Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
Как вы проводите свой отпуск? Что предпочитаете — зарубежное море или российские просторы? Пальмами и голубым морем уже никого не удивишь. А что если вы отправляетесь на отдых, который вас мотивирует к туристическим подвигам? Например, пройти тропой через гору Фишт, на которой 40 лет назад погибло более 20 туристов? О вдохновении, красоте и мощной энергетике гор расскажем вам в нашей рубрике «Путешествуем вместе» с оператором телекомпании «Единство» и инструктором по горным лыжам Вадимом Макаровым.
— Большинство моих знакомых в летний отпуск стараются уехать куда-нибудь на море, к солнцу, к пальмам. Но ты прямо ломаешь систему! Расскажи, как тебя занесло на горный Кавказ?
— В этом году мы решительно игнорировали идею поехать на море. У нас в Ростовской области живут родственники, и мы, когда есть возможность, в отпуск едем к ним в гости. Случается это не часто, примерно раз в два-три года. И вот по дороге к ним мы все-таки выехали к морю в Сочинском районе. Ну, раз уж при всем нашем игнорировании судьба все равно вывела на побережье, искупались. Побыли там дня четыре. И вот решили съездить на свое любимое место — это село Солох-аул. Находится оно примерно в 40 километрах от побережья. Туристов — никого. Два-три человека встречали. Зато там памятные места, горы, горная река. С некоторых мест можно увидеть верхушку знаменитой горы Фишт.
— Насколько я знаю, там, в селе, живет всего около 200 человек. Чего там делать-то?
— Да, живет немного. Но там действительно есть, на что посмотреть. К примеру, там располагается дом Кошмана — он привез в Краснодарский край чай и начал его выращивать. В доме, где он жил теперь музей. Есть там и каскадные водопады — «Девичьи слезы» и «Плачущий склонник». В ущелье стоит небольшой мужской Монастырь «Крестовая пустынь». В нем есть купель, где можно искупаться, и святой источник целителя Пантелеимона, где можно набрать воды. Причем, источник расположен выше купели. Незнающие туристы приезжают, сразу бегут в купель, а потом ниже по течению воду набирают. Но ведь тут купаются, вода информацию снимает, а они ее набирают. Там просто нет людей, которые им бы подсказали, хотя и сами понимать должны.
— Тут вы бывали и раньше, это понятно. Но как вы оказались в Адыгее?
— А мы вспомнили, когда были в Солох-ауле, что здесь должен проходить всероссийский туристический маршрут №30. И он, оказывается, есть. Маршрут 30 — это тропа для туристической недельной прогулки. Но начинается она в северной части Кавказа. Получается, если по ней идти, то можно увидеть снег, и перейти через гору Фишт на юг, к морю. Туда, где мы в тот момент находились.
— И вы решили идти?
— Мы решили хотя бы посмотреть на начало маршрута. У моей жены Татьяны подруга несколько лет назад переехала в Апшеронск. Это как раз в северной части, рядом с Майкопом, около границы с Адыгеей. Поехали через перевал Шаумян. Трасса эта идет через город Хадыженск, где варят знаменитое пиво. Слушай, Апшеронск — это не город, а «песня». Я таких ни разу не видел. Там каждый день можно ходить по экскурсиям. Простой рынок — уже практически музей. Правда, там цены ниже, чем в магазинах, зато все свое. Любая молочная продукция, рыба в любом виде, какой пожелаешь, а одних колбас — более ста сортов.... Ну, это ладно, не главное.
— Куда вы отправились в первую очередь?
— Сначала нас свозили в Гуамское ущелье. То, что мы увидели — это не передать словами. Красота, высота, глубина — фантастика. Природа там намного богаче, чем в Сочинском районе. По ущелью по узкоколейке ходит маленький поезд — один-два вагончика всего. Он поднимает туристов в гору, километров пять. Внутри — реликтовые самшитовые леса. И поразила одна вещь. Заходим в ущелье. Смотрим — люди идут, отмахиваются от чего-то веточками. Сначала не поняли, дескать, комаров что ли отгоняют? Потом смотрим на рельсы, на землю, на перила, на самшит — все полностью покрыто гусеницами. Самшитовыми огневками. Они сжирают всю листву. Наверху все в их паутине. Идешь, а они падают тебе на голову. Говорят, что в Сочи завезли растения из Китая во время строительства Олимпиады, а вместе с ними этих гусениц. На юге, в Сочинском районе, весь самшит уже съеден. Не знаю, как они попали через Кавказ сюда, на север. Тут должна быть зелень, а одни коряги торчат. Жалко очень.
— Но вы ведь не испугались гусениц?
— Мы дошли до верха, где конечная станция узкоколейки. Дальше идет узенькая туристическая тропа в поселок Мезмай. Очень известное место. Оттуда начинается тропа на плато Лагонаки в Адыгею. Тут мы окончили наш путь, потому что уже устали, прошли не малый путь. Нас с поселка забрали на машине.
— И на следующий день вы отправились на это самое плато?
— Да, но сначала посетили Хаджохскую теснину. Там пробивает себе путь в каньоне река Белая, которая начинается с горы Фишт. Там очень красивые водопады, искупались в горной реке. В общем, прогулялись, и поехали в горы на высоту 2200 метров. Представь, внизу 35 градусов тепла, наверху — 19. По пути как обычно есть пробы медовухи, вина...
— Как бы, снизу к верху холодает, а ты становишься теплее после дегустаций.
— (смеется) Да, хотя там всегда по глотку на пробу дают. Если серьезно, там еще мед разный, горный, чаи с плантаций, который тут же выращивают. И вот мы на плато Лагонаки. Тут открывается восхитительный вид. Там альпийские луга. Вдалеке — ледники, бегают табуны лошадей, овец. И с этого плато виден хребет горы Фишт. Мы видели его с южной стороны, а теперь уже присмотрелись с северной.
— В смысле присмотрелись?
— Именно с этого места начинается маршрут №30. По ней ходят еще со времен СССР. Про нее даже сериал был снят с Александром Абдуловым «Маршрут». Как туристы шли через Фишт и попали на Черное море. Я читал, что в таком походе картинка меняется с калейдоскопической скоростью. Километр прошел — один вид, еще километр — другой вид. И вот мы прикинули — смотрели на Фишт с юга, смотрели с севера. А не сходить ли нам в поход на будущий год? Отправить кого-нибудь нас встречать на машине в Сочинский район, а самим ехать в Адыгею.
— По этому маршруту может пройти не подготовленный человек?
— Думаю, сможет. Там есть инструктор, идет несколько дней подготовка к походу. Главное — выполнять все приказы инструкторов. Был несчастный случай. В 1975 году по этому маршруту проходила группа туристов. Дело было в начале сентября. И погода внезапно изменилась. Сильные порывы ветра, дождь резко превратился в снежную метель. Из 50 человек погиб 21 турист. Погода здесь непредсказуемая. Поэтому если идти по этой тропе, то на свой страх и риск. Страшновато, но горы заманивают.
— Что тебе запомнилось больше всего из поездки?
— Мощь гор. Здесь не такая природа, как в Сочи, незатасканная. Сидишь на скале, слушаешь пение птиц... Если фотографируешь, то ощущение, будто щелчок затвора эхом разносится по округе. Вот моя жена — фитнес-инструктор. И она точно подметила, оказавшись на плато Лагонаки, — это идеальное место, чтобы провести семинар, мастер-класс или просто тренировки по йоге. Здесь царят тишина и мощь. Это не передать словами. Спасибо нашим друзьям Александру и Елене, что они показали нам такие прекрасные места.
— Значит, горы тебя манят?
— Есть люди, которым нравится статика. Они приезжают на море, на пляж и лежат. Я не представляю, как можно две недели лежать, загорать и ничего не делать. Меня на море хватает максимум на два часа. У меня тяга к горам. У меня и жена любит динамику, движение. У нас с ней мысли совпадают. Это просто нужно почувствовать — стоять у подножья горы, смотреть вверх, представляя, какой она может быть высоты. Испить воды из горной реки. Это намного интереснее.
Андрей АГАФОНОВ