Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
Мы продолжаем рассказывать о том, как правильно взаимодействовать в обществе с людьми, которые не похожи на большинство из нас. Недавно мы развенчивали мифы о синдроме Дауна. А теперь поговорим об аутизме. Ведь 2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.
Автор: Мария САГДИЕВА, психолог Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Аутизм, или расстройства аутистического спектра (РАС), — термин, используемый для описания группы расстройств развития центральной нервной системы. Эти расстройства проявляются главным образом нарушениями в трёх сферах:
1.Общение
Родители могут отмечать первые проявления аутизма у ребёнка, когда ему исполняется год. Легкой формой аутизма считается нарушение контакта глаза в глаза — когда малыш не смотрит на взрослого при обращении к нему и не реагирует на речь. Ребенок может совершенно не улыбаться при любой попытке родителя его насмешить или, наоборот, смеяться тогда, когда для этого нет никаких оснований.
Дети с аутизмом чаще всего в общении используют жесты и то, только чтобы обозначить свои нужды и получить желаемое.
Ребенок с подобной проблемой не способен находить контакт с одногодками, другие дети его просто не интересуют. Малыш с аутизмом всегда находится в стороне от других детей и предпочитает играть самостоятельно, а любые попытки присоединиться к его играм заканчиваются истериками и капризами.
Еще одним отличием ребенка с аутизмом от обычного малыша возрастом 2-3 года является то, что они не играют в ролевые игры и не способны придумывать сюжет игры. Игрушки не воспринимаются, как целостные предметы. Например, ребенка с аутизмом может интересовать только колесо от машинки, и он будет часами его крутить вместо того, чтоб катать машину.
Ребенок с аутизмом не отвечает на эмоциональное общение родителей, но если мама пропадает из виду, такой малыш начинает проявлять беспокойство.
2. Разговор
У детей с аутизмом до 5 лет и позже наблюдается выраженная задержка речевого развития или мутизм (полное отсутствие речи). Что касается возможности дальнейшего речевого развития (после 5 лет), всё зависит от тяжести течения заболевания — при запущенной тяжелой форме аутизма ребенок может вообще не начать говорить или обозначать свои потребности короткими словами — кушать, пить, спать. В большинстве случаев речь если и присутствует, то она несвязная, предложения лишены смысла и представляют собой набор слов. Многие дети с аутизмом говорят о себе в третьем лице, например, «Маша спать», «Ваня играть» и т.д.
Наблюдается аномальная речь. Если задать такому ребенку вопрос, он может лишь повторить последние слова или ответить что-то не имеющее отношения к теме. В большинстве случаев дети-аутисты не реагируют на собственное имя, когда их кто-то зовет.
3. Поведение
К стереотипному поведению детей-аутистов можно отнести следующие действия:
— Концентрация внимания на одном занятии: это еще называют зацикленностью. Ребенок может на протяжении нескольких часов строить башню, крутить колесо от машинки, собирать один и тот же пазл. При этом отвлечь его внимание на что-то другое очень сложно.
— Выполнение ежедневных ритуалов: дети-аутисты чувствуют дискомфорт и беспокойство, если привычная для них обстановка изменяется. Такие изменения, как перестановка мебели в комнате, переезд в новую квартиру могут спровоцировать у малыша глубокий уход в себя или выраженную агрессию.
— Повторение определенных движений много раз подряд: при стрессе или при попадании в непривычную обстановку ребенок с аутизмом может бессмысленно повторять много раз одни и те же движения, например, качать головой, раскачиваться в стороны, теребить пальцами.
— Развитие страха: при часто повторяющихся стрессовых ситуациях у такого ребенка развивается агрессия даже по отношению к самому себе.
Каковы причины развития заболевания?
С аутизмом рождаются, он не появляется из-за внешних воздействий. И в том, что у ребенка аутизм, нет ничьей вины. Это расстройство, в возникновении которого играет роль комплекс факторов.
Очень большую роль играют генетические факторы: нарушения на уровне генов, молекул, хранящих в себе информацию о том, как должен формироваться и развиваться человеческий организм.
Установлено, что в возникновении аутизма играют роль экология, состояние организма матери во время подготовки к беременности, течение беременности и родов, а также некоторые инфекции и некоторые лекарственные средства, принимаемые матерью во время беременности.
Сочетание генетических и средовых факторов влияет на формирование головного мозга и изменяет развитие и поведение ребенка. Аутизм не возникает из-за небрежного, грубого или отстраненного отношения к ребенку.
К расстройствам аутистического спектра (РАС) относятся: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, органический аутизм и аутистическое расстройство. Все эти термины описывают разные проявления одного и того же нарушения. Аутизм часто сочетается с другими нарушениями. Значительная часть людей с РАС (от 25 до 50%) имеют сопутствующую умственную отсталость, часто у них имеются расстройства моторики и координации, проблемы с желудочно-кишечным трактом, нарушения сна. Для людей с РАС также характерны особенности восприятия информации, трудности с концентрацией внимания и раздражительность.
Раньше некоторым детям с аутизмом ставили диагноз «умственную отсталость», потому что они не могли устно отвечать на вопросы. Сейчас доказано, что у большой части детей с аутизмом вообще нет когнитивных нарушений.
В России официально используется диагноз «ранний детским аутизм», от которого уже отказались в Европе, США и других странах, потому что научно доказано, что ребёнок с аутизмом становится взрослым с аутизмом.
По международным данным, сегодня аутизм диагностируют у каждого 68 ребёнка в мире.
Как воспринимает окружающий мир ребенок с аутизмом?
При аутизме ребенок, как правило, не может соединить в одну цепочку детали каких-либо действий. Ребенок с аутизмом почти в каждом случае не может отличать одушевленные предметы от неодушевленных, а человека видит не как единое целое, а в качестве «набора» отдельных частей тела. Все окружающие внешние влияния (прикосновения, свет, звук, тесный контакт) оказывают на ребенка с аутизмом раздражающее действие, поэтому он чаще всего замыкается в себе и отказывается идти на контакт даже с близкими людьми.
Интеллект у ребенка с аутизмом
У значительной части людей с аутизмом интеллект соответствует норме. Главной их особенностью является избирательный интеллект. Это означает, что дети с аутизмом могут проявлять отличные успехи в определенных отраслях наук — рисовании, математике, чтении, музыке, но при этом существенно отставать по другим предметам.
Существует такое понятие, как савантизм — это состояние, когда аутичный ребенок или взрослый очень одарены в какой-либо определенной области. Известны случаи, когда человек с аутизмом мог точно воспроизвести мелодию, которую слышал всего один раз, или быстро вычислить в уме сложные примеры.
Самыми знаменитыми людьми с аутизмом являются учёный Альберт Эйнштейн, режиссёр Вуди Аллен, актёр Энди Кауфман, музыкант Боб Дилан.
7 распространённых мифов об аутизме
1. Аутизм — это болезнь. Нет, это особенность развития. Аутизм не лечится никакими средствами, нет никакой чудо-таблетки от него.
2. Аутизм связан с прививками. Нет, это генетическое нарушение, с ним рождаются, а не приобретают из-за поставленных прививок в детстве или неправильного воспитания.
3. Аутизм — редкое нарушение. Сам по себе диагноз признали недавно, в некоторых странах он мало изучен. По статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) — аутизм диагностирован 1 человеку из 100. По статистике США — 1 человеку из 68. Аутизм более распространён, чем синдром Дауна и церебральный паралич, поэтому редким назвать его вряд ли можно.
4. У людей с аутизмом есть нарушения интеллекта. Если у ребёнка есть проблемы с интеллектом — это дополнительный диагноз. Конечно, если ребёнку с РАС не помогать развивать коммуникативные способности, то, безусловно, могут появиться проблемы с развитием и поведением.
5. Все люди с аутизмом — гении. Люди с аутизмом разные. Да, среди них есть те, кто может в уме решать сложные математические задачи и обладает феноменальной памятью, а есть люди и со средними способностями.
6. Люди с аутизмом агрессивны. Иногда их поведение может показаться странным только лишь потому, что они не могут иначе выразить свои потребности. Когда человек не может ничего о себе сообщить, не может согласиться или отказаться, он пытается всевозможными способами показать, что ему не нравится, привлекая внимание окружающих.
7. Люди с аутизмом замкнутые, не хотят общаться, и им никто не нужен. Это не так. Как и все, они испытывают потребность в общении. Им всегда есть что сказать, просто сложно это сделать. Поэтому нужно вовремя найти альтернативный способ коммуникации.
Как рассказать ребенку, кто такой человек с аутизмом
Нужно чаще говорить, что у нас у всех есть отличительные черты и свои особенности, не все мы одинаковые. При этом фокусировать внимание нужно на преимуществах, подмечать положительные стороны. Толерантность формируется с детства.
Чем раньше мы детям расскажем о разнообразии людей, тем спокойнее им будет расти, с ощущением, что особенности развития — это нормально, а вовсе не страшно.
Разговаривая со своим ребенком, необходимо подчеркнуть, что ребенок с аутизмом — это такой же ребенок, как и он, только он чувствует мир иначе. Всё, что вокруг, этот ребенок видит и слышит по-другому. Слишком громкие звуки или слишком яркие цвета его пугают, а что-то может наоборот так сильно нравиться, что он не отрываясь это разглядывает. Ребенок с аутизмом просто с рождения чувствует незащищенность. Ему нужно больше времени, чтобы понять, что рядом с мамой и папой он в безопасности, что когда улыбаются — это хорошо, а когда плачут — плохо. И много других вещей. А пока он всего этого не поймет, ему страшно. Поэтому он закрывается, а некоторые даже из-за этого не могут научиться разговаривать. Некоторые дети с аутизмом совсем не разговаривают всю жизнь, но могут выражать свои мысли жестами, рисунками или даже стихами.
Если вдруг ребенок с аутизмом запаникует от того, что кто-то рядом, то лучше просто отойти, чтобы дать ему успокоиться. Дело в том, что он быстро устает, если кто-то слишком долго находится рядом. Можешь спросить: «Хочешь, чтобы я отошел?». Если ответит «да», то не надо обижаться, нужно просто отойти на время.
Детей с аутизмом могут напугать громкие звуки, шумные компании, яркие огни. Некоторых даже пугают прикосновения. Так что не надо хватать его за руки.
Ребенок с аутизмом никогда никого не ударит. Он сам настолько беззащитен, что не может постоять даже за себя. Так что бояться не надо, это по природе очень добрые дети.
Надо объяснить ребенку, что если он хочет кому-то другому рассказать об особенностях своего друга с аутизмом, то надо говорить: «Петя с аутизмом», но не «Петя аутист».
Есть еще несколько правил для общения с ребенком с аутизмом
Не говорить сразу много слов. Говори или спрашивай коротко. Неправильный вариант: «Скажи, пожалуйста, ты хочешь играть с моей новой желтой машинкой?» Правильно спросить: «Ты хочешь играть с этой машинкой?»
Говори всегда прямо без намеков и переносных смыслов. Если ребенку с аутизмом сказать: «Тебе за это голову оторвут!», то он воспримет это буквально и будет переживать, что ему действительно оторвут голову, что его жизнь из-за этого оборвется.
Не торопись. После своих слов не спеши и не жди ответа тут же. Дай время подумать. Но если тебе долго не отвечают, то можешь повторить еще раз вопрос.
Поговорите об его увлечениях. Часто дети с аутизмом бывают очень увлечены каким-то одним делом, в котором хорошо разбираются и любят об этом говорить. Разговор об увлечении — хороший способ подружиться.
Не настаивай. Если с тобой не хотят играть в какую-нибудь игру или отвечать на вопрос, то не нужно настаивать на этом.