Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
В конце сентября МУП «Обелиск» — единственное муниципальное предприятие Ревды, оказывающее ритуальные услуги, отмечает свое 25-летие. Накануне этого события Игорь Никонов, возглавляющий «Обелиск» на протяжении последних 15 лет, рассказал о людях, традициях, проблемах и перспективах предприятия.
— Игорь Геннадьевич, услуги, которые оказывает предприятие, специфические. Каждый день сотрудникам «Обелиска» приходится видеть людей, потерявшими близких. Общаться с ними. Помогать им. Скажите, наверное, далеко не все выдерживают такую психологическую нагрузку?
— За мою бытность много раз менялся коллектив, одни приходили, другие — уходили. Но, тем не менее, сформировался костяк. Это те, кто давно работает, кто закладывал традиции отношения к людям. Из тех, кто стоял у истоков: Любовь Зыкова и Владимир Казаков. Владимир Владимирович — бригадир бригады землекопов, ас в своем деле, собравший команду таких же профессионалов. Работа землекопа — морально и физически тяжелый труд. Как мы иногда говорим: «футбол проходит в любую погоду, а похороны и подавно». Хотелось бы сказать слова благодарности за достойную работу всем нашим труженикам: Борису Заварину, Владимиру Червяку, Владимиру Рябову, Ивану Беленькому, Людмиле Павловой, Нине Щелконоговой, которая много лет следит за порядком в офисе. И, пользуясь случаем, накануне Дня пожилого человека сказать большое спасибо всем нашим ветеранам. Мы о вас помним!
— Забота о ветеранах похвальна. А молодые кадры в «Обелиск» приходят?
— Да, но не все остаются. Хочу сказать про Артема Макарова. Он начинал у нас свою трудовую деятельность еще подростком. Проводили его в армию. Вернулся. Продолжает работать. Стал специалистом в своей области. Ежегодно наши работники, в том числе и молодые, награждаются почетными грамотами главы администрации, Думы. Есть люди, награжденные на уровне Правительства, Министерств.
— Вы долгие годы руководите «Обелиском». Всегда чувствовали поддержку коллег?
— Да. За 15 лет многое пришлось пережить. Мне очень помогали наши бухгалтеры. Первый — Анастасия Матвейчук, она была рядом в трудные начальные годы. Благодарен бывшему нашему главбуху Лидии Зайцевой. Она до многих тонкостей доходила своим умом, за плечами был огромный опыт. Последний год у нас на её должности новый специалист с хорошим потенциалом.
— Сейчас такое обилие ритуальных контор. Они могут потеснить вас с рынка?
— Не думаю. В отличие от других команд, которое работают в этой сфере, «Обелиск» — это действительно профессионалы, имеющие опыт служения людям. Долгое время мы были на рынке одни и у нас есть свои достижения. Приходилось хоронить до 112 человек в год. В начале 2000-х были ситуации, когда по 11 человек в день хоронили. Начинали с самого утра и работали до позднего вечера, невзирая на погоду. Думаю, наши конкуренты такой темп не выдержали бы.
— На ваш взгляд, чем вы отличаетесь от конкурентов?
— Главное наше отличие — мы не навязываем свои услуги. Не стучимся непрошено в квартиру. Стараемся информировать население о том, что если в дверь постучался агент из похоронной службы, а вы его не вызывали, не исключено, что это не те, за кого себя выдают. Убежден, люди, которые приходят без звонка, идут не за тем, чтобы оказать помощь, а за тем, чтобы что-то взять. Это касается не только нашего бизнеса. Поэтому у нас принципы такие — ждем, когда пригласят. Каждый знает, что в «Обелиске» служат населению. Еще мы не берем на себя функции по оформлению документов на умершего. Мало того, настоятельно советуем делать это самим родственникам из соображения сохранения конфиденциальности персональных данных. Были случаи, и не один раз, когда по паспорту умершего оформлялись покупки, заключались договоры.
— Вы — предприятие сферы услуг и должны следить за тенденциями изменения рынка. Что, на ваш взгляд, меняется?
— Отношение к ритуальным процедурам. Повышается культура общения, захоронения, проводов. Мы уже наработали определенный опыт в проведении кремации, организуем прощание в традициях разных конфессий. Сегодня работаем «под ключ», берем на себя решение всех организационных вопросов. В городе есть три места для процедуры прощания: это храм, церковь, зал прощания, находящийся на территории кладбища. Мы готовы помочь человеку, озадаченному ритуальными хлопотами. Благо, живем в XXI веке, и, в принципе, все делается по телефону. Наши сотрудники берут на себя организацию прощания, поминального обеда, кремации, отпевания, дополнительных транспортных услуг — все координирует один человек. Традиций таких не было, они рождаются с течением времени. Сотрудникам часто говорят спасибо за поддержку, понимание.
— «Обелиск» давно занимается летним трудоустройством подростков. А в других социальных проектах участвуете?
— Разумеется. Например, были одними из первых членов Ассоциации товаропроизводителей, постоянно поддерживаем их инициативы. Хотя мы тоже бизнес, но мы — муниципальная команда, учредитель у нас муниципалитет, работаем в одной связке с администрацией. В планах — создание Единого центра ритуального обслуживания населения. По нашим задумкам он должен находиться на территории кладбища по адресу: улица Некрасова, 13. Чтобы человек, приехав туда, мог не только написать заявление, сделать заказ, но и определиться с транспортом, местами процедуры прощания, захоронения, проведения поминок, выбрать ритуальный инвентарь, декор, необходимые атрибуты.
— Это, так полагаю, перспектива. А ближайшие планы есть?
— Сегодня ведутся переговоры с Управлением городским хозяйством и администрацией по расширению автостоянки. Это — инициатива наша, бюджетных затрат не планируется. Назрела необходимость перед кладбищем вдоль улицы Некрасова и вдоль переулка в сторону кладбища организовать нормальную бесплатную стоянку, чтобы люди имели возможность спокойно оставить машину и пройти к месту захоронения. Особенно нехватка парковочных мест ощущается во время традиционных дней поминовения, в дни проведения массовых мероприятий: 9 Мая и 22 июня.
— На сегодняшний день что-то уже сделано?
— Практически до остановки проведены земляные работы, вырублен полностью кустарник по переулку, осталось выполнить планировку и благоустройство.
— Теперь об уборке кладбища. Это ваша функция?
— Мы участвуем в тендере на муниципальный заказ. На протяжении всех лет выигрываем его. Заключаем договор. Но, занимаясь уборкой кладбища, выполняем, скорее, не договорные, а моральные обязательства.
— Ваши конкуренты по бизнесу в конкурсе участвуют?
— Были участники из Екатеринбурга — предприятия коммунального направления. Ритуальные компании Ревды в конкурсе по обслуживанию кладбища не участвуют.
— Эта сторона ритуального бизнеса для них не привлекательна?
— Мало того, убыточная. Мусора всегда много. Но есть и положительные тенденции — население приучается убирать за собой. Уже приходят и спрашивают: «Мешок дадите?». Все меньше тех, кто нагло размещает мусор рядом с чужими захоронениями. Территория кладбища стала заметно чище, убирается не только по периметру, но и в глубине. У нас сложились определенные традиции уборки, благодаря большому опыту. Мы знаем, где, что, когда убирать в первую очередь, а где можно отложить выполнение работ. Знаем, когда сделать акцент на уборку гостевого маршрута, а когда — на мемориальной части. Кроме уборки, следим за дорогами. УГХ вместе с нами занимается подготовкой новых дорог, мы координируем эту работу. Уже сейчас готовим места захоронения, которые будут востребованы осенью, зимой, в будущем году.
— Вы сказали, что занимаетесь организацией кремации. Эта процедура по стоимости сопоставима с захоронением? Если да, то планируется ли колумбарий?
— Процедура кремации, в принципе, по затратам такая же: стоимость услуг крематория Екатеринбурга или Нижнего Тагила плюс транспортная составляющая, минус экономия на ритуальном инвентаре — для этой процедуры он попроще. Услуга эта мало востребована, бывает 10-12 обращений в год, поэтому необходимости в колумбарии на данный момент нет. Урну с прахом подхоранивают в захоронение родственников, либо увозят в другой город. Вот когда будет проект нового кладбища, возможно, тогда колумбарий появится.
— Кстати, о новом кладбище. Когда оно будет?
— Вопрос не по адресу. Это решает администрация. Могу сказать, что действующее будет принимать ещё долгие годы. У нас сложился менталитет, что рядом с захоронением оставляют место для следующих. Это не противоречит Федеральному закону. Территории, отводимые под захоронения вновь, только через 5-6 лет по нашим расчетам будут исчерпаны. Новое кладбище должно быть современным. Во-первых, территория должна быть огорожена. Во-вторых, оснащена инфраструктурой, сетью дорог. Новые кладбище будут планировать специалисты под контролем администрации, и что там будет — пока неизвестно.
— Перечень услуг расширять планируете?
— Планировали ввести услугу по уборке могил, чтобы кладбище не превращалось в место утилизации тел, а оставалось местом поминовения. В этом году не получилось. Думаю, если услуга будет востребована, она обязательно появится. Сейчас идет подготовка к зиме. Выплыло много хозяйственных проблем, которые мы сейчас решаем.
Наталья РАКИНА