Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
Знакомство с куклами Елены Свидерской для меня началось с очаровательной негритянки-балерины. В ней было столько изящества и вместе с тем озорства, что я «залипла». А увидев, что мастер живет в Ревде, конечно, напросилась в гости… Дома, где рождаются куклы, на первый взгляд, ничем особенным не отличаются. В Елениной квартире сначала видишь книги и игрушки. Она — мама троих детей. Двери в другую вселенную — двери рабочего стола-шкафа. Это как Нарния, только лучше…
«То же рисование, только объёмное»
— Елена, почему куклы? Когда и как это все случилось?
— Год назад. В январе прошлого года в интернете я нашла марафон. Что-то вроде «Найдите любимое дело». Мне кажется, у любой мамы в декрете однажды наступает дефицит самовыражения. Ты меняешь подгузники, развозишь-привозишь детей, кормишь… Подумала: возьму и пройду этот марафон! Стоит недорого и к тому же интересно.
Так я и нащупала кукольную нишу. Сначала смотрела разное... Румбоксы — кукольные домики, пошив кукольной одежды… Даже купила куклу, думая, что сейчас буду шить. Потом случайно в «Инстаграме» нашла профиль женщины, которая делает кукол из самоотвердевающего пластика. Сама лепит, одежду им шьет. Меня это так захватило, что двое суток даже спать не могла. Поняла, что вот это — мое.
Потом уже мне стало понятно, что это было органично, потому что я в куклы играла до 11 класса. Мебель делала, домики. Мне кажется, старшая сестра даже думала, что я немного не в себе. Кто-то уже с мальчиками бегает, а я прихожу домой и… начинается: гардероб современный, гардероб 19 века. Конечно, фильмы смотрела соответствующие: «Гордость и предубеждение», «Джейн Эйр». Все мое сошлось. Я ведь и портреты рисовала — знаменитостей по фото, женские лица. Здесь ведь то же рисование получается, только объемное.
— И? Вдохновившись, пошла учиться?
— Не откладывая в долгий ящик, записалась на онлайн-обучение к мастеру-кукольнику. Месяц в закрытой группе мы делали первую куклу. Потом по мере необходимости брала еще какие-то уроки. Поняла, что у моих кукол лицо не проработано, глаза не могу «поставить» — пошла к мастеру, у которой совсем другая технология лепки лица, и мне «зашло». Сейчас я работаю с пластилиновыми моделями, прохожу курс по анатомии. Сначала лепили череп, отдельные части лица: губы, глаза. После этого обучения уже могу взять болванку и понимаю, где какие косточки находятся.
«Главное, ухватить суть»
— Мастер-кукольник, получается, и врач, и швея, и историк…
— Получается, что так. Ты вроде бы стилизуешь одежду, но стилизуешь-то на основе какой-то конкретной эпохи, чтобы этот образ вызывал какой-то отклик. Например, рококо. Мне не совсем близки все эти «пирожные» и розово-голубые оттенки, но сама идея множества деталей, каких-то рюшечек-оборочек-бусинок, очень импонирует. У меня дома просто залежи бусин и бисера разных оттенков. Главное ведь ухватить суть…
— Пока не слеплено лицо, у куклы нет образа?
— Мастера, которые учат, говорят, когда у тебя достаточно мастерства, ты можешь нарисовать эскиз и слепить по нему куклу. Но пока мастерства недостаточно, как у меня, кукла сама тебя ведет. Есть изначальная идея, ты берешь болванку, лепишь лицо, и по тому, каким оно получается, складывается все остальное. У меня только одна кукла получилась такой, какой я изначально задумывала. Когда кукла собрана, начинаю обшивать. Стандартно: панталоны и нижняя юбка. Стиль такой — начало 20 века, конец 19-го. Современных кукол или этнических я не делаю. Ткани под каждую куклу конкретно не закупаю, беру из того, что есть в наличии дома.
— Чувствуется, что вы перфекционистка.
— Да. И это тоже нашло отражение в моем увлечении. Здесь это работает на все сто процентов. Начинаешь чем-то заниматься, и вокруг тебя сразу появляется особое информационное поле. Я постоянно вижу кукол. И замечаю, что где-то совершенная лепка, а где-то — упрощенный вариант, непроработанность. Мне хочется делать хорошо. Вот почему я пока не думаю о продаже [своих работ].
«Задача-минимум: не бросать»
— Пока за заказ, значит, кукол не делаете?
— Только если человек очень сильно хочет мою куклу. Например, есть женщина из Израиля, которой запали в душу мои рыжие куколки. Мне страшно, я ведь понимаю, что они неидеальны…
— Но ведь авторские изделия берут не за их идеальность…
— Наверное. Но ты, как автор и как ответственный [человек], знаешь, видишь недостатки своей работы. Всегда хочется, чтобы их было меньше.
— Первую куклу вы делали месяц, а сейчас сколько времени уходит?
— Если я работаю урывками, как сейчас, по 2-3 часа ночью, за месяц можно сделать. Если полный рабочий день… можно и двух-трех кукол создать. Видела, мастера успевают. Я участвовала в онлайн-конкурсе «История моды», хотелось себя показать, на других посмотреть. Тогда усиленно готовилась, за полтора месяца сделала двух кукол. Но я реально тогда вкладывалась. Дети, в последние дни особенно, существовали на подножном корме. Когда этим занимаешься вплотную, можно больше, быстрее. У меня пока задача-минимум — хотя бы не бросать.
— А семья как, поддерживает? Это ведь время, которое вы уделяете не им. А у вас трое детей.
— Старшему, Косте, семь, дочке Саше четыре года и младшему, Артему, полтора. Старший даже, как мне кажется, гордится мамой. Говорит, что мои куклы красивые. Дочка сначала очень рвалась мне помогать. А там такой процесс… в руку толкнут, бац, глаз «уехал». Иногда отправляю их всех куда-нибудь с папой, чтобы поработать в одиночестве.
Первую мою куклу дочь изрисовала ручкой. Честно — когда я это увидела, расплакалась. На ногах, на руках, на лице, все было исчеркано. А Саша говорит: «Мама, я так хотела ее расписать». И вот что ты тут сделаешь?! Мне помогла жидкость для снятия лака. Сейчас дети достаточно спокойно относятся к моему увлечению. Когда детали из пластика высохли, чтобы их повредить, нужно достаточно сильно их швырнуть. Старшие такого не сделают, поэтому убираю только от младшего.
«От авторской куклы ждут истории»
— Сколько кукол вы уже сделали?
— Больших, высотой около 50 см — семь. И четыре маленьких, «елочных». Они, конечно, гораздо быстрее делаются, там все упрощенно.
— Имена своим работам даете?
— С этим у меня такие проблемы! Первую свою куклу назвала, потому что она моя. Ее зовут Клара. Следующие штуки три-четыре были безымянные. Были желающие приобрести эти работы. Вторую куклу приобрела моя подруга. Я ее спросила: «Ты понимаешь, что это практически учебная работа»? А она сказала, что оплатит себестоимость, потому что нужно поддерживать начинающих мастеров. Я ей очень благодарна, она дала мне понять, что это интересно не только мне и куклы не будут пылиться на пианино, никому не нужные.
Нет, я кукол не называла, но с конкурсных рыженьких начала это делать. Потому что поняла — хозяевам трудно это делать самим. От авторской куклы они ждут «истории». Сейчас мои куклы «с сертификатом», на котором есть имя, дата изготовления, имя мастера.
— Вот мы и подошли к вопросу себестоимости. Сколько же примерно стоит кукла? Если не брать в расчет вашу работу?
— С авторской работой сложно. Если оценить месяц труда даже с учетом сокращенного рабочего дня, получится много. Я столько брать не готова. Что касается материалов, то одна кукла обходится в три тысячи. Но нужно понимать, что это будет недорогое кружево, простые ткани… Когда я начала вникать в тему, узнала, что отрез антикварного кружева на одну куколку, например, стоит две тысячи рублей. Сейчас жду такую посылку, не смогла устоять. Насматриваю. Есть возможность — беру. Соответственно, себестоимость куклы в таком платье будет уже не три, а пять тысяч… И так до бесконечности.
«Вдохновение приходит во время еды»
— Как и когда приходит вдохновение?
— Я поняла, что не могу долго не делать кукол. Мне хочется. Многое беру из кино, из книг. Рыженькие получились под влиянием сериала «Энн из зеленых крыш». Очень хотела сделать куклу по мотивам «Алых парусов» Александра Грина. Со всеми атрибутами: кораблик маленький, еще что-то… Одна из заготовок, которые вы видели, кажется, превратится в Алису в стране Чудес. Вдохновение реально приходит «во время еды». Когда что-то складывается, и ты понимаешь, что это будет классно смотреться. Там уже все, не остановишься. Самые яркие посылы у меня бывают, когда готово лицо. Если оно мне нравится, я понимаю, что кукла родится. Если лицо мне не нравится, я буду продолжать его «пилить». Это, кстати, можно делать до бесконечности. Годами. Самоотвердевающий пластик — такой материал, который можно срезать, увлажнить, прилепить по-другому… Это и хорошо, и плохо. Иногда приходится себя останавливать волевым усилием.
В этом процессе все мое: и лепка, и роспись, и шитье. Меня все вдохновляет.
— Но ведь бывает, что-то и не получается…
— Помню, на одну куколку мне от разных людей пришла обратная связь на тему глаз. Критиковали. С критикой ведь как: переработал, встал, пошел дальше, стал сильнее. Я как-то готова к этому была. Это задело, но не ранило. После этого пошла на обучение по лепке лица.
— В социальных сетях кукольное сообщество — доброе?
— Очень доброжелательное! И чем крупнее мастер, тем внимательнее он к обратной связи. Твой комментарий не останется без благодарности. Очень открытые люди. Мы всегда делимся: контактами мастер-классов, технологическими моментами… Мое основное общение происходит, конечно, в «Инстаграме».
— Какой ваш топ-5 кукольников?
— Ольга Гречко из Ростова-на-Дону. Для меня это просто идеал. Поначалу я пыталась копировать ее работы, пока не поняла, что я — это не она и у меня так не получится. Это естественный этап развития любого мастера. У ее работ много мелких деталей, каждая — идеальна. Татьяна Симукова из Ижевска, я у нее училась. Она учитель от бога, а ее работы очень нежные. Кира Кинаш — украинская кукольница, автор со своим узнаваемым стилем. Этот список постоянно пополняется.
«Посмотрим, что получится»
— О чем вы мечтаете? В профессиональном плане.
— Очень хочу попасть на кукольные выставки. Сначала в качестве зрителя. У нас в Екатеринбурге давно не было чего-то подобного. Туда привозят разного уровня работы. Многие говорят, что выставки позволяют переосмысливать многое. Кого-то возносят, кого-то — наоборот. И дарят вдохновение. Насмотренность — важная часть работы кукольника.
— Каким мастером вы себя видите завтра?
— Вариантов на самом деле много. Давно хочу попробовать запекаемый пластик, но все не решаюсь. Это, конечно, гораздо сложнее. Но у этого материала есть какая-то особенная прозрачность. «Кожа» кукольная получается, как у людей. Есть шарнирные куклы, это высший пилотаж. И — тоже один из путей, которые я для себя рассматриваю. «Портретки» еще. Мне сейчас предложили сделать одну портретную куклу, по киногерою, причем, мужскую. Я решила попробовать интереса ради. Посмотрим, что получится.
— Чтобы стать кукольником, какими чертами характера должен обладать человек?
— Усидчивостью. Умением вставать, если упал. Когда у тебя не получается, нужно сидеть и делать, сидеть и делать. Очень многие бросают все после первой неудачи. Чувство вкуса важно. Умение сочетать несочетаемое. Чувство меры приходит с опытом, как и чувство формы.
— А муж — ценитель вашего творчества? Мне кажется, куклы — что-то совсем женское.
— Он меня поддерживает делами. Не пилит за беспорядок и отсутствие ужина. Не ворчит за то, что я потратилась на очередной кусок ткани. Слова… Он скуп на комплименты, скажем так. Но он — тыл. Это гораздо серьезнее.
Беседовала Надежда ГУБАРЬ