Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
После появления статьи о пребывании Линары Исхановой на ферме в редакции стали раздаваться звонки. Оказывается, читателей интересуют особенности современного фермерства. На все вопросы читателей мы ответить не смогли, поэтому пригласили фермера из Ревды Александра Тюрикова в редакцию.
— Сан Саныч, вы так лихо на ферме обращаетесь с животными. Специально этому учились?
— По профессии я — агроном. А к животным с детства привык. Одна моя бабушка жила на Кирзаводе, вторая — на Барановке. Все держали скот, кур и уток.
— Наверное, переживали, когда животинку, к которой привязались, пока она росла, играли с ней, «пускали» на мясо?
— Такого никогда не было. Сам забоем в юности занимался.
— Страшно было?
— Нет. Это как в притче: спрашивают двух каменщиков, что они делают. Один отвечает: «кирпичи кладу», а второй — «храм строю». Если думать не о том, что ты убиваешь, а о том, что ты кормишь людей — не страшно.
— Сразу определись с выбором профессии?
— В моей жизни было много случайностей. После школы с отличием окончил Красноуфимский техникум и стал работать в совхозе. В те годы там помимо овощей племенной скот выращивали. Помню, как начале 80-х из Германии привезли голштино-фризскую породу. Телята не паслись — привыкли жить в стойле. Помню, как мучились с ними пастухи, зоотехники, ветврачи. Когда началась эпоха кооперативов, я занялся кожевенным производством. Оно тогда продавалось за валюту — 300% прибыли было. Заработали денег, купили бойню — первичный пункт переработки скота. Стал продавать еще и мясо.
— Бойня что из себя представляет? Кто-то ловит скот и убивает?
— У нас — электрооглушение. Это более гуманный метод. Главное при забое, чтобы сердце у животного билось. Иначе кровь — скоропортящийся продукт — испортит и шкуру, и мясо. Обескровленное мясо — розовое, оно не темнеет.
— Животных откуда брали, пока своей фермы не было?
— У частников и в хозяйствах ближайших районов. Пять-десять голов в день забиваем, это две тонны мяса.
— Текучки кадров нет?
— Как везде…Не все могут работать на бойне. Нужна крепкая психика и сила. Есть люди, которые работают годами. Кто-то через неделю или через месяц уходит.
— С чего начиналось фермерство?
— Когда появилась бойня, я стал членом областного мясного союза. И как-то перед нами выступал ректор СИНХа. Он спросил: «Вы знаете, что такое российский космонавт?» Мы плечами пожали. Тогда он сказал: «Это умница и обладающий отменным здоровьем человек. На 70% это выходцы из села». Я тогда подумал: «Как же так? Ведь в городах больше народу проживает». Стало любопытно. Стал смотреть Героев Советского Союза — все верхние строчки занимали деревенские парни, по 3-4 раза героями становились. Открыл сайт Олимпийских чемпионов — статистика примерно такая же. Взять Ревду — из Совхоза знаю троих Чемпионов России: Отегова, Брусова, Мамро. Многие именитые спортсмены — из частного сектора. Вот насколько важно для человека здоровее питание. Поэтому решил заняться фермерством.
— Такой полезный продукт?
— Очень. Ученый геронтолог Хавинсон проводил эксперименты — выжигали кроликам лазером глаза и пытались восстановить роговицы. Это удалось только используя глаза телят. Они начали проводить другие исследования, и оказалось, что органы коровы оказывают лечебные свойства на соответствующие органы человека. Печень лечит печень. Легкие — легкие и так далее. Чем больше узнаешь про говядину, тем больше удивляешься.
— Когда вы сами начали выращивать скот?
— С 2006 года. Сначала пытались выращивать бычков, но что-то не очень получалось. Затем закупили племенных нетелей и стали выращивать мраморную говядину. Ее особенность в том, что она «дозревает» — естественные ферменты разрушают мышечные волокна, мясо становится более нежным и легче усваивается. Оно очень полезное. Не зря в Японии в детских учреждениях детей обязаны кормить мясом повышенной мраморности.
— Куда вы реализуете мясо? Две тонны в день — это много.
— Это мало на самом деле. В основном мясо оптом продаем на переработку, реализуем в торговые сети. Небольшие объемы продаем в розницу. Делаем бескостные полуфабрикаты для социальной сферы, в том числе для детских садов и школ. Конечно, мы хотели бы делать больше полуфабрикатов для детских учреждений, но есть определенные проблемы с утилизацией костей. Стало меньше комбинатов, делающих мясокостную муку.
— Наверное, это слишком «ароматное производство»?
— Да. По этой же причине сами такую муку не производим, потому что в жилом секторе находимся. Сейчас появились передвижные крематоры. Думаю, со временем приобретем.
— Куда идут шкуры?
— На кожевенные заводы страны. Потребность в коже большая — хоть по две с каждой туши дери.
— Сейчас у вас огромное стадо. Какие породы?
— В основном казахская белоголовая и герефордская. Трех племенных бычков купили в прошлом году в селе Манчаж, а туда они прибыли из Дании. Работают, стараются.
— В фильмах показывают быков с металлическим кольцами в носу. А ваши спокойно в стаде пасутся.
— Быки мясных пород камолые, не агрессивные.
— Содержать скот сложно?
— Летом — выгул. А зимой — в стойле. Вот и все содержание. Выпускаем их редко — больше сена вытопчут, чем съедят. Кормим кормораздатчиком сеном и сеннажом. Вода из скважины.
— Просветите, Сан Саныч, чем сенаж от сена отличается?
— Влажностью. Сенаж в упаковке. У него влажность 40-50%. У сена — 16-17%. В силосе —70-80%. Эти корма для молочного животноводства применяют.
— Обслуги у стада много?
— За границей на 100 голов один человек. У нас тоже один. Летом привлекаем пастухов и косарей.
— У вас на ферме помимо симпатичных телят есть козы, кролики, индюшки, индоутки. Читатели интересовались, можно ли на базе вашей фермы контактный зоопарк организовать для городских детей?
— Есть мысли сельхозтуризм развивать, поэтому в качестве эксперимента развели другую живность. Возможно, будем промышленно разводить кроликов — они быстро плодятся. Индюки дают хороший привес и мясо у них полезное. Но больше хотим развиваться в сторону увеличения объема производства полуфабрикатов для детей — на наше мясо нет никаких жалоб. Антропологи доказали, что мясо сыграло ключевую роль для развития человечества. В нем есть все для физической силы и стимуляции умственной деятельности.
— Техники в вашем хозяйстве много?
— Есть транспорт для перевозки скота, три трактора. На сегодняшний момент этого хватает.
— Если сравнивать наше фермерство и европейское — отношение государства к производителям разное?
— Конечно. У нас помощь больше на словах. Один раз нам на технику денег дали и все. В Европе не так. Мы были в Финляндии и меня поразило то, что там есть специальная государственная служба, специалисты которой заменяют фермеров на время отпусков — делают за них всю работу. Эти специалисты работают в разных хозяйствах и предают лучший опыт. Помогают начинающим фермерам. Там главное — произвести продукт. Больше ничего не надо — потребители сами увезут, сами пробы возьмут. За каждым фермером закреплен участок леса — гектаров 50. В Германии поразила чистота и аккуратность. В других странах тоже чисто, но не так. А немцы — молодцы. Только границу пересекаешь — сразу понимаешь — немцы живут. Там был в бойне, которая расположена в центре города — выходишь из нее и попадаешь на улицу. Рядом дома владельца бойни и его сыновей. Единственное, что запретили делать в центре города — копченые колбасы. А бойня — пожалуйста.
— У вас семья большая?
— Трое детей, четверо внуков. Сын живет в Екатеринбурге, закончил радиофак УПИ. Но его все равно к земле тянет. Жена у него — казачка. Купили конюшню в Истоке, где ипподром. У него там и ферма своя, и коней чужих на постой берут. Две дочери работают в банках — молодежь, они же хотят чистую работу. Жена и один из зятьев мне помогают.
— О чем мечтается?
— Чтобы развивалось движение Локаворес, пропагандирующее использование продуктов, произведенных неподалеку от дома. Ученые проводили эксперимент — сравнили витаминность Иван-чая из разных мест, она оказалась разной. И это не случайно — таковы законы природы. Еще Иван Грозный говорил: «Хочешь завоевать страну — завози чужой продукт, пойдет отток энергии, люди станут болеть, а больными легче управлять». Поэтому надо питаться тем, что у нас растет. Фермерство развивать, а не возить неизвестно как выращенные продукты и мясо.
Беседовала Наталья РАКИНА