. Из колонки он слышит то, под что танцует весь зал, а в наушнике звучит следующая композиция. Если скорость не совпадает, приходится перемоткой догонять звучащую тему и затем менять постоянную скорость композиции в наушниках.
Шаг четвёртый: вывод второй темы. Нейтралка — такое место в песне, где нет ни вокала, ни сольных инструментальных партий. Тут-то и нужно сводить. Ди-джей медленно выводит уже подогнанную по скорости и ритму тему. И получается, что играют сразу две композиции. Затем он делает первую всё тише и тише, пока не уберёт совсем. Дело сделано. Можно заняться подгонкой следующей мелодии.
Азартная игра
Побыв пару часов на месте ди-джея, я поняла, что работа эта очень сложная, требующая моментальной реакции и постоянной концентрации внимания. Но до чего же она интересная! Это словно азартная игра. Каждая новая тема — как вызов: сведёшь, не сведёшь? А сколько радости, когда что-то начинает получаться!
Как и в любой работе, главное в диджейском деле — практика, непрерывная и упорная. И если медведь вам на ухо не наступил, то возможно диджеинг станет делом вашей жизни, и вы сможете играть в одном из наших ночных клубов.
Искала различия и училась сводить треки Линара ИХСАНОВА