Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
Андрей Лешкин — выпускник Детской музыкальной школы Ревды уже год учится в Уральском музыкальном колледже. График у него настолько плотный, что мы долго не могли договориться о встрече. Спасибо, помог Виктор Иванович — дедушка юного музыканта. На интервью они пришли вместе и мы с удовольствием побеседовали с обоими.
— Андрей, с чего началась твоя музыкальная жизнь?
— Наверное с того, что старший брат Коля занимался на флейте. И у меня появилось желание на ней играть, еще в детском саду. Я даже уже и не помню, как я играл на флейте, но хорошо запомнил, как начал играть на фортепиано. У Коли был синтезатор, и все началось с него. Дед заметил, что у меня получается.
— Виктор Иванович, неужели Андрей сразу взял и заиграл?
— Он не пальчиками, как другие, барабанил, а играл всей рукой сразу, аккордами, причем не бах-бах-бах, а что-то из головы, в тональности. Я постоял, посмотрел на него и понял, что надо педагогу показать. Договорился с Еленой Алексеевной Пейко. На следующий же день Андрея взял за руку, посадил в санки, и поехали мы на прослушивание. На экзамене в музыкальную школу он уже пьесу выдал.
— Андрей, помнишь, что тогда играл?
— Первая пьеса, которую я выучил — «Купила мама Лёше отличные калоши».
— Виктор Иванович, вы на вступительных экзаменах были?
— А как же! С видеокамерой. Екатерина Югай у него слух проверяла. Спрашивает: «Андрей, ты уже умеешь играть? Сыграй нам что-нибудь». Сел он за инструмент и сидит. Ему говорят: «Играй», а он сидит. Долгую паузу выдержал, а потом как выдал! Все головами закачали, сказали «Молодец».
— Андрей, а ты этот момент помнишь?
— Конкретно этот — нет. Помню, как увидел Татьяну Борисовну Лиферову. Дед сказал, что она учить меня будет, у нас был визуальный контакт. А потом, в сентябре, я пошел к ней на занятия.
— Андрей, ты всегда такой серьезный. Кроме занятий музыкой в жизни чем-нибудь интересуешься? Может быть, анекдоты любишь?
— Анекдоты я не знаю. А с друзьями постоянно в школе устраиваем, если можно сказать, сходки — собираемся, импровизируем. Гуляем часто, на всех кинопремьерах бываем. Я живу в Екатеринбурге, там много кинотеатров, но обычно ходим в «Салют».
— И сколько вас импровизаторов?
— Основной состав трое: я, ударник и трубач. Но можем позвать кого угодно. Тот же кларнетист может сесть за ударную установку, а ударник будет играть на виброфоне и так далее. Можем спокойно меняться: сначала один солирует, потом — другой. Выбираем тему и играем. Такое музыкальное общение происходит. Играем в основном джаз. Я его очень люблю. Стал больше джаза слушать.
— Виктор Иванович, по вашим стопам внук пошел? Вы прекрасно играете джаз на контрабасе и саксофоне…
— Мы иногда играем вместе, и он к контрабасу тянется. А вообще, джаз еще придет. Ведущий музыкант Театра эстрады Александр Титов, когда послушал Андрея, сказал: «Наш человек». Но в напутствие добавил: «Классика, классика и только классика. А джаз — открываешь ю-туб и учишься». Я тоже считаю, что классика — основа всех основ.
— Андрей, ты сейчас — студент колледжа. Как расписан твой день?
— Стараюсь приходить часам к семи утра. Только к девяти вечера возвращаюсь в общежитие.
— Виктор Иванович, это же 14 часов занятий в день! Не многовато?
— Музыка — это огромный труд. Для того чтобы что-то получилось, надо упорно заниматься. Как-то перед конкурсом мы в колледже с ним ночевали. Повезло, что можно было заниматься неограниченное время на сцене и за инструментом, на котором будешь на конкурсе играть.
— Андрей, ты в отличной форме. Спортом занимаешься?
— Как таковым нет. Но с друзьями играем в циклопа — что-то среднее между ляпками и прятками, в футбол, на велосипеде катаюсь. Зимой люблю кататься на коньках и лыжах. Но этой зимой покататься не удалось — времени не было собраться с друзьями, а одному не интересно.
— Со школьными друзьями-ревдинцами общаешься?
— Конечно! Когда приезжаю сюда, стараемся увидеться. Всегда зову на концерты одноклассников. Но не у всех получается прийти или приехать. У многих большая нагрузка в школе и в секциях. Общаемся в соцсетях.
— За компьютером много времени проводишь?
— Нет. В общаге у меня полгода вообще не было компьютера. Потом я его купил. Но включаю редко — некогда.
— Расскажи про общажный быт. Как ты с ним справляешься?
— Общежитие — это трехкомнатная квартира, которую снимает для нас колледж. В двух комнатах живут мальчики, в третьей — воспитатель. В одной комнате — четверо, в комнате, где живу я — нас пятеро. Воспитатель помогает в организационных вопросах. Мы скидываемся, и она покупает все необходимое: моющие средства и тому подобные вещи. А еду готовим и стираем самостоятельно.
— У тебя удивительно правильная речь. Ты много читаешь?
— Сейчас читаю Лари Кинга. А так читал в основном музыкальную литературу про авторов, композиторов, исполнителей. Узнал, что они не столько от рождения гении, сколько от упорных занятий, от правильного подхода к делу и так далее.
— Любимые предметы в общеобразовательной школе были?
— История. Было интересно узнавать, как развивалось общество, что было до нас.
— А как в школе тебе давались такие предметы, как физика, математика, всегда ли успевал выполнять домашние задания?
— Бывало, что во время подготовки к конкурсам я не успевал что-то делать. Были провалы, из-за которых потом возникали проблемы с пониманием той же физики или химии. Но я наверстывал упущенное. Когда сам не мог, просил помощи у друзей, у учителей. Школу закончил без троек.
— Первый раз ты стал лауреатом в третьем классе музыкальной школы. Этот момент помнишь?
— Да. Это был региональный конкурс и мое третье яркое впечатление за учебу в музыкальной школе. Конкурс проходил в несколько туров. Последний — в зале Маклецкого. Мы играли с оркестром, который состоял из учеников музыкального училища. А вообще, первое яркое впечатление от музыкальной школы, когда выступил на большой сцене Дворца культуры. Это был отчетный концерт. Я даже открывал его тогда. Играл «Буги-вуги». Второе яркое воспоминание — когда завоевал первую степень на школьном конкурсе. Очень интересен был проект «Играем с оркестром». Дирижер из Америки, а в составе оркестра — педагоги музыкальных школ области.
— Что больше запомнилось на первом выступлении?
— То, что меня слушало столько человек. В школе играл максимум перед 15-ю преподавателями на академическом экзамене. А второе — там был хороший по тем меркам рояль и играть на нем было приятно. А у нас в школе инструменты поизносились.
— Татьяна Лиферова, твой педагог, в разговоре со мной говорила о том, что ребенка надо порой заставлять заниматься и очень тепло отзывалась о дедушке — он, по ее мнению, образец для подражания многим родителям. А было ли такое, что не хотелось играть какую-то пьесу или вообще не хотелось идти в музыкальную школу?
— В музыкальную школу я всегда ходил с настроем: хочу поиграть. Правда, не всегда получалось хорошо подготовиться, когда в общеобразовательной школе был загруз. Я чувствовал себя неловко в такие моменты. Татьяна Борисовна правильно сказала, что ребенку надо прививать желание заниматься. Я очень благодарен деду и Татьяне Борисовне, что они вовремя заметили во мне способности и помогали заниматься.
— Виктор Иванович, а вы что скажете?
— Однажды слышу — занимается. Захожу в комнату, а он на автомат синтезатор включил и тот за него играет, а Андрей только подыгрывает. Но это скорее не отлынивание, а тоже форма занятий. В начале второго класса, помню, его не допустили до конкурса. Вышел недовольный, а я говорю: «Сам виноват, занимался плохо».
— Чему ты за год научился в колледже и какие яркие события за этот период были?
— У меня были сложности с разбором текста. Сейчас их нет, потому что есть специальный предмет «Чтение с листа». Дед говорит, что я на голову вырос как исполнитель. Было удивительно, но практически сразу после поступления мне предложили выступить с солистами Москвы. Сначала я не понял, что произошло. Позвонила педагог и сказала: «Бери ноты. Учи цикл, будешь играть с Юрием Башметом». Я говорю: «Хорошо, ладно» и слышу: «Что значит хорошо? Надо говорить ура, ура, ура». Позже осознал всю ответственность. На сцене я не чувствовал волнения, почему-то было легко выступать, естественно.
— Как с тобой общался Башмет?
— Мы познакомились у входа в филармонию. Когда педагог меня представила, он пожал мне руку и сказал: «Ну что ж, поживотничаем» — цикл назывался «Карнавал животных». Общения как такового не было. Он больше делал замечания по музыке и сказал, что ему понравилось, как я вступил фугу в одной из пьес.
— Любимые композиторы есть?
— Больше всего нравится играть Бетховена, Грига, Листа. А слушать еще нравится и Моцарта, особенно симфоническое творчество.
— Андрей, ты говоришь, что педагог добивается от тебя собственного музыкального видения. Это значит, все произведения ты играешь по-своему?
— Я все произведение не могу сыграть по-своему. Это будет уже другая музыка, не такая, как ее задумывал автор. Получится своего рода неуважение. Конечно, в какие-то фрагменты я вношу свое. Ингода слышу интересные моменты у других исполнителей. Но главное, как говорит мой педагог, это должно звучать убедительно. Вообще, чтобы понять и почувствовать музыку, которую играю, слушаю других исполнителей.
— Ты уже выступал в одном из лучших залов России — зале Маклецкого. Где бы еще хотелось выступить?
— В большом зале Московской консерватории, где сейчас проходит конкурс имени Чайковского. Там хорошая акустика. Этот зал все хвалят. У меня есть определенные цели, которых хочу добиться. Допустим, куда-то съездить, попутешествовать. Это все будет, но потом. Пока нет времени. Сыграть в каком-то зале и поучаствовать в конкурсе — тоже цель. Сыграть с кем-то из состоявшихся исполнителей — мечта.
Беседовала Наталья РАКИНА