Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
В начале нынешнего года баскетбольную команду «Темп-СУМЗ-УГМК» возглавил Олег Мелещенко, сменив на посту главного тренера Владислава Коновалова. За плечами Олега Владимировича — работа в зарубежных командах ВТБ и Евролиги рядом с опытнейшими наставниками. В прошлом году и он сам был признан лучшим тренером Словакии. Но, признается, всегда тянуло в Россию. И когда почувствовал, что в Словакии, где работал последние три года, расти уже некуда, так как выигран и Кубок, и чемпионат страны, принял предложение от руководства команды Суперлиги.
— Олег Владимирович, сезон вы начали в челябинском «Динамо». По каким причинам покинули команду и перебрались в Ревду?
— Когда мне предложили возглавить «Динамо» (Челябинск), согласился с удовольствием. Я знал, что это клуб с амбициями, претендующий на самые высокие места. Работалось мне там комфортно, ребята замечательные, хорошие условия. Но когда начались задержки по выплате заработной платы, принял решение — доработаю ноябрь и ухожу. Узнав об этом, игроки отправились к руководству клуба и сказали, что готовы отдавать часть своей зарплаты, только чтобы я остался. Для меня это было приятным шоком, поблагодарил ребят за такой шаг, но принять предложение означало забирать деньги у их семей, я не мог так поступить. По их просьбе остался до конца декабря, потом планировал немножко отдохнуть и решить, куда двигаться дальше. Уже купил билеты домой в Словакию, как поступил звонок от руководства Ревды. Я поменял билеты, чтобы встретиться с ними, посмотреть команду. И буквально в течение двух дней принял окончательное решение.
— В принципе, с нашей командой вы уже были знакомы, к тому моменту «Динамо» и «Темп-СУМЗ-УГМК» провели четыре матча.
— Когда наши команды играли, мне даже в голову не могло прийти, что скоро я приду в Ревду на место главного тренера, поэтому подробно на тактике ревдинцев не останавливался. Пока был в Словакии на новогодних праздниках, посмотрел игры «Темп-СУМЗ-УГМК» более внимательно, отмечая для себя, что бы мог изменить. Задачи руководством поставлены максимальные, и нужно их выполнять.
— Приходить в уже сложившийся коллектив, который набирали без вас, который проходил сборы с другим тренером, сложнее?
— Это, конечно, немного сложнее. Когда подбираешь игроков сам, ты знаешь характер каждого, знаешь уровень мастерства, уже распределяешь роли на площадке. Но тренера такие вещи не пугают, даже, наоборот, работать интереснее. В Ревде я увидел сыгранный и дружный коллектив единомышленников. Не говорю, что они все друзья, нет, такого не бывает. Работать с командой интересно. Задачи, которые поставил перед собой, — раскрыть сильные стороны игроков и спрятать слабые. Уверен, мы на правильном пути, и это уже видно.
— Как вы выстраиваете свои отношения с игроками?
— На площадке во время игры или тренировочного процесса я требователен, бываю жестким, мне нужно, чтобы человек выложился на все сто процентов. Вне площадки мы можем быть друзьями, многие по возрасту мне в сыновья годятся, и я всегда готов дать совет, выслушать. Самое основное, чему уделяю внимание — дисциплина. Но ребята и сами всё понимают, они профессионалы, баскетбол — это их работа, за которую получают деньги, кормят свою семью.
— Своих подопечных вы называете «детьми». Не расстраивает тот факт, что ваши дети не стали профессиональными спортсменами?
— Нисколько. И дочь, и сын всегда занимались спортом для себя. Тарас до 14 лет посещал баскетбольную секцию, причем, сам в нее записался. Когда я спросил у него, зачем ему это нужно, он ответил: «потому что ты так хочешь». Тогда объяснил сыну, что он должен сделать выбор сам, не ради кого-то. К тому же делать карьеру в профессиональном спорте — это адский труд. Тогда он бросил секцию. Сейчас учится в испанском колледже на переводчика, знает пять языков, увлекается рисованием. Дочь Юля учится в университете Франции на международном праве.
— Вашу семью разбросало по свету. А вам где больше нравится жить?
— Для меня комфорт — это когда меня никто не тревожит. Я рак по знаку зодиака, мне всегда хочется спрятаться где-нибудь в глубине и лишь изредка выбираться оттуда. В свободное время предпочитаю читать книги или смотреть баскетбол. Что за окном — не принципиально, миллионник или маленький город, Россия или Словакия. Конечно, за границей жить комфортнее, там все сделано для людей, но и в России есть масса своих плюсов.
— Перед новым годом расположение команды покинул не только главный тренер, но и центровой Евгений Калинин. Ведется ли поиск на его место или будете доигрывать таким составом?
— Поиск ведется, но нужно понимать, что если мы кого-то возьмем, то не для количества, этот человек реально должен усилить команду, приносить пользу. А найти такого игрока в середине сезона, скажу откровенно, очень сложно. Поэтому не исключаю, что новичков и не появится. Руководству я свою позицию озвучил, и они со мной согласны.
— Как долго планируете работать в России?
— Я никогда не заглядываю далеко вперед. Специфика тренерской работы такова, что ты не знаешь, где окажешься завтра. Есть два дня в году, в которых ты уже ничего не можешь изменить — это вчера и завтра. Я придерживаюсь этого взгляда, живу сегодняшним днем. Если даже клуб предлагает тебе контракт на три года, нельзя быть уверенным, что ты три года и отработаешь. Достаточно где-то провалиться, неправильно себя повести с руководством, которое платит деньги, — и все. Пока задача — добиться поставленных целей, а в конце сезона думать, что делать дальше.
— Почему, зная всю эту «кухню» изнутри, завершив карьеру игрока, приняли решение стать тренером?
— Я не сразу стал тренером. Когда закончил карьеру, пять лет вообще баскетбола не касался, занимался бизнесом в Словакии. Мне тогда казалось, что устал от баскетбола, даже игры не смотрел. Но потом баскетбол меня «позвал». Сам. Сидел я так однажды и подумал, почему бы не открыть детскую школу баскетбола? Стал заниматься этим вопросом, искать единомышленников, спонсоров, договариваться о будущих турнирах. Во время вот таких переговоров мне предложили должность ассистента тренера в БК «Динамо» Санкт-Петербург. Я согласился, потому что очень хотелось поработать под руководством Фотиса Кацикариса. Вообще, за восемь лет, что был ассистентом, трудился рядом с профессионалами своего дела, которые меня многому научили.
— Чья философия вам ближе, на чей опыт опираетесь в своей работе?
— Наверное, вот так вот в чистом виде — ничья. Из полученных знаний я взял для себя лучшее, то, что было мне ближе, и исключил ошибки, которые допускали другие тренеры. Пока это приносит результат и удовольствие от дела, которым я занимаюсь.
— Насколько важно для вас мнение со стороны? Очень часто после игры, особенно если она проиграна, тренера критикуют, что не ту схему выбрал, не тех игроков на площадку выпустил…
— Раньше я очень много уделял этому внимания, а сейчас бы всем тренерам рекомендовал не читать никакие комментарии после игры. Мы люди, нам свойственно ошибаться. Если вы будете тратить время на то, чтобы выяснять, нравитесь вы людям или нет, потратите миллион энергии впустую. К тому же критика после игры уже не имеет большого значения. Важно увидеть свою ошибку во время матча и быстро ее исправить. Кто увидел и исправил — тот и победил. Я уважаю болельщиков и их право на выражение собственного мнения. Хуже, когда вообще ничего не пишут. Пусть критикуют, хвалят. Но я не могу объяснять каждому, почему, например, не поставил того или иного игрока. Это наша «кухня». Они не знают, кто как готовился, как работал в течение недели, у кого микротравма, а кто с девушкой поругался. И если тренер что-то делает, он знает, почему поступил так, а не иначе.
— Один из основных вопросов, который сегодня волнует болельщиков, почему команда обыгрывает дома даже самых сильных соперников, а в гостях проигрывает тем, кто объективно слабее?
— Мы сейчас над этим плотно работаем. У нас есть всё для того, чтобы на выезде играть в том же стиле, в каком играем дома. Это и отличает хорошую команду от плохой. Нельзя быть уверенным в своих силах дома и неуверенным на выезде. Психология в чистом виде. Перед каждой тренировкой и после я говорю об этом ребятам. Вижу, что положительные сдвиги есть. Ближайший выезд, который продлится весь февраль и больше половины марта, будет показательным.
— Что нужно тренеру, чтобы выиграть чемпионат?
— Только поддержка болельщиков, ради которых мы и работаем. Ребятам важно знать, что в них верят, даже когда они проигрывают. Ради нашего зрителя мы и бьемся до последнего.
Надежда МОЛКУЦ