Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
Они очень разные, так не похожие на стереотипный образ библиотечного работника. Потому что сегодня библиотекарю некогда сидеть на месте. Его задача увлечь, приоткрыть ребенку бездонный и бесконечный мир книг. Как они это делают, и кто привил любовь к чтению им самим? В преддверии Всероссийского дня библиотек (27 мая) мы записали монологи об этой «тихой» профессии.
«Каждый ребёнок здесь ожидает чуда»
Татьяна ЕГОВЦЕВА, библиотекарь старшего абонемента ЦГБ имени Гайдара:
— В библиотеке я работаю давно. Поначалу я работала в школьной библиотеке. Мне всегда нравились книги. В библиотеке особая атмосфера общения с детьми, более доверительная, спокойная, немного удивительная даже. Каждый ребенок здесь немножко ожидает чуда. В детстве моей любимой книжкой были «Приключения Петрушки» Волкова.
Помню особый таинственный библиотечный мир в своем детстве и старенькую женщину-библиотекаря, которую звали Зоя Васильевна. Книг в той библиотеке было совсем немного, и мне в то время, а это был первый-второй класс, хотелось прочитать все. А они помещались буквально в пяти-шести шкафах. Очень любила стихи. Блока, Тютчева, Плещеева, Майкова мне нравилось учить наизусть. Я эти стихи учила и рассказывала одноклассникам, подружкам. Громко, четко, с выражением. Меня внимательно слушали и мне это очень нравилось. Наверное, это всё тоже сыграло свою роль в выборе профессии. Впечатления, сохранившиеся с детства, отразились на всей дальнейшей жизни.
28 лет назад я получила средне-специальное библиотечное образование. И где бы я потом ни работала, мне всегда хотелось работать именно с детьми. Видеть их восторг, их удовольствие или внимание. А потом еще в конце беседы чувствовать, что дети хотят прочитать книги, о которых я рассказала. Значит, я смогла достучаться до их души. Одним словом, я люблю свою работу и считаю, что это для меня счастье.
Дети очень меняются, я свой жизненный путь начинала учителем начальных классов. Дети были намного внимательнее и, может быть, зажатее где-то даже. Это чувствовалось. Современные дети другие, иногда излишне свободные. Но читать они по-прежнему очень любят. Мои дочери читали запоем, мои внуки самым удивительным подарком считают книгу! Ее листают, разглядывают, просят старших почитать вслух. Книга — живая. Ее читаешь, трогаешь эти листочки, пахнущие краской, это просто завораживающий процесс.
Нынче спросом пользуются приключения, фантастика. Дети любят мечтать, это заметно. Любят фантазии, небылицы, волшебство. Видимо, им что-то хочется изменить в жизни, сделать ее интереснее. У нас таких ребят много на старшем абонементе, куда приходят дети 10-14 лет. Вы знаете, те дети, которые читают всё детство, хотят к нам ходить и в 10, и в 11 классе. А мы этому только рады. Встречаем, как старых знакомых. Общаемся, беседуем. Библиотекарь, я считаю, наполовину психолог, и беседовать с читателями мне очень нравится.
Есть «вечные» книги. Это, конечно, наши любимые классики. «Золотой ключик» Толстого разве когда-нибудь устареет? Очень много и отечественных, и зарубежных произведений, которые еще нас с вами переживут.
Сама я сейчас больше читаю по работе, потому что мы постоянно готовим обзоры новых книг. Я очень люблю выбирать для чтения детям душещипательные, трогательные отрывки из произведений. Потом ребята приходят, спрашивают эти книги, бывает, даже через несколько месяцев. И вот это самое большое удовольствие — осознавать, что они помнят, они хотят прочесть.
«Библиотека — это навсегда»
Наталья ХАЙРУЛЛИНА, заведующая детской библиотекой имени Бажова:
— Мне всегда нравилось читать книги, я и сейчас много читаю. Библиотекарем я стала, будучи уже педагогом, просто решила поменять работу. И вот я уже здесь 10 лет. Здесь, в принципе, та же самая работа с детьми. Мне повезло еще потому, что наша библиотека для малышей и на тот момент у меня были маленькие дети. Они всегда были при мне, всегда читали книги, нам было интересно работать вместе. Сейчас у меня третий ребенок маленький, поэтому история продолжается. Снова читаем разные детские книжки. Сынок любит читать современных авторов. Сейчас появляется много книг издательств «Эгмонт» и «Поляндрия»: замечательные рисунки, книги красивые, рассказы познавательные.
В малышковой библиотеке у нас книжки игровые, с кармашками, это такое занимательное занятие! К нам приходят читатели, которым еще и годика-то нет. Они просто смотрят картинки, знакомятся с книгами. И это важная часть развития ребенка. Родителям это тоже нравится. У нас в Ревде много родителей, которые знают и понимают, что детей нужно приучать к книгам с раннего детства. Это стало особенно заметно, когда мы переехали в новое помещение. Заинтересованные родители приходят и уже спрашивают конкретную книгу для ребенка, предположим, двух-трех лет. Они следят за новинками, это приятно.
Библиотека изменилась, хотя книги остались теми же. Мы все также проводим занятия, каждое воскресенье в 11 часов мы проводим мероприятие для дошколят 3-5 лет и их родителей. Семейные праздники, совместные чтения, познавательные игры… Изменилось оснащение. У нас есть интерактивный стол, на котором есть разные развивающие задания, появились сенсорные игрушки. Но не стоит путать, это все-таки библиотека, а не бесплатная игровая комната, где можно оставить ребенка поиграть. Сначала все-таки нужно приучать ребенка к книгам.
Библиотекарь малышковой библиотеки — это, мне кажется, очень добрый человек, который постоянно играет с детьми, читает им, всегда поможет и всё найдет. Да, что-то вроде книжной феи. Конечно, быть всё время феей немножко тяжеловато. На работе выкладываешься полностью. Энергию черпаю в книгах, которые читаю вместе с детьми.
Мне кажется, библиотека — это навсегда. Может, что-то еще изменится со временем, появятся новые информационные услуги. Но книга всё равно будет. У нас берут по многу книг, читают по-прежнему много.
«Трёхлетние дети сами выбирают книжки»
Ксения ЮСУПОВА, библиотекарь детской библиотеки имени Бажова:
— Можно сказать, что библиотекарем я стала случайно. Это случилось четыре года назад. Наталье Николаевне (Хайруллиной), моему непосредственному начальнику, требовался библиотекарь. До этого я работала педагогом-организатором в ЦДО. Захотелось сменить профессию…
Свою работу я люблю за то, что постоянно здесь общаюсь с детьми. Мы же с дошкольниками работаем, а они все такие интересные, необычные, глаза горят. Все думают, что библиотекарь только книжки выдает, целый день сидит на одном месте. А на самом деле это далеко не так. Мы проводим разные мероприятия, ведем библиотечную работу, заполняем документы. Придя на работу, я не знала, что придется столько писать! Мы пишем сценарии, при этом нужно учесть особенности возраста, знать, что читают дети, чем интересуются.
Многие родители по-прежнему выбирают для детей Барто, Михалкова и Маршака. Но кроме них есть множество современных писателей, российских и зарубежных. Мы сами эти книги читаем, чтобы быть в курсе. Многим детям очень нравятся книги Роба Скоттона про котенка Шмяка. Там прекрасные картинки и совсем немного текста. Малыши выбирают книги, которые пищат, поют. В которых есть окошки… А родители удивляются — они таких книг и не видели!
К нам приходят и за книгами по воспитанию ребенка, по психологии. Спрашивают: «А как мне развить двухлетнего ребенка»? Мы подбираем книги, журналы, советуем. Библиотекарь — он сегодня и психолог, и аниматор, и педагог, и художник, на все руки мастер. Такая вот профессия, не заскучаешь.
Мне всё нравится. Нравится, что читателей приходит много, нравится, что родители стали приводить малышей. Раньше считалось, что с библиотекой нужно знакомиться в первом классе. Удивлялись: у вас от 0 до 5? Представьте себе, у нас трехлетние дети сами выбирают книжки. Да еще и с родителями спорят. Пришла двухлетняя девочка недавно, просит книжку про горшок для Феди, ни на какую другую не соглашается. Это такая забавная книжка про то, как медведь к горшку приучался.
Любовь к книгам начинается с чтения на ночь. Можно читать еще ребенку, который в утробе, трехмесячному и так далее. Начинать с устного народного творчества, потом переходить на стихи. Мы сейчас с дочкой читаем про паучка Яна, это новая детская книжка, очень интересная.
«Любовь к чтению идёт из семьи»
Татьяна АШИХМИНА, библиотекарь младшего абонемента ЦГБ имени Гайдара:
— Сама атмосфера библиотеки особенная, везде книжки, меня это всегда привлекало. Работать в библиотеку я пришла 8 лет назад. Сразу сюда, в детскую. Библиотекарь сегодня — это активный, позитивный человек, который любит общаться с детьми, с людьми, меня именно это в профессии привлекает. Сегодня чтобы научить ребенка читать, мы предлагаем разнообразные новые формы.
Современные дети всё-таки читают мало, их больше привлекает наглядность, различные информационные технологии. Поэтому мы готовим для них презентации книг, различные литературные игры, викторины, ежегодно оформляем игровые выставки, предлагаем конкурсы.
Ребят всех времен привлекают приключения, познавательная литература. Например, серия «Почемучкины книжки» сейчас переиздана и ее с удовольствием читают. Писатели, которые были в нашем детстве, тоже пользуются спросом. Это и Драгунский, и Носов, и Успенский. Это, конечно, заслуга родителей и бабушек. Последних, кстати, в большей степени. Есть у нас на абонементе и Жюль Верн в сокращенном варианте, адаптированный для младших школьников. Конечно, ребятам нравится, когда много красочных иллюстраций. Берут веселые рассказы о школе. Некоторые книги перечитывают по нескольку раз и жалеют, что нет продолжения.
Приятно, когда родители говорят, что у детей увеличилась техника чтения, что они полюбили книжки. Гордость возникает, позитив, хочется делать больше, предлагать еще больше нового. Библиотекарь постоянно развивается, много читает. Знакомимся с биографиями писателей, скоро будет 90 лет со дня рождения Софьи Леонидовны Прокофьевой, я сейчас перечитываю ее книги.
Профессия во многом меня изменила. Научила достигать поставленных целей, научила скрупулезности.
Любовь к чтению идет из семьи. У нас в семье любили читать. Школьные библиотекари тоже постоянно что-то предлагали, рассказывали. Наша учительница договаривалась с библиотекой, и мы шли туда на урок. Сейчас я приучаю к чтению уже своих детей. Читаем вместе, рассказываю биографию писателей. Вот сейчас, например, купила билеты во Дворец уультуры на сказку про Питера Пэна. Чтобы заинтересовать и потом познакомить с книгой.
«Благодаря детям мы молодеем»
Наталья ЛОПОРТ, ведущий библиотекарь ЦГБ имени Гайдара:
— Знаете, что я заметила? Что больше всего дети читают во втором классе. Не знаю, почему. То ли они научились читать и у них появился какой-то интерес, то ли по другой какой причине… В третьем классе они тоже читают активно, а к четвертому классу интерес потихоньку идет на спад. А потом второй всплеск интереса — когда с младшего абонемента дети переходят на старший. Может, выбора становится больше… Сейчас же строго, мы не можем выдавать детям книги, которые не предназначены для их возраста. Но если родители дают разрешение ребенку читать книги не по возрасту, мы, конечно, такие книги выдаем. Но таких ребят немного. Сейчас совершенно другое поколение, у них другие интересы.
Я бы не сказала, что дети читают мало. Они читают. Они посмотрели мультфильм, детский фильм, увидели что-то в Интернете — и приходят в библиотеку. Но, к сожалению, не всегда у нас есть такая книга. Удерживаем интерес по-другому. Стараемся заинтересовать подобной литературой. Иногда получается.
Приятно, когда родители благодарят за то, что ребенок начал читать, что у него появился интерес к книгам. Радует, что мы что-то положительное даем детям, что наша работа не пропадает даром.
Мне, как библиотекарю, всегда хочется большего. Мечтаю о комнате сказок и об информационном центре, где дети могли бы прийти и позаниматься за компьютерами. Сейчас компьютеры стоят на абонементах и в читальном зале. Если ребенок пришел, а в читальном зале идет занятие, он поработать за компьютером уже не может. Комната сказок — это вообще давняя мечта. Место, где будут разные необычные атрибуты, сказочные персонажи, где можно будет устраивать праздники. Дети любят сказки, в этом смысле их душа не меняется, остается прежней.
Очень люблю общаться с детьми, это меня и удерживает на работе. Дети дают позитивный заряд, необычную энергию. Благодаря детям мы молодеем, несмотря на возраст. А ведь у меня уже больше 30 лет библиотечного стажа.
Возможно, всё начинается с детства. Я помню, как в детстве мне отец читал книги. Я бы не сказала, что очень была увлечена детской литературой, хотя «Волшебник Изумрудного города» произвел на меня огромное впечатление, которое осталось на всю жизнь. Потом был Пушкин, я за один вечер прочитала все его сказки! Отец очень любил читать. Дома у нас всегда были журнал «Крокодил» и «Роман-газета». Я больше читала не детскую литературу, а взрослую. «Овод» Войнич прочитала в шестом классе, плакала очень. Много читала о войне, как и сейчас.
Очень благодарна своему педагогу по литературе — Валентине Васильевне Богданович. Кроме школьной программы она всегда предлагала нам что-то дополнительно почитать. Когда она представляла какого-то писателя, она представляла его как человека, много интересного рассказывала. Когда она читала стихи, в классе стояла мертвая тишина… Я сама из Белоруссии, окончила школу, не могла выбрать профессию, куда посоветовали, учиться не пошла. Уже потом, позже, окончила библиотечный техникум имени Пушкина в Белоруссии. Дома работала в массовой библиотеке: и с детьми, и со взрослыми. Дети больше привлекали, я даже вела детский клуб. Приехав в Ревду, продолжаю работать с детьми. Мои вчерашние читатели уже приводят в библиотеку своих детей. Привычка к чтению у них осталась и становится семейной традицией.
Времена меняются, но библиотека все равно останется. Потому что книга, которую ты держишь в руках, перелистываешь странички, это совсем другое. Чувство совсем не то. Картинки в книге — они живые. К каждой картинке, к каждой строчке можно вернуться, чтобы перечитать, переосмыслить. Это никуда не денется. Книга всё равно останется.