Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
В Ревде выступит Андрей Толстухин. Он же — Андрей Карат. Это абсолютно добрый и открытой души человек. И это чувствуется буквально во всем. А особенно — в его песнях. У него удивительный репертуар, который включает в себя и шансон, и лирику. Но главное, все его песни — живые. Потому что в каждой заложена настоящая история, реальная жизнь его друзей-авторов. Сам концерт пройдет в ноябре, но познакомиться с артистом ревдинцы смогут уже 26 октября на вечере «Брызги шампанского» и в нашем эксклюзивном интервью.
«Моя первая гитара стоила больше 13 рублей»
— Андрей, вы родились на Урале, в городе Кушва.
— Да, есть такой горняцкий город. Родной и любимый.
— Вот я к тому и клоню. Кушва — город рабочих. А вы — артист.
— К творчеству я тяготею с детства, еще со школы. И музыка стала моей судьбой, наверное, благодаря старшему брату. Он в то время слушал Битлз, Назарет — много было популярных музыкальных направлений. И магнитофон ламповый, с бабинами. Вот так я начал слушать музыку и увлекся ею.
— Ну, слушать музыку — это одно. Другое — петь. Наверное, оттачивали талант на разных школьных конкурсах?
— На самом деле, я поначалу эти самые конкурсы избегал. Это уже потом, когда стал постарше, начал активно везде участвовать и организовывать школьные мероприятия. Особенно любил выступать в ансамбле. И мы даже занимали весомые места в городе. В то время заниматься в коллективе было престижно. Менталитет был другой, советский.
— Многие артисты начинают свой творческий путь с инструмента.
— Да, и у меня была первая гитара. В тот период ее было очень сложно найти. Помню, как мы ходили по знакомым, по знакомым знакомых, выясняли, где ее взять. И нашли — в Воронежской области, на фабрике. Правда, сразу забрать нам ее не удалось. Там нужна была подпись на каких-то бумагах, а директора не было. Пришлось подождать. Только на следующий день мне отдали гитару. Как сейчас помню, она стоила чуть больше 13 рублей. И началось — первые аккорды, первые песни. Помню, мучил старших по двору, по школе, чтобы они меня научили. А потом поднабрался опыта и стал сам на слух подбирать музыку.
— Представляю. Наверное, первое время вообще с гитарой не расставались.
— Честно говоря, да. У нас во дворе был такой угол, мы там всегда стояли и пели. Интересно было. Тогда ведь не было интернета, по телевизору — всего два канала. Музыкальные передачи показывали редко. Если и были, ждали их всем двором.
Всему виной «Одиссей»
— И как удалось из дворового парнишки стать большим артистом?
— Ой, я себя так не называю. Даже смущаюсь, когда мне так говорят. Все со временем. Были люди, которые помогали. Были и поездки в Москву. Я им, честно, во многом благодарен. И на фестивале «Радио Шансон» в Лужниках выступал. Там тогда пел Григорий Лепс «Рюмку водки на столе», были Газманов, Шуфутинский. В общем, все звезды. Не мог поверить, что все это происходит. Я пел песню «Осень». Два года был в ротации на радио «Шансон». Были периоды, когда благотворительно выступал в детских домах, воинских частях, в местах лишения свободы.
— Вы даже за это получили медаль «Во имя жизни на Земле».
— Я не бравирую этим. Вы знаете, сейчас у меня нет такого стремления — быть везде популярным. Я никуда не рвусь. Мне интереснее показать свое творчество на уральской земле.
— Тогда такой вопрос. Что для вас творчество сегодня?
— Творчество — это без преувеличения моя жизнь. Я без него не смогу прожить. И оно действительно очень разное. Даже послушав диск, люди говорят, что все такое разностороннее. И такое есть, и такое. И это не эксперимент. Просто я беру и пою песни, которые мне нравятся. В основном, это песни моих друзей. Например, я был знаком с Игорем Новиковым. Его сейчас, к сожалению, уже нет с нами. Мой самый первый близкий друг и автор моих песен — это Михаил Сметанин. Мы с одного города и даже с одного двора. Интересный человек, который, в принципе, не писал песни. Он просто писал стихи для себя. А познакомились и подружились мы с ним случайно. Всему виной усилитель «Одиссей». Я слушал тогда винил, и полетели транзисторы. Мне подсказали, что в нашем дворе живет такой Кулибин и поможет починить. Я пришел к нему. Смотрю — гитара лежит. И все, завязалась дружба. Он был стеснительным человеком, но потом раскрылся. Я познакомил его с нашей группой, с которой начинали играть. В те годы он и написал для меня первую песню. Она называлась «Грустные глаза». Протянул ее мне, написанную от руки на обычном клетчатом листочке, и, смущаясь, сказал: «Ну она такая, дворовая». И вот я эту песню исполняю уже более 15 лет. Немного реанимировал, правда, музыку чуть изменил. Я, кстати, люблю живые аранжировки. Часто нанимаю музыкантов, гитаристов, барабанщиков, чтобы записать живой звук.
Вся жизнь связана с песней «Как молоды мы были»
— А сейчас сами пишете?
— Практически нет. У меня от Михаила осталось много песен. Есть, к примеру, новая композиция «Под звуки старого фоно». Она была еще в 90-х написана. Но по музыке там была обычная цифровка — гитарные аккорды и гармония. И через много лет я никак не мог ее вспомнить. В итоге полностью сам написал другую мелодию. И получилось, как мне кажется, удачно. Конечно, не с первого раза. Ведь надо, чтобы настроение располагало к написанию. Музыку писать непросто. Нужно, чтобы ты слышал песню, и она у тебя рисовала в голове какую-то картину из жизни, с чем-то ассоциировалась. Песни, бывает, вынашиваются годами. И сейчас у меня есть ряд песен, которые не дают покоя. Они были записаны в 90-х, но меня не устраивают аранжировки. Они ждут своего времени.
— Помимо авторских, вы иногда поете и известные песни?
— Это бывает как воспоминание. Я редко пою каверы на концертах. Максимум одну-две.
— На недавнем концерте в Асбесте вы вроде бы пели что-то.
— «Как молоды мы были». У меня вся жизнь с этой песней связана. Я ее пою с четвертого класса. Она для меня являлась жизненным прототипом. Представьте, я ее пою с четвертого класса, а она до сих пор жива! Я благодарен ее авторам.
— Можно сказать, что это песня вашей жизни?
— Думаю, да. И вообще, каждая песня, написанная моими друзьями, прошла какой-то жизненный цикл. Каждая песня написана не просто так. Она написана сердцем. Сейчас так не пишут... Очень много талантливых людей. И жалко, что многие о них не знают. Меня вот Михаил каждым своим текстом шокировал. Я говорил: «Миша, у тебя не текст, а шедевр!» И у меня нет понятия «любимая песня». Каждая живет во мне. Вот с Игорем Новиковым мы познакомились в 2000-х. Он подошел ко мне во время какого-то концерта и спросил: «Вы Андрей Карат?» Я говорю: «Ну да». А он: «Я Игорь Новиков, я пишу тексты». И вот у нас завязалась дружба. Сейчас мне очень помогает его сын Павел. А у меня нет понимания, что Игоря нет. Что нет тех, кто мне всегда помогал и разделял со мной свое творчество. Они все живут в этих песнях. И я рад, что доношу их людям.
Нам есть о чем поговорить с ревдинцами
— У вас такой диапазон в репертуаре. И шансон, и лирика, и что-то этакое задорное. Типа «Хали-Гали».
— Песню «Хали-Гали» мне предложил Сергей Долгополов. Была такая группа в Москве, называлась так же. И ему понравилась моя версия. Он сказал, что я очень тонко, глубоко подхожу к переосмыслению песен. А я всегда так хожу. Мне важны тексты, важна мелодичность. Конечно, сейчас музыка меняется. И я не против того, что слушает молодежь. У каждой музыки есть свой слушатель. Но мне, единственное, хочется, чтобы молодые ребята не допускали в песнях пошлость. Я до сих пор пишу под влиянием своего времени, той музыки. Например, новая композиция «Твои глаза». Про нее говорят, что она похожа на творчество «Scorpions». Может быть. Ведь я вырос на этой культуре.
— 22 ноября вы выступаете в ДК с новой программой. И, кажется, в дуэте.
— Да, это гитарист Олег Старостин. Мы с ним и раньше сотрудничали. Он работает в Театре эстрады, в группе Александра Новикова. Мы решили попробовать, и вроде интересно получилось. Мы чем-то дополняем друг друга. Круто было бы спеть с группой, но на это нужны большие возможности. Для души у меня есть коллектив, который мы делаем потихонечку. Сыровато пока получается, но интересно. В нем есть музыканты даже старше меня. Самому старшему около 66 лет. Но он очень грамотный музыкант, еще той закалки.
— Какие песни будут в программе?
— Их довольно много, примерно 22. Будут и свежие песни, и уже полюбившиеся. Наша программа называется «Есть о чем поговорить». И мне хочется, чтобы ревдинцы пришли на эту беседу. Я не могу бить себя в грудь, что это будет очень круто. Не могу судить, как исполнитель. Чтобы понять, надо увидеть и услышать. Зритель — для меня это самый важный критерий. К примеру, мы сделали концерт в Асбесте в конце сентября, о котором вы упоминали. Честно, народу было не так много, не полный зал. Но все так прошло душевно, люди уходили в хорошем состоянии. Между нами был фантастический обмен эмоциями. И я думаю, что в Ревде нам с каждым будет о чем поговорить.
Биография
Андрей Карат родился в городе Кушва Свердловской области 28 января 1968 года. В 90-х выступал с концертной программой в Киргизии, Казахстане. В 2002 выпустил первый альбом в Москве. Выступал в эфирах на телевидении и радио, в сборных концертах с группами «Лесоповал», «Песняры», «Веселые ребята» и другие. Был в ротации на «Радио Шансон».
В Москве получил медаль «Во имя жизни на Земле». Неоднократно с концертами был за границей, выступал на различных площадках в городах России. Сейчас проживает в Екатеринбурге. Занимается концертной деятельностью.
Андрей Карат примет участие в праздничной программе «Брызги шампанского», посвященной 100-летию Комсомола. Она пройдет 26 октября во Дворце культуры, начало в 19.00.
22 ноября во Дворце культуры состоится совместный музыкальный проект Андрея Карата и Олега Старостина «...Есть о чем поговорить» в рамках концертного тура Москва — Владивосток. Начало в 19.00.
Андрей АГАФОНОВ. Фото из официальной группы Андрея Карата в «Вконтакте».