Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
С руководителем образцового вокального коллектива ансамбля «Глория» Ольгой Завьяловой мы встретились сразу после поездки в Санкт-Петербург, на Суперфинал международного конкурса «Салют талантов». Дарья Дорофеева, солистка «Глории», привезла оттуда диплом лауреата I степени. Мы поговорили с педагогом по вокалу о творческом развитии, о ревдинской вокальной школе и даже немного о шоу «Голос».
Хватит себя хаять
— Ольга Владимировна, ревдинцы достаточно часто становятся лучшими в вокальных конкурсах разного уровня. Можно ли сказать, что наш город – город вокалистов?
— А почему нет? Много музыкантов, сильная музыкальная школа, прекрасная вокальная культура. Если посмотреть шире – Урал ведь у нас весь поющий. Некоторые конкурсы, имеющие статус областных, посильнее иных международных будут. Поэтому здесь получить призовые места для меня гораздо почетнее. Мы — маленький городок, но, приезжая на конкурсы, большим городам фору даем. Это, может быть, нескромно, но, я считаю, что хватит себя хаять. Мы ничем не хуже крупных городов. У наших педагогов хорошее образование, большой потенциал. Мы многое можем дать ребенку.
Какая разница, где находится студия? На Суперфинале в Петербурге все члены жюри поставили Даше Дорофеевой высшие оценки – «десятки». Заслуженный артист из Мариинского театра Владимир Самсонов подошел потом к нам и сказал: «Когда объявляют город, РЕвда, мы удивлены. Ищем на карте эту мелкую точку и не понимаем – как вы там такие бриллианты выращиваете?!» Вот сейчас с нами выступал московский ансамбль «Домисолька». Они перед Путиным выступают, но мы с ними на одном уровне – лауреаты первой степени.
— Так в чем же секрет?
— Техническая составляющая, вокал — это всего 7% успеха. Я все время говорю про эмоциональный интеллект. Ты должен выйти на сцену и донести информацию. Заставить почувствовать зрителя то, что чувствуешь сам. Это дорогого стоит – пережить такие эмоции. Нужно знание себя, своих возможностей, различных вокальных направлений. Если все складывается, то выступление успешное.
— Родители приводят детей в ансамбль рано, еще в дошкольном возрасте. И это, наверное, больше их нереализованные амбиции…
— Когда ребенок только начинает дома петь перед зеркалом, родители уверены, что у них растет вокалист. И ведут его в студию. И тут важно найти баланс между желанием ребенка, желанием родителя и возможностями ребенка. У каждого свой, индивидуальный путь. Каждый идет разными шагами. Надо слышать и понимать своего ребенка. Раньше, когда я росла, педагог был авторитетом, он был всегда прав. Сейчас каждый родитель уверен в уникальности, в исключительности своего ребенка. И предъявляет к педагогу повышенные требования. И ужасно, если педагог их не оправдывает… Но педагогам «Глории» в этом смысле повезло. Наши родители – наши единомышленники, мы с ними на одной волне. Их любовь чувствуется, и желание творить только растет. Наша главная задача – научить детей жить интересно, мне так кажется. Чтобы они потом шли по жизни не серой массой, а были незаурядными. Пока сил хватит, будем их воспитывать вместе с родителями.
Школа талантов
— Чему, кроме вокала, учат в «Глории»?
— Мне хотелось бы, чтобы «Глория» была своего рода школой талантов. У каждого есть своя ниша, свои вокальные способности. Не все должны быть солистами, не в этом успех ребенка. Я тоже не солист, пою в ансамбле. У нас, например, есть студия звукозаписи. Ребенок, может, будет что-то записывать, но он все равно будет соприкасаться с вокалом. Когда у парней мутация голоса, им вообще в самый раз заниматься всеми этими информационными технологиями. Еще у нас есть проект «Эстрадный театр юных дарований», это театральное, актерское направление... Мэтры, народные артисты на всех мастер-классах говорят одно и то же: дайте ребенку больше возможностей попробовать себя в самых разных видах творчества! Нам хочется воспитать не просто исполнителя, нам хочется воспитать настоящего музыканта.
— Ваш коллектив можно без преувеличения назвать семьей. Ребята здесь проводят много времени. Вы видите, как они растут, меняются, раскрываются…
— Да. Родители сегодня, к сожалению, не успевают обмениваться эмоциями с детьми. А последним этого очень не хватает. Бывает, в студии ребенок начинает откровенничать и вдруг спохватывается: представляете, я даже маме этого не говорю… Мы не проводим какие-то специальные беседы, просто человеку не с кем поделиться мыслями эмоциями, сомнениями. Может, ребятам в «Глории» поэтому и комфортно, что они находят здесь и поддержку, и друзей, и настоящих себя?!
— Вы ко всему подходите со своими, особыми мерками. К репертуару тоже? Есть ли у коллектива так называемые «вечные» песни, визитная карточка?
— У нас занимается 12 групп, это очень много. И каждый год мы стараемся найти новый репертуар. Каждый год – новая программа, новые песни. Если это популярная мелодия, придумываем новую аранжировку. Некоторые руководители жалуются, что нет достойных песен. Это не так. Вокальные аранжировки делаем сами. Детских песен, вопреки расхожему мнению, тоже не стало меньше. Есть детские композиторы, у которых можно их покупать. Это недорого. Бывает, что песни выкладывают на форумах педагоги. Мы постоянно в поиске, не останавливаемся. Я могу прийти с работы в десять вечера и всю ночь проискать мелодию. Это как хобби, мы все этим увлечены. И не только педагоги – дети тоже. Причем старшие ребята приносят на удивление хорошие образцы. Интересно, что сейчас дети перешли к зарубежной музыке 80-х годов, только в новых аранжировках.
Это всё – шоу!
— Сегодня на телевидении очень много появилось различных певческих шоу, в которых принимают участие и взрослые, и дети. Тот же «Голос». Как вы к нему относитесь?
— «Голос» — просто шоу, в котором может поучаствовать любой человек, у которого есть деньги и который готов пройти через эту мясорубку. Увы, эти проекты ничего не дают. Есть вопросы и по репертуару. Почему маленькие дети поют взрослые песни? Да потому что это шоу! Я смотрю на это с профессиональной точки зрения: обращаю внимание на подбор репертуара, сценодвижение. Кое-что интересно, интересно иногда послушать дельные замечания. Мы, взрослые, с большим багажом знаний, понимаем, как это потом можно применить. А вот как это все действует на «маленький» мозг?
— Родители во всем видят возможности. Не секрет, что в больших городах их в разы больше. А вам никогда не хотелось уехать из Ревды в какой-нибудь большой город?
— Не знаю, как-то не задумывалась об этом. Хотя, если честно, предложений было много. Но когда всю душу вкладываешь в любимое дело, чувствуешь поддержку коллег, видишь радостные глаза детей, заботу и понимание родителей, ты не готов просто так все бросить и уехать. Да, в больших городах больше возможностей… Но родители иногда не понимают, что они вкладывают огромные деньги в никуда. У меня здесь чудесный кабинет, любимые коллеги, с которыми вместе уже много лет творим, всё свое, всё рядом... Мне работа приносит удовольствие. В этом плане я счастливый человек. Это и хобби, и все остальное.
Жить вместе интересно
— В следующем году «Глории» исполнится 20 лет. Дата – серьезная.
— Смотрю на своих выпускников и понимаю, что они успешные люди. Потому что могут свое творчество применить в самых разных сферах. Некоторые из них, Настя Пашкова, Ксения Юсупова, Ольга Южанина, своих детей привели заниматься в «Глорию». Это очень важно и это мне, как бальзам на душу. Многие дети с нами по 13 лет вместе, вы только подумайте! И нам интересно жить вместе. Помимо того, что ребенок просто выходит петь на сцену, мы до ночи декорации делаем, костюмы придумываем. И это тоже творчество! У нас есть разные педагоги, и мы дополняем друг друга. Все время придумываем какие-то проекты. Сейчас вот второй год занимаемся «Оливье-бум», родительским шоу. Нынче прямо очередь из участников.
— А расставаться с выпускниками научились за это время?
— Этому нельзя научиться. В этом году выпускается ансамбль юношей и группа девочек «Аллегро». Я не знаю, как я это переживу. Половину сердца от себя отрываешь каждый раз. Предыдущих выпускников, группу «Форте», тоже было тяжело отпускать, но они второй год после выпуска ходят к нам. Детям тоже сразу оторваться сложно. Поздно, после институтов, они спешат сюда. Я этому только рада.
— С прошлым вроде разобрались, а что в планах?
— У нас начинается время гран-при. Первое из них ансамбль «Форте» получил в Екатеринбурге в 2014 году. Потом Даша Дорофеева взяла гран-при на международном конкурсе «Уральская звезда». Плакала, помню, на сцене, встать не могла… В декабре мы снова поедем в северную столицу на Суперфинал, туда, где будут выступать лучшие из лучших. Хотелось бы показать «космический» уровень. Сейчас будем продумывать номера, чтобы сразить жюри наповал. Нас часто называют РЕвдой. А я хочу, чтобы РЕвда стала РевдОй. Ревда, как Париж – ударение на последний слог.
Беседовала Надежда ГУБАРЬ. Фото предоставлено героем публикации