Авторизация

Войти
Забыли пароль?

Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь

Регистрация

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Максимальный размер файла: 2048 Kbytes
Допустимые форматы изображений: png, jpeg, jpg, gif
может использоваться как логин при входе на сайт
Допустимые символы пароля: . _ a-z A-Z 0-9 , не меньше 5 символов
капча
Зарегистрироваться
19:26
21 Декабря, суббота
Найти
13 Февраля 2016 Количество просмотров новости: 1269

Страсть к собирательству

О том, что в городе существует клуб коллекционеров, знают далеко не все ревдинцы. Выставки экспонатов частных коллекций проходят редко, да и сами коллекционеры — люди не публичные. Но всё-таки двое из них решились рассказать о своём хобби. Это Сергей Тетерин, председатель ревдинского клуба коллекционеров, и краевед Сергей Новиков.

Сергей Тетерин и Сергей Новиков

Дед сам не понял, что сделал

Сергей Тетерин признается, что в когорту собирателей попал случайно:

— Когда мне было одиннадцать лет, мы копали в огороде картошку, дед выкопал десятикопеечник 1949 года, дал мне и сказал: «На, внук, собирай». Он, наверное, сам не понял, что сделал.

 

— Сергей Владимирович, вы предложили организовать клуб?

— Попытки объединить коллекционеров предпринимались в 2006 или 2007 году. Был репетиционный сбор в библиотеке имени Пушкина. Но время выбрали неудобное — посреди рабочей недели. Потом стали собираться на базе клуба Калейдоскоп, сейчас нам владелец бара «Три медведя» разрешает собираться по воскресениям у них.

 

— Что в основном собирают в нашем городе?

— Да всё, что угодно. Но чаще людей интересуют монеты. Причем самые разные, начиная от нынешних — мы их называем «ходячка», — вплоть до царского периода, до Петровских времён. Кто-то собирает медные монеты, а кто-то — серебро. Но это весьма затратный способ коллекционирования, не каждый может себе позволить. Есть такие, кто собирает спичечные этикетки. Есть коллекционер карандашей, уже пенсионер. Один собирает виниловые пластинки. Приходил мужчина, собирающий модельки автомобилей. Когда узнал, что любителей моделек у нас нет, спросил, где в Екатеринбурге можно найти таких. Мы отправили его в ДК Железнодорожников.

 

— Что отличает коллекционера от собирателя?

— Более осмысленное собирание материала, по определённой тематике. По примеру Сергея Григорьевича Новикова, который собирал значки о Ревде, я начал собирать значки с портретами людей, в честь которых названы улицы. Например, мне попался значок с изображением Воровского. Улица шесть или восемь домов, а значок есть. Улицу Гоголя почти снесли, а в моей коллекции значок с портретом Гоголя уместен.

 

— А вы сами что собираете?

— Сложный вопрос… В этом плане я похож на пылесос. Собираю всё подряд, а потом систематизирую. Если мне что-то становится не интересно, ищу тех, кому это надо, обмениваюсь. Больше всего интересует нумизматика. Можно собирать наши монеты, а можно, как мы говорим, «иностранку». Можно делать «атлас»: одна страна — одна монетка. Почему я стал нумизматом? У меня были хорошие педагоги по истории  Марина Михайловна Кирдина и преподаватель географии Виринея Николаевна Братцева.

 

— Сколько у вас монет?

— По количеству не считал, по весу, наверное, килограммов двенадцать. Но в коллекции главное не количество, а качество материала. Бывают часто повторяющиеся экземпляры, тогда качество должно быть почти идеальным. А есть редко попадающиеся экземпляры, тогда качество уже не так важно.

 

— Многие собирают те же календарики, открытки. Из них можно создать коллекцию?

— Коллекцию можно сделать из чего угодно. Есть люди, собирающие предметы по какому-то направлению. Например, ко Дню Победы те же значки, монеты разных стран, открытки. Если человек занят одной тематикой, то у него появляются предметы со всего мира. Всё шире и шире круг его интересов.

 

— Какая-то необычная коллекция у вас есть?

— Одно время собирал чайные коробочки. Не железные, а картонные. Особая гордость — чай Ленин. Видел чай Сталин, но купить не успел. Это было лет семь назад, стоил дорого. Есть коробочка чая из Аргентины, где написано не привычное «Tea», а просто «Te». Можно находить такие вот ляпы и брак — это отдельный вид коллекционирования. Но это очень редко.

 

— Филателисты серьёзные есть?

— Марки — это вообще отдельная тема. У нас серьёзные коллекционеры, но один из них недавно бросил это занятие по той причине, что почтовое ведомство стало в большом количестве шлёпать марки, но цена на них как на золотые яйца. Раньше генеральную коллекцию собрать было можно.

 

— Что такое «генеральная коллекция»?

— Полная коллекция всех марок одной страны. Марки разделяются на коммеративные — посвящённые какому-то событию. Если коммеративная марка наклеена на почтовый конверт и погашена штемпелем официального гашения, цена сразу повышается. Если письмо ещё прошло через почту — было отправлено адресату, то стоимость еще выше.

 

— Сколько марок может быть в генеральной коллекции?

— За время существования СССР выпущено 6538 марок. При этом попадаются разновидности. Их в генеральной коллекции может быть около семи тысяч. Разница бывает по цвету, например: оранжевая, коричневая. Есть варианты желтая и чёрная. Еще бывают разные зубчики и без зубцов. Особенно в 50-е годы были всевозможные варианты, и такие марки пытались подделать. Но любой коллекционер может сразу определить, фабричные зубцы или нет. Марки печатали на обыкновенной и офсетной бумаге, с фоном или без, с клеем или без. Есть различия по цвету клея и водяным знакам. У нас в городе живет коллекционер, который собрал генеральную коллекцию Российских марок с дореволюционных времён. Его фамилию я называть не буду. Есть мужчина, собирающий марки на тему живописи. У него тоже большая коллекция.

 

— А есть у нас в городе коллекции, которые тянут на российский уровень?

— Если смотреть на то, что собрал в своих музеях Сергей Григорьевич Новиков, то да. Кстати, музеи входят в областной реестр. А таких коллекционеров, которые бы светились на областном уровне и даже на общероссийском, знаю. Но они не любят заявлять о себе.

 

Коллекционирование — одно из направлений исследовательской работы

Сергей Новиков, краевед, автор книг о Ревде говорит, что его к собирательству побудил информационный голод:

— Коллекционирование связано с моими краеведческим интересами. Это моя информационная база. Например, надо узнать, когда основали УПП ВОС, а у меня есть значок 1986 года «40 лет УПП ВОС». Я владею, наверное, самой полной коллекцией значков по Ревде, сделан электронный каталог. Монеты начал коллекционировать как педагог иностранного языка, привозил из англоязычных стран. Брал самые простые: цент, доллар, полдоллара. У меня довольно большая коллекция бабочек, но не самая полная в городе, у Сергея Ивановича Нагорнова она больше. Он ещё и народный орнитолог. Когда человек коллекционирует что-то, то может не иметь профессионального образования, но многое знать в определённой области. У него была большая коллекция птичьих яиц — он подарил её Юрию Федотову.

 

— Что для вас определяет весомость коллекции?

— Такое понятие, как раритет. У меня в коллекции есть комсомольские значки 1923, 1924 года. Еще один раритет — почтовая триада. Участник 19 съезда комсомола получил приглашение в специальном конверте со специальной маркой, погашенной специальным штемпелем и отдал всё это мне. У нас в Ревде есть коллекция икон, которая является лучшей в области. Её можно назвать раритетной.

 

— Что вы ещё собираете?

— Наверное, у меня самая полная коллекция календариков. Систематизировать и оформить её руки не доходят. А самое сложное в коллекционировании — оформить. Есть календари с героями мультфильмов. Это пример советского мультипликационного жанра. Есть коллекция ременных блях — особый вид коллекционирования, связанный с изучением военной тематики. Отдельно могу сказать о коллекции дембельских комсомольских значков — армейских самоделок. Наградная система у нас простенькая, а хочется же выделиться, выглядеть героями, и комсомольские значки многие украшали. У меня есть целая страничка таких значков, например, с танком из нержавейки. Есть страница членских пионерских и комсомольских значков, они стандартные, но различаются по цвету и штампу завода-изготовителя. Их изготавливали и на Монетном Дворе, и на сувенирных фабриках.

 

— Значки собирают многие, а какие виды коллекционирования можно назвать редкими?

— Про карандаши Сергей уже говорил. Два или три человека собирают подстаканники. Я знаю девушку, у которой до двухсот подстаканников. Есть люди, занимающиеся коллекционированием наград. Это запрещено законом, но разве увлечение запретишь?

 

— Вы считаете, что нельзя запрещать коллекционировать что-либо?

— Тема эта деликатная, наверное, те, кто продаст награды своих предков, поступит более аморально, чем тот коллекционер, который их приобретёт. Знаю много случаев, когда человек только умер, а его награды уже продают.

Есть законы, которые позволяют найти «щели». Например, у полковника милиции могут висеть на стене сабли и ружья, а если у учителя, то это уже нарушение закона. Недавно у меня изъяли газовый «Вальтер», хотя все разрешительные документы на него были. Не удивлюсь, если узнаю, что он у кого-то в коллекции или в личном пользовании.

Ходить с металлоискателем тоже можно не везде. И довольно непонятна норма о том, что любая вещь старше 50 лет может быть отнесена к предметам старины. Например, монеты 1965 года подходят под эту категорию, а монета 1966 года ещё нет.

Неясности в определении статуса коллекционера вообще, он сформулирован в абстрактном виде. И это одна из тем, которой бы не хотелось касаться. Бывают трудности при продаже экспонатов коллекции, и при их обмене. Но страсть к коллекционированию в людях жива. Мы готовы проводить тематические выставки, рассказывать о своих коллекциях. И приглашаем таких же, как мы, на заседания клуба.

Коллекционеры собираются в 12.00 в баре «Три медведя» каждое второе и четвёртое воскресение месяца.

Беседовала Наталья РАКИНА









Веб-камеры Ревды