Авторизация

Войти
Забыли пароль?

Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь

Регистрация

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Максимальный размер файла: 2048 Kbytes
Допустимые форматы изображений: png, jpeg, jpg, gif
может использоваться как логин при входе на сайт
Допустимые символы пароля: . _ a-z A-Z 0-9 , не меньше 5 символов
капча
Зарегистрироваться
19:47
21 Декабря, суббота
Найти
31 Мая 2018 Количество просмотров новости: 4196

Как в Швеции живут провинциальные газеты. Которые, впрочем, уже не газеты. Специальный репортаж Евгения Зиновьева

В конце апреля редактор «Информационной недели» Евгений Зиновьев неделю пропадал в Швеции. Он прошел конкурсный отбор и попал в число 10 российских журналистов, которых компания «V.Menjoun, Konsult-översättningsbyrå» пригласила в образовательную поездку. Сегодня наш редактор рассказывает о том, как работают шведские СМИ, выходящие в провинциальных городках — таких, как Ревда.

Первая страница газеты VLT (г. Вестерос).

Газета, которую основали горожане

Евгений Зиновьев.

Из окна поезда Швеция конца апреля мало чем отличается от России середины мая — те же голые березки, та же пожухлая трава, едва начинающая зеленеть, те же раскатанные грунтовые колеи. Вот только проносится всё это за окном раза в два быстрее. Расстояние в 100 км между Стокгольмом и Эскильстуной поезд пробегает минут за сорок — российские электрички нервно курят в сторонке. Двухэтажные вагоны, мягкие кресла, откидные столики, USB-порты, wi-fi. Чистота. Едва ли не каждый второй пассажир сосредоточенно смотрит в раскрытый ноутбук.

Наверное, если бы Ревда вдруг оказалась в Швеции, она была бы Эскильстуной. В городе 64 тысячи человек, работают металлургические и машиностроительные предприятия. Но они нас мало интересуют — мы с коллегами направляемся в Eskilstuna Kuriren: типичное провинциальное СМИ Швеции.

От вокзала до редакции минут пятнадцать пешком. Машин на улицах очень мало, большинство местных жителей едут на великах, дорожки и парковки для которых есть повсеместно. На главной площади огромный памятник… дождевой капле — блестящая и стремительная стальная композиция высотой с пятиэтажку.

Нас встречает Алекс Воронов — политический редактор Eskilstuna Kuriren. Родился в СССР, мама русская, папа из Уганды, бабушка до сих пор живет в Великих Луках Псковской области. Алекс с детства живет в Швеции, но прекрасно говорит по-русски и учит русскому языку своих детей — говорит, что семья должна знать свои корни. Первым делом он рассказывает об славном прошлом издания, в котором работает. Благо, что рассказать есть чего.

Eskilstuna Kuriren ведёт свою историю с 1890-х годов. Тогда в Эскильстуне было около 11 тысяч жителей. Из них 1 тысяча скинулись по 5 крон (около половины месячной зарплаты рабочего в то время) в уставный капитал газеты. В тот момент в Швеции шла активная дискуссия о будущем страны, и эти неравнодушные горожане решили, что городу нужна газета, которая, в частности, будет продвигать либеральные идеи. Но когда газета встала на ноги и начала зарабатывать деньги, акционеры стали конфликтовать между собой.

Неизвестно, как бы сложилась судьба издания, если бы не J.A. Selander, который пришёл на должность главного редактора в 1920 году. Он выкупил большую часть акций, но не стал единоличным владельцем газеты, передав акции специально созданному фонду, который и управляет Eskilstuna Kuriren с 1940-х годов.

Портрет J.A. Selander’а, легендарного редактора Eskilstuna Kuriren.

Во время Второй мировой войны полиция трижды изымала тираж газеты из-за статей, которые писал J.A. Selander. Как известно, Швеция объявила о нейтралитете, но была окружена гитлеровцами — Норвегия и Дания были оккупированы, а Финляндия являлась союзником Германии. И Швеция позволяла Германии использовать свои железные дороги и прочую инфраструктуру, продавала Германии железную руду, за что J.A. Selander жёстко критиковал правительство. Портрет легендарного редактора висит в редакции на самом почётном месте. В городе установлен памятник ему. А часть улицы, на которой расположена редакция, названа его именем.

«Нужно готовиться к будущему без рекламы»

Сегодня Eskilstuna Kuriren — уже не газета, а успешное медиапредприятие. Тираж печатной версии (хотя и падает, как у всех) составляет 27 тысяч экземпляров на 150 тысяч населения, которое живет в Эскильстуне и ближайших коммунах. На сайт приходит около 120 тысяч уникальных пользователей в неделю — при том, что последовательно вводится paywall (платный доступ).

В редакции работает 50 человек. Это немного, говорит Алекс Воронов, раньше работало около 100. Но рекламные доходы падают, приходится сокращаться.

— Раньше люди за большую зарплату писали одну-две статьи в месяц, — рассказывает Алекс. — Теперь мы себе такого позволить не можем. Многих пришлось уволить, выплатив им годовую зарплату. Думаю, нам необходимо готовиться к будущему без рекламы и переориентироваться с доходов от рекламы на доходы от подписки. И наша журналистика должна быть такого уровня, чтобы людям за неё хотелось платить.

Подписка — это история далеко не только про бумажную газету. Шведы постепенно приучаются платить за доступ к информации в Интернете. Всё больше качественных СМИ берут деньги за доступ к своим сайтам. А эффективность сайтов оценивается не по посещаемости, а по тому, сколько денег переводят их подписчики.

Первая полоса газеты Eskilstuna Kuriren.

За журналистику Eskilstuna Kuriren читатели готовы платить — в 2017 году доходы от подписки впервые за много лет превысили доходы от рекламы. О качестве продукта говорит хотя бы тот факт, что журналист издания Матиас Столи недавно получил «Золотую лопату» — это премия, которая вручается в Швеции за лучшие журналистские расследования.

Матиас вывел на чистую воду «фабрику троллей», которую создали националисты. Некоторое время назад в редакции изданий либерального толка стали с неопределяющихся номеров звонить якобы читатели, якобы возмущенные теми или иными публикациями. Разговоры, в частности, шли о миграционной политике, о беженцах, о том, что «Швеция для шведов», и строились так, чтобы вызвать у сотрудников издания раздражение, спровоцировать их на резкость. Очень часто звонившим это удавалось. Впоследствии записи этих разговоров появлялись на Youtube и были перемонтированы так, чтобы выставить либеральных журналистов хамами и неадекватами. Когда Матиас Столи занялся этой темой, на Youtube было выложено около 500 таких записей — и их активно распространяли националисты.

— Я зарегистрировал в соцсетях несколько фейковых аккаунтов, наполнял их в течение трёх месяцев, чтобы они не вызывали подозрений. А потом с этих аккаунтов начал общаться с теми, кто распространял ролики, — рассказал Матиас о своем расследовании. — Через некоторое время мне удалось выйти на организаторов «фабрики троллей» и даже устроиться туда на работу. Мне прислали скрипты с вопросами, которые нужно задавать журналистам по телефону. Озвучили и расценки — если ролик с перемонтированной записью разговора наберет более 3 тысяч просмотров, я получу 1000 крон (около 7,5 тысячи рублей — прим.авт.).

После того, как Eskilstuna Kuriren опубликовала результаты расследования, популярность этих роликов резко снизилась. Но никого так и не наказали, потому что ни один из шведских законов эта «фабрика троллей» не нарушила. А за разговоры в Швеции не наказывают.

Вообще, рост националистических настроений — это проблема современной Швеции, которая в последние годы приняла множество мигрантов из Сирии, Ирака, Афганистана. Стало больше криминала. Подняли головы неонацисты. А националистическая партия «Демократы Швеции» на парламентских выборах 2014 года набрала более 12%.

Но Eskilstuna Kuriren сохраняет свою традиционную либеральную позицию. И Алекс Воронов, как политический редактор, обязан ее придерживаться, так как отвечает за раздел редакционных комментариев.

— Я один из двух сотрудников издания, которых берут на работу с учетом их политических взглядов. Второй — сотрудница моего же отдела, — говорит Алекс. — Если вдруг я изменю свои политические предпочтения, мне придется уволиться. Правда, в этом случае мне выплатят годовую зарплату.

Впрочем, менять свои убеждения Алекс не намерен.

Алекс Воронов — политический редактор Eskilstuna Kuriren.

Вкалывают роботы, а не человек

Севернее Эскильстуны, на другом берегу озера Меларен, расположен город Вестерос, не имеющий никакого отношения к сериалу «Игра престолов». Он побольше Эскильстуны — в нем живет около 140 тысяч человек. Но такой же промышленный. В общем — Первоуральск.

В Вестерос из Стокгольма ходит точно такой же поезд. И идёт он ровно столько же. На улицах города так же мало машин и так же много велосипедов. А вот издательский концерн VLT-media, который там базируется, помощнее — 28 местных газет, выходящих в городах средней Швеции, 20 сайтов, 48 мобильных приложений, 1200 сотрудников… Портрет основателя газеты висит на почётном месте. Рядом — принадлежавшие ему напольные часы 1805 года — редакционная реликвия.

Портрет основателя VLT и принадлежавшие ему часы.

В VLT-media работает Матс Викман — один из самых крутых в Швеции специалистов по цифровой журналистике.

— В газеты мы больше не инвестируем. Зачем? — говорит он. — Газеты — это рубка леса, это их развозка на грузовиках с выхлопными газами. Это не будущее. Вы знаете, сколько человек у нас делает газету? Один.

Матс Викман.

Как и везде, в VLT-media первый сайт был создан, как «зеркало» газеты в Интернете и средство публикации оперативных новостей. Позднее редакция перешла на принцип ONLINE FIRST (онлайн первичен), но и он уже ушел в прошлое. Актуальный принцип — ONLINE ONLY (только онлайн). Технологии производства газеты изъяты из редакции. Все журналисты работают исключительно на сайт и приложения. Каждый должен уметь писать, фотографировать, снимать видео, монтировать, вести трансляции с мест событий. У каждого есть рюкзак с полным набором нужных для этого гаджетов. А для того, чтобы из результатов журналистского труда сверстать газету, достаточно усилий одной скромной девушки, которая всё своё рабочее время проводит за компьютером.

— Современная журналистика — это не текст, а непрерывное цифровое повествование, — говорит Матс Викман. — Эксклюзивно для газеты мы не делаем больше ничего.

И за доступ к информации на сайте VLT читатели тоже платят деньги. Если раньше люди платили за информацию, покупая газету, почему они сегодня не должны платить за неё в Интернете? — так рассуждают в издательстве.

А еще в шведских редакциях, даже провинциальных, вовсю работают роботы — вместо журналистов. На роботов сгружают рутинную работу, где не нужно много думать и анализировать. Например, роботы пишут спортивные новости или новости о сделках на рынке недвижимости (в Швеции по закону открыта информация о том, кто какую недвижимость купил-продал и за сколько). Роботы занимаются обработкой большого объема данных. Правда, программирование даже одного робота-журналиста — дело совсем недешёвое, но редакции идут на такие расходы, понимая, что за этим будущее. И отставать от него — значит, оказаться на обочине.

Рабочие места сотрудников Svenska Dagbladet. Во всех редакциях, где мы были, столы регулируются по высоте: хочешь — работай сидя, хочешь — стоя.

Что расследуют шведские СМИ

Во время поездки мы, естественно, побывали не только в провинциальных, но и в столичных редакциях. В ведущем шведском издании Svenska Dagbladet говорили, в частности, о журналистике данных. Одно из расследований, основанных на изучении открытых данных, касалось врачей, которые получали деньги от фармацевтических компаний за то, что рекомендовали пациентам препараты их производства. В основу расследования легли документы о выплатах, опубликованные самими компаниями в формате PDF. В обычном электронном варианте эти данные никто не обнародовал, в том числе и по запросу редакции.

Что сделал журналист Svenska Dagbladet — он вручную забил все данные из PDF в таблицу Excel (на это ушла неделя). После чего выяснил, что выплаты на общую сумму в 5,8 млрд рублей (да-да, он специально для нас посчитал её в рублях) получили около 1500 врачей. При этом 40 врачей получили эквивалент 700 тысяч рублей. Затем журналист проследил связь между суммами выплат и позитивным отношением тех или иных врачей к тем или иным препаратам. На эту тему вышло около десятка публикаций. Скандал был большой. В результате правительство ужесточило правила — теперь шведские врачи обязаны сообщать о получении каких-либо сторонних выплат.

У нас, смотрящих на ситуацию, исходя из российских реалий, возник вопрос — а что же побудило фармацевтические компании опубликовать такой компромат на самих себя, пусть даже в PDFках? Оказалось, что само фармацевтическое сообщество решило это сделать во имя, так сказать, чистоты отрасли, социального благополучия, гражданского общества и всё такое…

Карикатуры на известных людей на стене редакции таблоида Expressen. Здесь и Барак Обама, и Владимир Путин, и королева Великобритании Елизавета II, и «наше всё» для шведов — футболист Златан Ибрагимович.

Если Svenska Dagbladet имеет репутацию респектабельного издания, то Expressen — типичный таблоид. Но не стоит судить по «одёжке» — внешнее оформление вовсе не свидетельствует о низком качестве журналистики. Таблоид Expressen неоднократно получал «Золотую лопату» — это главный приз, который вручается в Швеции за журналистские расследования.

Так, журналисты Expressen расследовали зверства иракской армии на освобождённых от ИГИЛ территориях. Одна журналистка устроилась работать уборщицей в больницу, чтобы выяснить, почему ежегодно в стране по 700 пациентов умирают от инфекционных заболеваний — взяв пробы, она обнаружила огромное количество бактерий и впоследствии рассказала, как больницы экономят на качественной уборке. Ещё одно расследование Expressen касалось известных политиков, которые под фейковыми аккаунтами пропагандировали в соцсетях националистические идеи.

А ещё в Expressen есть стандарт — с того момента, как стало известно о каком-либо событии, до первой публикации о нём должно пройти не более 180 секунд.

Обложка таблоида Expressen.









Веб-камеры Ревды