Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
Ученик выпускного класса гимназии №25 Ревды, воспитанник клуба «Рифей-ГеоЭко» Николай Братанов этим летом неожиданно для себя стал участником образовательного проекта «Лифт в будущее» — программы, призванной помочь молодежи в выборе будущей профессии, поддерживающей технологическое творчество и научные исследования. В августе он съездил в Подмосковье, в школу «Система приоритетов» для одаренных детей. О том, как попадают в подобные школы, о людях, помогающих определиться с выбором дальнейшего жизненного пути, мы сегодня беседуем с Николаем.
— Расскажи, как ты попал в «Лифт в будущее»?
— В «Рифее» мы проводили исследовательскую работу о техногенных минералах — сульфатах с Дегтярского медноколчеданного месторождения и, когда узнали о конкурсе проектов «Лифт в будущее», руководитель Павел Сергеевич Козлов предложил отправить мою работу на Всероссийский конкурс. На победу, собственно, никто не рассчитывал. Но в конкурсе было направление «экология», и, думаю, жюри заинтересовала необычная в общепринятом понимании тема — редко кто представляет, что такое техногенные минералы. Скорее, это и повлияло на отбор будущих учеников школы «Система приоритетов». Я попал в сотню счастливчиков, получивших путевку. Ребята собрались из разных регионов. Из нашей области было четверо.
— Как правильно называется место, где ты был?
— Научно-практическая школа для молодежи. Она была образована на базе подмосковной детской здравницы имени Гагарина. В течение трех недель, со 2 по 28 августа, я находился там. Добавлю, что Всероссийская научно-образовательная программа «Лифт в будущее», которая реализуется при поддержке Министерства образования и науки РФ, разрабатывалась в партнерстве с Московским государственным университетом.
— Много знаний за период пребывания в лагере почерпнул?
— Безусловно! У нас было два направления: научно-практическая подготовка и проектная сессия. Прикладными науками мы занимались в лабораторных условиях. Я выбрал лабораторию микробиологии, изучал микроорганизмы и трансформацию почвы после сельскохозяйственного использования. Наставники нацеливали нас на самостоятельную работу, мы проводили собственные исследования, а не только наблюдали за тем, как это делают другие. Для нас также проводили интересные встречи со многими специалистами — руководителями профильных клубов, профессорами вузов, представителями общественных объединений. Внимание уделяли и коллективной работе — каждый в короткий промежуток времени должен был что-то сделать для общего результата. Обучали навыкам быстрой самоорганизации, многому другому.
— От занятий не уставал?
— Нисколько! Все было организовано так, что мы сами шли заниматься. Настолько интересно! Учебу нам совмещали с отдыхом, устраивали какие-то мероприятия. Это и экскурсии в Москву, Царицыно, другие парковые комплексы. Были и развлекательные программы. За время пребывания в лагере у меня появилась масса новых знакомых из разных уголков страны. Мы обменялись контактами и продолжаем общаться в соцсетях.
— Впечатлениями с коллегами-рифеевцами планируешь поделишься?
— Уже поделился. Показал в клубе презентацию о пребывании в лагере. Рассказал про свои исследования, показал интересные фотографии. Надеюсь, что для ребят это было познавательно.
— Николай, ты — рифеевец со стажем. А как первый раз попал в клуб, помнишь?
— В «Рифей-ГеоЭко» мне посоветовала прийти преподаватель биологии Ирина Ивановна Шишкина. Первый раз я пришел в клуб, когда учился в восьмом классе. Сразу поразило разнообразие минералов. Даже подумать не мог, что у нас в Ревде есть такой, можно сказать, уникальный музей. Запомнился руководитель музея — Павел Сергеевич Козлов. Он сразу выделяется из множества других людей по свету в глазах. Становится очевидным, что он — человек увлеченный. У него есть редкое качество — умение заражать своей энергией других людей. Он может увлечь всех за собой. При общении с ним, с ребятами понял, что нашел единомышленников, попал в свою среду.
— В традициях клуба — выезжать летом в экспедиции. Родители разделяют твои увлечения? К примеру, что бы ты выбрал — путешествие с родителями или экспедицию с «Рифеем»?
— Даже не знаю. Затрудняюсь сказать… Экспедиция — это всегда интересно и увлекательно. Мы совмещаем познание с отдыхом. В бытовом плане я был вполне готов для походов, поэтому возражений со стороны родителей не возникало. Особенных тревог тоже. Экспедиции длятся от семи до десяти дней — это не всегда ночевки в лесу. Иногда Павел Сергеевич договаривается, находит жилье, и мы пребываем в комфортных условиях.
— Вспомни какие-нибудь курьезные случаи в экспедициях. Наверное, без них не обошлось?
— Как-то один мальчик вызвался сварить макароны. Он их не мыл. Сделал намного лучше — положил их в холодную воду. Когда мы пришли, нас ждал клейстер. Но под шутки, хохот все это было съедено.
— Какая из экспедиций запомнилась больше всего?
— В каждом походе, в каждой экспедиции есть что-то особенное. Чему-то новому учишься, что-то узнаешь. Получаешь и практические, и теоретические знания... Самая памятная экспедиция, пожалуй, в город Асбест. Мы были и на карьере, и на Малышевском месторождении. Карьер Баженовского месторождения поразил масштабами. Мы опустились на глубину порядка 320 метров, непосредственно в месте добычи асбеста. Сам минерал асбест — необычный, своеобразный, единственный в своем роде камень, превращающийся в волокно при механической обработке. Малышевский рудник, он находится недалеко от Асбеста, это особенное с точки зрения геологии место, редкие и любопытные минералы там добывали. Так же поездка в Курган запомнилась.
— Посетили в Кургане знаменитые пещеры?
— Там побывали с экскурсией. Но не это было главным. Нас больше интересовал минерал селенит — желто-оранжевый сувенирно-поделочный камень, его месторождения находятся в районе Кунгура.
— Очень часто рифеевцы бывают на Дегтярском месторождении. До прихода в клуб ты знал о нём?
— Даже не предполагал, что такой рудник может находиться недалеко от Ревды. Это — заброшенное месторождение. Оно, безусловно, требует к себе внимания, так как само по себе не может исчезнуть и наносит ущерб природе. Жаль, что проблема техногенных минералов нигде не освещается.
— Чья идея была заняться изучением этих новообразований заброшенного рудника?
— Наверное, это обоюдное решение всех рифеевцев. Понятно, что без руководителя ни одна работа не делается и не пишется. Но и мнение ребят он обязательно учитывает, их интерес к теме, прежде всего. К примеру, целое занятие Павел Сергеевич может посвятить изучению чьей-нибудь находки. Бывает, что в клуб приносят редкие минералы. Хотелось бы также вовлечь в процесс изучения природы горожан. Думаю, далеко не все знают о существовании геологического музея.
— Очень часто люди находят себе друзей среди единомышленников. В клубе ты таких встретил?
— Разумеется. У нас занимался Дима Мельниченко, очень увлеченный человек. Он уже окончил школу, поступил в институт, получает техническое образование. В клуб не ходит, но мы продолжаем общаться. Интересный человек, увлеченный своим делом — Иван Сидоров.
— В общеобразовательной школе любимые предметы у тебя есть?
— Естествознание, история. Всегда был больше склонен к гуманитарным наукам. Математика мне не столь интересна, скорее она из разряда «надо».
— С будущей профессией ты уже определился?
— Определяюсь. Безусловно, связываю свое будущее с прикладными науками. Еще окончательно не решил, что мне ближе: геология или экология. Факультеты, выпускающие специалистов этого направления, есть в различных вузах. Думаю, при выборе многое будет зависеть от результатов ЕГЭ. Пока главная цель — успешный финиш школы, а дальше — посмотрим.
— Николай, мы желаем тебе успешной сдачи ЕГЭ!
— Спасибо за добрые пожелания!
Елена КАНАВИНА, Наталья РАКИНА