Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
Вот это для мужчин — рюкзак и ледоруб.
И нет таких причин, чтоб не вступать в игру,
А есть такой закон — движение вперед,
И кто с ним не знаком, навряд ли нас поймет.
Ю.И.Визбор
Увлечение и фанаты
Наши увлечения зачастую прививают нам родители, делая это целенаправленно и осознанно. Почти до подросткового возраста такая ситуация остается лишь желанием родителей видеть себя на нашем месте, но наступает момент, когда мы сами для себя определяем, как двигаться дальше: «это мое, мне нравится», либо «стоп, хватит, в жизни есть много другого, чем бы я хотел заниматься».
Раньше туризм был сугубо моим увлечением, и помимо друзей, с которыми я путешествую, он мало кого интересовал вокруг меня. Однажды дочь Диана попросила рассказать, как прошел поход. С тех пор появился ценитель моего увлечения, можно даже сказать поклонник. Я стал не просто ходить и наслаждаться природой, а стараться делать наброски рассказа, который буду повествовать дочери. А она, в свою очередь, привлекла своего братика, моего младшего сына Кирилла, и теперь у меня уже фанклуб. Дальше — больше, детям стало мало моих рассказов, и они пошли со мной в поход. Походная жизнь изнутри и во всей её красе их не напугало, а только разожгла интерес, и я искренне этому рад. Некогда осуждающий взгляд детей, что я покидаю их, сменился на сожалеющий о том, что не могут пойти со мной.
2500 километров до Терскола
Целью моего предстоящего похода было восхождение на Эльбрус — его самую высокую вершину — 5642 метра. Конечно, подобные восхождения — это удел альпинистов. В какой-то степени мне тоже хотелось испытать себя — приобщиться к альпинизму и видеть мир с высоты птичьего полета. Описывать эти чувства сложно. Надо видеть самому. Поэтому все больше и больше тянет высоко в горы. У меня уже был опыт восхождения на Тянь-Шань и Эльбрус. Но покорить высоту более 5 тысяч метров еще не удавалось. Попытка подняться на вершину Эльбруса в 2014 году не получилась из-за погодных условий.
В этом году вновь решил испытать судьбу. У меня есть единомышленники, как в Ревде, так и Екатеринбурге. В Екатеринбурге — это муниципальный туристический клуб «Ракета», у которого был запланирован в мае поход на самую высокую гору России и Европы. Благодаря поддержке руководства нашего завода, я присоединился к этой команде. 30 апреля мы отправились покорять Эльбрус.
Нам предстояло на двух автомобилях преодолеть расстояние около 2500 километров в юго-западном направлении. Наш путь пролегал по Пермскому тракту в сторону Артей, на Саратов, Самару, Балаково, через Волгу на Волгоград, в Калмыкию через центр города Алиста, Минводы, Ставропольского края до поселка Терскол Карачаево-Черкесской республики. Терскол — это место, где необходимо пройти первоначальную акклиматизацию. Поселение расположено на высоте около 2200 метров над уровнем моря, и в первые дни организм ощущает легкую эйфорию.
Опираясь на прошлый опыт покорения Эльбруса, мы решили изменить схему маршрута и для начала подняться на вершину горы Чегет высотой 3741 метр.
В Терскол мы приехали вечером и сняли хорошую комнату в доме, где можно будет ночевать, и оставлять лишние вещи.
Горное кафе «Чегет»
Первый день. Утро. Открываю глаза и тут же смотрю в окно: солнечно, небо голубое, вершины гор чистые. Радость разливается по всему телу. Для людей, которые идут в горы, самое главное, чтобы во время восхождения повезло с погодой и хватило времени. Завтракаем, выходим. У подножия горы Чегет снега уже давно нет, местами зеленеет трава, и распускаются первые лесные цветы. На подъеме замечаем, что зима немного подкорректировала дорогу, ведущую наверх — она завалена упавшими деревьями или попросту размыта. Необыкновенное удовольствие подниматься по крутому каменистому склону, видя перед собой величественного великана Донгуз-Оруна. Склоны горы очень круты. Местами снег, под воздействием солнца, превратился в лед, и этот эффект придает горе неповторимый глянец.
Поднявшись до одноименного кафе «Чегет», переодеваем обувь. Заснеженные склоны тому причина. Пришло время для «пластов». Это горные ботинки, в основном состоящие из специального пластика и жесткой подошвы. Нога помещается в них в специальном теплом чулке, и альпинист довольно комфортно чувствует себя, стоя на крутом склоне. Нельзя обойти вниманием те легендарные места, где нам посчастливилось побывать. Кафе «Чегет» стало знаменито памятными столиками певца, актера, журналиста и альпиниста Юрия Визбора, а также певца и актера — Владимира Высоцкого. В этом кафе снимали фильм «Завтрак с видом на Эльбрус». Да, панорама бесспорно шикарная, сложно передать словами. Трудно сразу сказать, что тебя больше восхищает в этот момент — вид на Эльбрус или легендарность этого места.
Идем дальше, поднимаясь, приятно себя утешать тем, что обратно идти под горку. Но, к сожалению, в горах это не всегда так — отдав силы на подъеме, бывает спуститься по обледеневшему склону гораздо тяжелее, чем подняться. Шаг за шагом — и вершина под нашими ногами. Боже, как же приятно стоять на вершине горы, которая казалась недосягаемой. Заснеженные вершины Эльбруса безлюдны, погода стоит, как по заказу, а на восхождение никого нет. Просто народ только начинает акклиматизироваться, и подвергать свое здоровье огромному риску желающих нет. Фото на память и спускаемся в Терскол. Вечером на общем собрании решаем, что сделаем акклиматизационный выход с поляны Азау, которая расположена на отметке 2350 метров, до станции «Мир» — 3500 метров.
Приют «Бочки» 3780 метров
День второй. Утро солнечное, но горы слегка затянуты облаками. Сегодня, чтобы не тащить тяжелые ботинки, решено надеть их сразу. При подъеме мы встречаем обгоняющих нас спортсменов. Эти товарищи через несколько дней будут участвовать в скоростном забеге по горным извилистым тропинкам на Эльбрус. В голове не укладывается, как можно забежать на 5642 метра. Да уж, действительно, нет предела человеческим возможностям. Я еще понимаю, если это были бы единицы участников, но как мы позже уточнили — 200 спортсменов со всего света. Львиная доля это, конечно же, представители тех стран, где есть хорошая тренировочная база: Австрия, Россия, Германия, Франция.
Доходим до станции «Мир», и начинает портиться погода, горы уходят в облака, ветер усиливается, повалил снег. Прячемся за скалу, готовим на горелках обед. После отдыха погода только ухудшается, принимаем решение продвинуться до приюта «Бочки» (3780 метров) и на этом сегодня остановиться. Несмотря на то, что снег идет плотной стеной, вешки, указывающие тропу, проглядываются. Немаловажно в горах быть ярко одетым, уже не одному альпинисту это спасло жизнь. Безусловно, в обыденной, повседневной жизни взрослый бородатый мужик будет глупо выглядеть в ярком, салатного цвета костюме, желтых рукавицах или красной шапке. Здесь — это залог того, что тебя хотя бы не выпустят из вида.
Поднявшись до приюта «Бочки», разворачиваемся и спускаемся вниз, на свое постоянное место пребывания. На сегодня все.
Установка высокогорного лагеря
Третий день. Предыдущим вечером коллегиально было решено часть снаряжения «закинуть» на высоту, где будет базироваться наш небольшой лагерь. Утро вновь встретило чистым, голубым небом. На него я в этот раз смотрел уже без доверия, но все равно был рад, что для начала погода хорошая. Благодаря действующей канатной дороге за достаточно короткий промежуток времени мы оказались на станции «Мир». Это значительно сократило нам дистанцию и сэкономило время. Оставшийся подъем с 3500 до 4220 метров преодолели пешком. Местные джигиты на своих мощных мотоконях (снегоходах) соблазняли забросить нас наверх за чисто символическую плату. Мы соблазну не поддались, хотя хотелось.
Установка высокогорного лагеря — это отдельная тема. Во второй половине дня Эльбрус показал свой своенравный характер, что достаточно усложнило наше базирование. Для тех, кто не знает, расскажу, как нужно устанавливать палатку в горах. Для начала выбирается место с учетом направления ветра, выкапывается яма под палатку, глубина ее зависит от того, будете вы строить снежную стенку или нет. Я бы порекомендовал и яму глубже сделать, и снежную стенку повыше. Растяжки крепятся на ходовые палки, которые втыкаются в снег, и плотно утрамбовываются. Казалось бы, все просто, ан, нет. Высота более 4000 метров на Эльбрусе даст вам знать о себе горной болезнью, со всеми вытекающими последствиями — повышением давления, легким головокружением от разряженного воздуха, тошнотой и потемнением в глазах. Поэтому, выкопав яму под двухместную палатку и выстроив стенку из снежных кубов, вам будет казаться, что вы построили новый 9-этажный дом. «Радости» добавит сильнейший ветер со снегом при скорости 26 метров в секунду.
Установив палатку и сделав закладку, мы, с чувством выполненного долга, спускаемся вниз, в Терскол. Завтра вернемся, чтобы окончательно укрепиться на этом склоне и ждать окна для восхождения на вершину.
На станции «Мир»
Четвертый день. Вечером мы узнаём сводку погоды в МЧС — она, к сожалению, не утешительна — на все оставшиеся у нас в запасе дни сулила непогоду.
— Не расстраивайтесь — это горы, всякое бывает, нужно ждать. Вдруг ночью фронт поменяется и вам повезет, — сказали нам в МЧС.
— Ребята, запомните, сколько я живу, Эльбрус стоял, стоит и будет стоять. Возвращайтесь живыми! — сказал почтенный дед Масхуд, хозяин дома, в котором мы ночевали.
Два года назад мы в это же время штурмовали Эльбрус. По сводкам МЧС, тогда на горе при различных обстоятельствах погибло десять человек. Большая часть людей гибнет из-за собственной глупости. Кто-то — от обморожения, кто-то теряется в непогоду, кто-то просто, не рассчитав силы, замерзает, обессиленный высотой на полпути назад, а у кого-то останавливается сердце от горной болезни.
Утром внизу шел дождь, значит, наверху идет снег. Наш вагончик поднимается по канатной дороге возле станции «Мир». Его поглощают плотные, полные снега облака. На станции «Мир» стоит памятник советским солдатам, погибшим в годы Великой Отечественной войны при освобождении Эльбруса от немецких войск. Подготовленные, хорошо оснащенные воины высокогорного подразделения «Эдельвейс» беспрепятственно укрепились на высоте 4200 метров и контролировали ее в течение долгого времени. Трудно представить, что пришлось преодолеть солдатам, перед которыми стояла задача советского командования — сбросить немца с Эльбруса.
В память о героических людях и в преддверии 71 годовщины победы в ВОВ мы решили посвятить свое восхождение тем временам и Великой Победе. Отдав дань уважения, двинулись к нашей «заброске». Установили три палатки, выход которых был направлен в сторону скал, и можно было наблюдать, как альпинисты проходят акклиматизацию, двигаясь то вверх, то вниз по склону.
Попытка подняться на высоту 4850 метров
Пятый день. Ночь прошла с головной болью, высота, все-таки дает о себе знать. Выглянув из палатки, понимаю, что пришла пора взяться за лопаты. За ночь выпало достаточно много снега, и пока одни его откидывают, другие готовят завтрак. Еда на высоте тоже приобретает специфический вкус и не доставляет никакого удовольствия: закидываешь в рот только потому, что нужно есть, иначе не будет сил двигаться.
По-прежнему идет снег и дует сильный ветер. Пока видно вешки (яркие палки с красными флажками, своего рода указатель прохождения тропы) решаем подняться до скал Пастухова на высоту 4850 метров. На подъеме к нам присоединяются небольшие группы альпинистов: то отстают, то обгоняют. Чем выше, тем ветер все больше усиливается. Страшно подумать, что творится на вершине. Вдруг в какой- то момент замечаем, что вокруг просто пропала видимость — сплошное «молоко». Стоим где-то примерно на высоте 4750 метров, пытаясь разглядеть вешки вверх, либо вниз. Народ тоже пропал, никто не обгоняет, не спускается. На секунды проясняется, и видим, как идущие ниже нас группы развернулись и срочно спускаются вниз.
Мы тоже возвращаемся в свой лагерь и ждем завтрашний предпоследний резервный день. На всякий случай назначаем дежурного, вдруг прояснится ночью. У каждой горы есть определенное «окно» — промежуток времени, в который можно стопроцентно безопасно и комфортно подняться на вершину. У Эльбруса это время с 04.00 до 12.00, а еще все зависит от того, на какой высоте вы находитесь (базируетесь). Коммерческие группы с приюта «Бочки» на ретрактах к скалам Пастухова вообще начинают забрасывать с 02.00 ночи.
В ожидании погоды
Шестой день. Ночь не порадовала, снег не прекратился, у нас оставался последний день. Было принято решение не тратить силы на еще один бессмысленный рывок в «молоко», а восстановить их — лечь пораньше спать и по возможности использовать свой шанс. Целый день в ожидании погоды кажется вечностью, долгие мучительные минуты, медленно перетекающие в часы. Все сконцентрировалось на вершине и погоде.
Немаловажную роль в горах играет психологическая подготовка. «Физику» можно подтянуть, а вот моральное состояние альпиниста в экстремальных условиях нарабатывается на практике и с годами. Огромную роль играет команда. Есть сплоченность — будет результат даже в отсутствии результата. По старой сложившейся традиции просим у горы разрешения на выход и ложимся спать.
И снова высота не поддалась
Седьмой день. Уже в полночь просыпаемся от того, что в палатке тяжело дышать и голова трещит. Оказывается, нас почти завалило снегом. Вставать и откапываться нет никакого желания, расталкиваем снег руками, не открывая палатку, и ложимся спать. Но какой уж тут сон: снег сыплет так, словно кто-то стоит и сверху лопатой кидает его на палатку. Послышался шум мотора ретракта, неужели кто-то пошел на восхождение?
Четыре часа утра. Встаем, откапываемся и понимаем, что про восхождение можно забыть. Снегу выпало столько, что от наших палаток остались только макушки, тропа наверх завалена по пояс. Горечь и разочарование! В такой момент все понимают фатальность ситуации, но все равно ждут команды руководителя. Взгляд в строну непокоренной вершины, едва заметный для всех вздох, и сухое мужское: «Спускаемся».
Спускались с гор молча. Внутри чувствовалась пустота, недосказанность, незавершенность. Все скрыто, по-мужски, боролись с поражением. Подъемник, как назло, медленно опускал нас в «зеленку» (местность, где есть растительность), а бескомпромиссный снег хлестал в окно вагончика, не оставляя шанса увидеть вершину.
При регистрации в МЧС о возвращении с маршрута нам сказали, что ночной шум ретракта был не восхождением, а спасательной операцией. В ста метрах выше нас сняли двух швейцарских альпинистов с остановкой сердца, одного, к сожалению, спасти не смогли. Еще один турист перевалил в непогоду за восточный склон, его так и не нашли.
Наверно, в этом и есть философия гор. По сути, мы боремся не с непогодой и всевозможными лишениями — а сами с собой, мы поднимаемся не на вершину горы, а на вершину своего осознания и восприятия действительности. Уезжая, пообещали вернуться еще раз на эти красивые и своенравные горы.
Александр ПОПОВ, бухгалтер централизованной бухгалтерии ОАО «СУМЗ»
БЛАГОДАРНОСТЬ
От лица туристов нашей группы — любителей активного отдыха — хочу выразить огромную благодарность и признательность руководству Среднеуральского медеплавильного завода и лично Багиру Валерьевичу Абдулазизову за поддержку и организацию похода на Кавказские горы «Эльбрус-2016».
Итоги.
Вернулись домой 10 мая. Все наше путешествие заняло 11 дней — 4 дня на дорогу и 7 дней в горах. Поднялись мы на вершину горы Чегет — 3741 метр. Максимально достигнутая нами высота на склоне Эльбруса — 4750 метров. Нам не хватило одного ясного дня.