Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
Вера Саламатова — довольно известный в творческих кругах художник, выпускница ЦДО, ученица Лидии Николаевны Павловой, руководителя изостудии «Штрих». Она была победителем всевозможных всероссийских, областных художественных конкурсов. Классе в седьмом Вера пришла в информационный центр «Спектр», она — автор логотипа газеты «Кактус» и именно в «Кактусе» увлеклась компьютерной графикой. Я расспросила ее о своей взрослой жизни, работе, увлечениях, о планах на будущее.
— Вера, сразу видно, что ты — очень творческий человек. Как давно увлекаешься рисованием?
— Я рисую с самого детства, буквально, сколько себя помню. В детском саду нарисовала попугайчика маме на день рождения. Мне настолько этот процесс понравился, что я продолжала рисовать и рисовать. А в изостудию ЦДО пошла по совету одноклассницы. В то время меня не могли отдать в художественную школу — не было денег на платное обучение. А изостудия — это бесплатный кружок, и нет особых рамок, программы, педагоги индивидуально помогают раскрывать творческие способности.
— Кроме рисования чем-нибудь увлекалась?
— Одно время играла на гитаре, училась в ЦДО. До сих пор гитара дома лежит, расстроенная, не в лучшем своем состоянии. Подростковый период моего взросления на ней сильно сказался.
— Какую свою картину, пусть даже корявенькую, ты запомнила?
— Это была копия девушки в цветах одной английской художницы. Она рисует акриловыми красками. Очень яркие у неё работы, живописные, фантазийные. Абсолютно вся цветовая гамма в них присутствует, никаких смешанных и тусклых цветов. Только рисовала я тогда гуашью. Передача цвета была важна. И мне очень понравился результат.
— В изостудии у тебя были какие-то весомые награды?
— Их было много, если честно… Были победы в различных конкурсах, начиная с городских, заканчивая всероссийскими. Темы работ были абсолютно разными, что, собственно, развивало. Самым высоким достижением считаю премию президента. До неё нужно было войти в лидеры двух областных выставок, где участвовали изостудии со всей области. Наша создавала календарь с портретами великих полководцев и картинами важных битв. В итоге мы заняли первое место. На втором этапе лучших учеников разных изостудий собрали вместе, мы выполняли творческое задание. Это был натюрморт с натуры. Я заняла первое место и меня выдвинули кандидатом на премию президента. До момента её вручения не верила, что стала победителем. Казалось, всё происходит не со мною, или это чья-то шутка.
— Ты рисуешь то, что ты видишь, или образы возникают в голове?
— Бывает, картина возникает абсолютно спонтанно: села рисовать какого-нибудь мальчика на лужайке, а получился дракон (смеётся). Вдохновение вообще возникает спонтанно, здоровские работы рисуются буквально за час-два. А бывает, целую неделю у меня ничего не получается.
— Был ли переломный момент, когда ты думала: «Всё я больше никогда не буду рисовать»?
— Таких моментов не было, а творческие кризисы, когда не рисовала месяц, два и даже три, бывали. Был такой период, когда я бросила учебу и начала искать работу. Но это, скорее, финансовый кризис, а не творческий. Когда всё устаканилось, начала больше времени уделять рисунку, а с апреля того года погрузилась в компьютерную графику. Иногда делаю эскизики на бумаге, выполняю портреты на заказ и прочее, но больше времени всё-таки уделяю компьютерной графике.
— Если рассматривать работу с холстом, что бы ты выбрала для рисования?
— Простой карандаш и масло, аромат у него просто божественный. Года два назад рисовала копию картины Шишкина «Утро в сосновом бору», очень трудоёмкая работа. Процесс длился около двух месяцев, он многому меня научил. В училище я больше изучала структуру тела, природу практически не рисовали. А тут — лес, передача «утреннего настроения», ну и сами животные. Это была самая кропотливая моя работа.
— С чем у тебя ассоциируется запах масляной краски?
— С томатами… Когда они зреют в теплице, там такой запах. В художественном училище свои запахи были. Вместо разбавителя там пользовались скипидаром. А вот дома пахнет именно томатами. Запах довольно-таки едкий, родители его не любят, он очень сказывается на растениях и на аквариуме. Но рисовать маслом всё равно очень хочется.
— Вера, что тебя вдохновляет?
— Часто работы других художников. Стараюсь перенять их опыт, используя «стадик», либо «реф». «Стадик» — это рисование с фотографии, а «реф» — перенос фрагмента, например, складок ткани с портрета. Надо понять саму структуру материала.
— Какие художники нравятся?
— Сейчас их и не вспомню, больше работы запоминаю, чем «ники»… У европейского художника Аптеруса Графикса, например, работы впечатляют. В направлении «модерн» нравится Густов Климт. Иногда прям «залипаю» на его работах. У него более-менее реалистичные женщины, плюс геометрические фигуры, узоры. А его золотая коллекция — это действительно что-то шедевральное.
— Помнится, ты говорила, что хотела съездить на пленер на Чусовую.
— Да-да-да! Есть в сторону Шали село Чусовское. Туда ездят в основном «худпеды» с Урала и Питера. Там рисуют с натуры очень живописную местность — старые домики, реку Чусовую, природу, всё вдохновляет. Постараюсь найти время туда съездить, ведь рисование с натуры больше развивает навыки…
— Есть город, где хотела бы жить?
— Если выбирать, где жить, то лучше в лесу, подальше от шумного города. Но и некоторые места в городах тоже очень вдохновляют настроением, атмосферой — всякие уголки тёмные, узкие улочки, к примеру, как в Италии.
— Хочется съездить в Италию?
— Хочется в Японию! Это одна из любимейших стран. Хочу увидеть цветение сакуры. Хотелось бы побывать и в храмах, и в районе Токио — Ахикабара. Это, можно сказать, район игровой индустрии: там есть абсолютно всё, что связано с играми, с аниме. Давно хочу туда.
— Ты художник-реалист. А как относишься к абстракции, авангарду?
— Нормально. Есть очень хорошие работы в этих направлениях. Кто-то и не понимает, что это за клякса, а я нахожу в ней искры вдохновения, улавливаю определённое настроение автора. Больше, конечно, нравится в таких работах смешение цветов.
— Практиковалась в стрит-арте, аэрографии?
— Был опыт. В училище разрисовывали стену военкомата. Нас было человек десять со всего факультета, надо было изобразить битвы. Из всех представленных работ выбирали два варианта, оба были мои, и я руководила всем процессом. Работа получилась действительно шикарная. Больше подобного опыта не было.
— Сейчас ты — признанный автор. Учеба давалась легко?
— Не всегда. После 11 класса я однозначно выбрала художественное училище имени Шадра. С моими предметами по ЕГЭ документы взяли только на дизайнера. Учеба шла более-менее нормально, пока больше времени уделялось живописи, рисунку и так далее. А когда на третьем курсе началась композиция, поняла, что дизайн — не моё. Работать над созданием всяких там упаковок, фирменных стилей не хотелось.
Я стала подбирать более подходящий для себя вуз. Выбор пал на Санкт-петербургскую академию имени Штиглица. Сейчас стремлюсь именно туда. Нашла работу, стараюсь подкопить денег, чтобы оплачивать в Питере жильё. Сейчас основная задача — подготовиться к поступлению. Надо развиваться в абсолютно всех направлениях, должна уметь многое, ведь планирую работать с компьютерной графикой. И вообще, универсальные авторы всегда востребованы. Хотя иногда работодатели ищут художников по определённым направлениям, но умение рисовать в разных жанрах, увеличивает мои шансы получить в дальнейшем достойную работу.
— Если не секрет, где работаешь?
— В сервисном центре Екатеринбурга. А вот кем? Если в совокупности, то, пожалуй, исполнительным директором, потому что многое делать нужно.
— И рисовать успеваешь. На сайтах выкладываешь свои работы?
— Да, практически везде, это сеть vk.com, сайты virink.comt, jizart.tumblr.com. Есть сайт www.artstation.com для более продвинутых художников, но пока стесняюсь туда свои работы выкладывать, всё-таки это профессиональная среда. На японский сайт pixiv.me тоже не суюсь, изучаю японский, не весь сайт еще переведён.
— Какой совет ты бы дала начинающим художникам?
— Перенимать опыт у «старых» мастеров — копировать их работы. Ну, и чаще рисовать с натуры — это очень помогает развиваться.
Виолетта Трушкова