Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
Вдруг из-за упавшего верблюда поднялся огромный бородатый душман и бросился прямо на Алексея. Нажав на курок, боец выстрелил». Но, как оказалось, попал лишь в ногу. В горячке боя Алексей сдвинул «флажок» автомата на одиночный огонь. Сколько бы теперь он не жал на курок — автомат молчал. А душман поднялся и бросился вперед. Вот он уже в двух шагах…Это строчки не из книги и не из сценария фильма, описанные выше события происходили в Афганистане в 1987 году с жителем Ревды Алексеем Кокшаровым. Сегодня Алексей Аркадьевич — личность в городе известная. Он — председатель ДОСААФ, председатель Правления общественной организации «Союз ветеранов боевых действий», и является неизменным участником мероприятий, посвященных воздушно-десантным войскам, в которых два года он проходил нелегкую службу.
К ВДВ шёл целенаправленно
Алексей родился в деревне Вогулка Алапаевского района Свердловской области. Когда мальчику исполнилось 6 лет, родители переехали в Верхнюю Синячиху. Там Алексей окончил восьмилетку, а затем училище, получив специальность крановщика. Учился только на «отлично», за что выпускнику сразу присвоили 5 разряд. Во время учебы занимался спортом, получил 1 юношеский разряд по боксу, увлекался легкой атлетикой.
Алексей мечтал служить в воздушно-десантных войсках и делал все, чтобы туда попасть. Перед армией в Нижнем Тагиле окончил парашютную школу. И в школе, и в училище участвовал в различных соревнованиях, занимал призовые места. Успехам в спорте способствовало то обстоятельство, что юноша не курил и не имел пристрастия к алкогольным напиткам.
В то время в ВДВ отбирали ребят от 170 сантиметров ростом и весом до 60 килограммов. Алексею даже пришлось «добирать» немного роста, для этого по специальной программе работал с гирями. Помогло — рост дошел до нужной отметки. Понятно, что парня с такими данными сразу определили в ВДВ.
Отправка в Афганистан
19 ноября 1986 года призывника Алексея Кокшарова доставили в Егоршино. В конце месяца прибывший «покупатель» отобрал себе команду «вдвэшников». Капитан оказался представителем воинской части, дислоцированной в Афганистане. Ночная погрузка в эшелон — и 1 декабря 1986 года из уральских снегов и 30-градусных морозов новобранцев, в число которых попал и Кокшаров, в Узбекистане, на станции Чирчик, «выгрузили» в 25-градусную жару…
После спецподготовки настал день отправки в Афганистан. В ИЛ-76 загрузились три сотни солдат и — на Кабул. Это произошло 15 мая 1987 года. Через сутки из Кабула специальный борт доставил пополнение до Джелалабада. Служить предстояло в 15 бригаде, 154 отряде войск специального назначения. В распределительном пункте Алексея Кокшарова определили в разведку Главного разведывательного управления (ГРУ).
Сначала Джелалабадская долина уральскому пареньку показалась чуть ли не райским уголком. Повсюду пальмы, эвкалипты, полно обезьян. Жара ночью и днем. Напрямую через горы в 30 километрах Пакистан, а если ехать по трассе — 70 километров до границы. Сержант Кокшаров по этой трассе пару раз потом мотался к границе. Менял ребят, попавших в плен, на пленённых нашими войсками моджахедов. Лишь позже Кокшаров поймет, что этой долине до Рая далеко. Поймет, когда после спецзаданий станут привозить раненых и погибших. После того, как солдаты будут сходить с ума от тяжкой, всепроникающей вони от разлагающихся туш верблюдов и лошадей, тел душманов. После воя мин и плотного автоматного обстрела, под который не раз попадут бойцы ГРУ. После ударов наших вертолетов, разметавших очередной караван с наркотиками и вооружением, пробирающийся горными потайными тропами. Но все это у сержанта Кокшарова будет впереди…
Задача 15 бригады спецназа ГРУ Министерства обороны была такой: «разведка и уничтожение оппозиционных формирований (попросту — отрядов моджахедов), досмотр проходящих караванов. Контроль территории, вверенной подразделению». Сержанту Кокшарову за время службы в Афганистане (а она длилась ровно год), пришлось участвовать в 74 боевых выходах, среди которых были и вылеты.
Душман скалит зубы
После одного из боевых выходов разведроты спецназа ГРУ Алексей Кокшаров был награжден медалью «За Отвагу». Рота на «вертушках» была выброшена в 10-15 километрах от места возможного прохождения каравана моджахедов. По данным разведки, караван был большой и перевозил оружие и наркотики. Разведчики за ночь заминировали возможные пути отхода моджахедов и их предполагаемые укрытия. Но вдруг получен приказ перебросить десантников в другое место. Оказалось, что караван вышел раньше. Как позже стало известно, он действительно был впечатляющий: около 300 вьючных животных (верблюды, лошади), более 150 человек сопровождения. Кстати, и вооружение у них было новейшее.
«Вертушки», дождавшись рассредоточения десантников в окрестных ущельях, открыли огонь по каравану, стараясь направить разрозненные группы душманов в сторону позиций десанта. Это удалось. Алексей Кокшаров находился в самом центре событий, обеспечивая радиосвязь командиру роты. Десантники «на скорую руку» сделали сооружение из камней. Это было своевременной мерой, потому что минометы и пулеметы душманов, расположенные на горных склонах, не давали возможности поднять голову.
И вот из расщелин поползли «духи». Нескольких уложил пулеметчик, находящийся рядом с Кокшаровым. Вдруг прямо на них из-за упавшего верблюда поднялся огромный бородатый душман и бросился прямо на Алексея. Нажав на курок, боец сразил «духа». Но тот поднялся и двинулся вперед. Оказывается, пуля попала ему в ногу. В горячке боя Алексей сдвинул «флажок» автомата на одиночный огонь, и сколько не давил потом на курок, автомат молчал. А душман скалил зубы вот уже в двух шагах. Спасла спецназовца выучка — взмах штык-ножом, и «дух» рухнул. А очередь из его автомата ушла в небо…
Вскоре «вертушки» подавили минометы и пулеметы «духов», стало легче. Разрозненные группы душманов из разбитого каравана постепенно нейтрализовали. А чуть позже выяснилось, что на подготовленные в ущелье минные площадки выскочила приличная группа «духов» с вьючными животными. Прибывшим туда десантникам предстала ужасающая картина: исковерканные туши верблюдов и тел моджахедов, лежащие вперемешку с ящиками «Стингеров» и зарядов к ним. Американское оружие загрузили в БТРы, которые подошли за разведчиками. В этом боевом выходе обошлось без потерь, 12 бойцов получили ранения, в их числе — Алексей Кокшаров, раненый в голову.
Испытание жарой
Как-то случился боевой выход у самого Пакистана. Голая степь, по которой группа спецназа, в которой был радистом Кокшаров, шла трое суток. Днем идти нельзя, жара 60 градусов, продвижение только ночью. Впрочем, и ночью не легче — температура + 45. За ствол автомата не взяться — обжигает! Идет страшное обезвоживание организма, ночью «вертушки» доставляли воду в резиновых мешках или сапогах химзащиты, но ее не хватало. Из группы семь человек получили солнечный удар.
Чтобы было полное представление, что такое марш-бросок в горах, надо знать следующее: десантник, уходящий в горы на несколько суток, все необходимое несет на себе. Это — оружие и боеприпасы, запас продовольствия и необходимое снаряжение. Общий вес составляет в среднем 40-50 килограммов. Кроме личного оружия еще минометы и пулеметы, мины. Радист, к примеру, помимо радиостанции (вес 11 килограммов), вещмешка и автомата с боеприпасами, надевает пояс с несколькими аккумуляторными батареями (вес 4,5 кг) отечественного производства. Брали дополнительно несколько югославских аккумуляторов (они компактнее — каждый по 2,5 кг). Так что вещмешок, как виноградными гроздьями, был обвешен аккумуляторами. Необходимо помнить, что возраст солдат был 19-20 лет, а то и меньше.
При такой жаре нарушается даже радиосвязь, идет сильное рассеивание радиоволн. Можно представить, как приходилось нашим ребятам в таких условиях выполнять свой воинский долг. И выполняли, несмотря на дизентерию, желтуху, кишечную палочку.
Бог хранил его
Много различных случаев было у Алексея Кокшарова, когда он находился на волоске от смерти. Но Бог хранил солдата.
В одном из боёв сержант Кокшаров оказался в окружении. В плен сдаваться нельзя, все знали, как мучают «шурави» душманы. Алексей приберег последнюю «лимонку» для себя, сжав ее в руке. После разрыва мины, случившегося неподалеку, на миг вроде как забылся, так как был ранен и контужен. Очнулся — вокруг свои, душманов нет. Оказывается, другая наша группа оказалась по соседству и помогла десантникам, прорвав окружение и разгромив «духов». Только тогда Алексей другой рукой еле разжал пальцы, сжимающие гранату мертвой хваткой…
В другой раз бронетранспортер с десантниками наскочил на горной дороге на итальянскую противотанковую мину. Ее, запрятанную в пластмассовую оболочку, не смогли обнаружить саперы, вот и рванула. После взрыва машина встала «торчком». Отброшенный с брони Алексей и на этот раз понял — Бог хранит его.
В мае 1988 года сержант Кокшаров вернулся в СССР. До увольнения в запас командовал в Чирчике (Узбекистан) взводом радистов маломощных радиостанций.
Афганистан остался позади. Но еще долго он являлся Алексею во снах, после которых долго потом не мог уснуть. И, наверное, Афган будет в его жизни, как и в жизни тех, кто воевал там, — всегда!
Владимир ГОЛОВИН
Алексей Аркадьевич Кокшаров родился в 1967 году. Образование среднее специальное. Проходил службу в ограниченном контингенте советских войск в Афганистане с 15 мая 1987 по 15 мая 1988 года. Воинское звание — сержант.
Кокшаров с батальоном спецназа ГРУ обеспечивал разведку и боевые задачи в районе Кабула, Джелалабада, Саланга, Шайратуна и Термеза.
Награжден медалями «За Отвагу», «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа», юбилейными медалями. Также знаком «Ветеран спецназа» и «За самоотверженный ратный труд ТуркВО».
В боях получил ранения и контузию, инвалид II группы.
Мастер спорта по легкой атлетике, кандидат в мастера спорта по боксу.
В настоящее время является председателем ДОСААФ и председателем Правления ревдинской городской общественной организации «Союз ветеранов боевых действий», распложенной по улице Российская, 11.