Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
Евгений Самойлов — велотриалист из Ревды. В его копилке огромное количество головокружительных трюков и первоклассные видеоматериалы. По его мнению, у велотриала в Ревде есть будущее. Но мастерство и красота этого спорта сталкиваются с двумя проблемами — негодованием жителей и отсутствием тренировочной площадки.
— Евгений, когда велотриал пришел в твою жизнь? С чего вдруг решил заняться таким необычным видом спорта?
— В Ревде одним из первых велотриалистов был Дмитрий Минин. Он мой сосед. Я жил на первом этаже, а он на восьмом. И вот я наблюдал за ним, как он катался во дворе, хотел научиться так же, но никак не мог к нему подойти и познакомиться, побоялся. Вот, я смотрел на него и меня как будто завело. Начал заниматься сам. Мы сейчас с Дмитрием хорошо общаемся. Я ему говорю: «Представляешь, а ведь именно ты меня заставил этим заниматься, поверить в себя». Теперь я его уже перерос в спортивном плане. Он даже мной гордится.
— Когда все это началось, и когда ты достиг первого пика популярности?
— В 2008 году начало получаться. Я делал клипы, отправлял на конкурсы и фестивали. Например, в Москве был видеофест. Там я получил номинацию за самый опасный трюк. Вместе с тем у меня появились первые спонсоры. Также в 2008 году получал мастера спорта в велотуристическом многоборье. Выступал за нашу ревдинскую команду, мы всегда первые места занимали. С товарищем из Ревды ездили на международные соревнования в Украину на остров Хортица. Там я занял седьмое место. Считаю, что это неплохо, там был очень серьезный уровень. А вот с 2011 года пару лет был затяжной период, когда я вообще не занимался велотриалом. В прошлом году мне предложили новое спонсорство из Челябинска. Выслали велосипед и обмундирование. Я согласился.
— Можно поподробнее о спонсорах. В чем тут суть? Ты как бы ездишь и одновременно их рекламируешь?
— Я когда снимал ролики и выкладывал их в интернет, мне начали звонить. Говорят, мол, зачем покупать велосипед, когда мы тебе его можем дать, а ты нам рекламу сделаешь. Вот, суть в чем. Они дают мне велосипед. На нем — эмблема сайта. И в видео надо вставить их название и эмблему. Такие условия всех устраивают. Если что-то ломается, они высылают мне новые запчасти. В общем, я получаю удовольствие и не вкладываю денег.
— Ты и сейчас продолжаешь делать видео?
— Да, мне помогают знакомые, друзья. Я всегда сам выбираю ракурс, чтобы трюк выглядел выгоднее, выше, сильнее и был в меру опасен. С каждым видео я расту сам. Ведь если сделал один видеоматериал, то следующий должен быть лучше. Вот, прогрессирую.
— С чего вообще начинают все велотриалисты?
— Сначала надо приобрести велосипед. Сейчас они всякие специфические — нет сидения, низкая рама, большие колеса, оборудование подобрано. А раньше такого не было. Брали раму с маленькой ростовкой, снимали сидение, отпиливали штоки, заклеивали их, чтобы было не травмоопасно. Было без разницы, какой велосипед. И начиналось все, как в компьютерной игре. Сначала одно колесо поменяешь, потом другое, деталь, потом другую. Ты сам управляешь процессом апгрейда. Со временем учишься чинить велосипед. Что-то сломаешь, у одного перекупишь, у другого переспицуешь, третий подарит. Так эволюционировал велосипед.
— Так, велосипед есть. Дальше учимся различным трюкам?
— Трюки — это методы запрыгивания. В этом суть велотриала. Техника запрыгивания идет с места или с разгона. Либо с места на параллельное препятствие, запрыгивание на заднее колесо или через переднее. Много есть названий. Самое главное — высота. В Екатеринбурге недавно проходил контест. Все велотриалисты прыгали вбок через ленточку. И сделали такой эксперимент: кто прыгнет с места выше — человек или велосипед? Так вот велотриалист с места прыгнул 1,44 метра. Никакой человек так не может! Хотя здесь вес человека, плюс вес велосипеда, и получилось. Тут все дело техники.
— Какой трюк тебе дается сложнее всего?
— Для меня сложнее всего запрыгнуть на препятствие боком. Все зависит от высоты. Просто нужно больше упорства, исправный велосипед и желание сделать это. У меня был один очень опасный трюк. Я залез на веранду садика (она где-то четыре метра в высоту) и прыгнул с нее через забор со штырями. Летел секунды три. В принципе, удачно. Только велосипед не выдержал. Не был готов к таким нагрузкам. Ломается, в основном, рама. Я ее уже раза три переваривал. Один прыжок — и можно идти варить. Я вообще очень люблю зрелищность, поэтому решаюсь на такие трюки.
— Крыша детской веранды.… Какие еще объекты становятся твоими тренировочными пунктами?
— Мы обычно скитаемся по городу, ищем всякие возвышенности, заборы, будки, парапеты, где можно потренироваться. Люди, правда, ругаются, мол, мы им крылечки ломаем. На самом деле, они просто не понимают.
— Чего не понимают?
— Для них это вандализм, а не спорт. Какой-нибудь парапет у подъезда был сделан, например, лет десять назад. Стоял эти годы, разваливался. А тут приехал я, запрыгнул на него, меня увидели и всё — я его сломал. На площади сцену поставили — выгнали с нее. Я сколько раз трюки делал, ни разу ничего не сломал. Я же понимаю, что это делали люди, вложили свои силы, поэтому я всегда аккуратен. Да и что нам остается, если в городе нет специальной площадки.
— А как же площадка во дворе улицы Ковельской, 9?
— Да, там трамплины и рампы. И то в плачевном состоянии. Но это немного другое. Нам, велотриалистам, достаточно иметь такую же площадку и деревянных поддонов штук 40. Да я и сам готов их сколотить, только дайте нам место. У нас в городе много тех, кто хотел бы заниматься велотриалом. Просто негде. У многих даже велосипед есть, но он просто дома стоит. Это раньше мы могли где угодно прыгать, а теперь уровень выше, нам нужны серьезные препятствия. Площадка — это всегда прогресс и общение. В Березовском недавно открыли площадку. Так там сейчас стабильно 70-80 велотриалистов и соревнования проходят вплоть до международных. И у нас можно сделать такое же. Я готов взять на себя организацию и проведение. Только дайте место. Можно даже увеличить площадку на Ковельской, поставить забор и добавить поддоны.
— Можно назвать велотриал опасным видом спорта?
— Велотриалисты редко падают. Поначалу если только. И то, в основном, отбивают голень о педали. Я сам падал серьезно только один раз, на Украине. Решил просто прокатиться, каску не надел, хотел запрыгнуть на невысокий камень и упал на ровном месте. Ударился головой о камень, четыре шва наложили. Надо всегда надевать каску, она никогда не помешает.
— Бывают дни, когда ты не садишься на велосипед?
— Да, зимой. У нас негде кататься зимой. А в Екатеринбург постоянно ездить накладно. Поэтому катаюсь только летом. С весны набираю форму. В конце августа снимаю видео, где выкладываюсь на полную. Даже велосипед чаще всего ломаю. Потом зиму коплю, его ремонтирую и все по-новому.
— В велотриале какие роли играют велосипед и человек?
— 50 на 50. От велосипеда зависит техника, а от человека исполнение. Велосипед должен быть всегда подготовлен, иначе уходит много сил, чтобы его поднять. Если у велосипеда центральная геометрия — будут болеть руки, можно потянуть спину. А если геометрия правильная, то вместе с хорошо выполненным трюком ты получаешь сильные ноги и руки, крепкую спину, широкие плечи и пресс.
— Как долго планируешь заниматься велотриалом?
— Пока буду в состоянии. Пока ноги не откажут. Мне это интересно. Моя цель — развиваться. Например, хочу прыгнуть в длину метра на три. Ну и, конечно, организовать площадку в Ревде, чтобы молодые велотриалисты тоже могли реализовать себя. Готов помогать им опытом и примером. Сегодня ревдинские велотриалисты по уровню подготовки уже переросли Екатеринбург и ничуть не хуже спортсменов из Москвы. С площадкой мы бы добились еще большего.
Андрей АГАФОНОВ