Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
В последнее время в социальных сетях появилась интересная категория людей. Они регистрируют профиль, но ничего не пишут, не выкладывают фото, не ставят лайки, не комментируют, а подсматривают. По словам психолога Елены Главатских, подсматривание как действие свойственно детскому сознанию, в котором живут и многие взрослые. Через подсматривание эти люди учатся. Есть и другая категория — люди со скрытой агрессией, которые исподтишка в сети гадости пишут… О причинах такого поведения — наш разговор.
Не стремитесь снимать маски
— Елена, зачем человек тогда вообще идет в социальные сети? Забегая вперед — это же нормально, да?
— Конечно, нормально! Любая организация людей, ведущая к развитию, это нормально. Взять хотя бы пионерию. Только мотивация попадания в соцсети у всех разная. Категория «подсматривающих», как мы их тут окрестили, она тоже делится. Кто-то посмотрел — порадовался или ужаснулся и ушел, а кто-то начинает изливать негатив.
— Негатив — это защитная реакция или маска такая? Существует мнение, что в интернете все немножко ненастоящие…
— Да, людям свойственно прятаться за масками. Это их защитная реакция, они по-другому не могут. Мне нравится поговорка: не стремитесь снимать с людей маски, возможно, это их намордники. Принято считать, что в маленьких городах люди негативнее настроены, чем в больших. Меньше возможностей, ниже зарплата… Не нужно все сваливать на специфику маленьких городов. Чем Ревда отличается от Москвы или Екатеринбурга? Те же проблемы супругов, те же сложности в отношениях между родителями и детьми и многие другие.
— А все-таки, каких проблем больше?
— Личностных. Но у личностных проблем взрослых людей корни из детства. Потому что первый опыт каждый человек получает в семье. И те смыслы, которыми он владеет, которые вкладывает в то, что говорит, задаются в семье. Родители формируют программу жизни своего ребенка. Часто родители воспитывают детей через запрет. «Не лезь! Не трогай! Не бегай». А взамен не дают никакой альтернативы. Когда детям запрещено «хотеть» в широком смысле слова, у них формируется дефицит потребностей, ведущих к страху, боли: как душевной, так и физической. И в дальнейшем такой человек часто проявляет агрессию — скрытую или прямую.
От «я хочу» к «бери и делай»
— Если с этим не работать, то во что все потом перерастет?
— В депрессию. Ко мне обращаются молодые люди в состоянии депрессии. Без планов, без целей, без желаний, без улыбки на лице. В родительских терапевтических группах, где мы обсуждаем вопросы воспитания детей, я часто интересуюсь: «Вы родили ребенка и начали думать о том, как бы его лучше подготовить к сдаче ЕГЭ и поступлению в университет?» Собравшиеся смеются, но ведь это реальность!
— Родителям кажется, что они знают лучше.
— Это эго. Мамы, которые имеют проблемы во взаимоотношениях с ребенком, приходят ко мне со словами «я хочу, чтобы было так и никак по-другому». Только это все должен реализовать ребенок. «Я хочу» — это девиз маленького ребенка. Девиз младшего школьника — «я могу», потом начинается «надо». А во взрослой жизни — «бери и делай».
— Но ведь «бери и делай» присутствует далеко не у каждого взрослого! Давайте честно, мы боимся брать, боимся делать.
— У человека много стереотипов. Родители, готовя ребенка к жизни, не дают ему возможности получать опыт здесь и сейчас. Позвольте себе наслаждаться общением с ребенком. Если перестать его постоянно к чему-то готовить, вы научитесь воспринимать ребенка таким, какой он есть.
— Мы, родители, тоже не всегда «руководим процессом». Есть общество, бабушки-дедушки, учителя… Планку ребенку мы задаем все вместе.
— А примерно к 30 годам настигает очередной кризис с вопросом: а насколько правильно был сделан выбор? И это как раз момент осознанности. Поставленные в детстве родителями границы в будущем тяготят многих взрослых.
Душевное и физическое
— Может, агрессию в соцсети несут еще и потому, что со всех сторон зажали? А там есть возможность слить негатив и остаться неузнанным?
— Как вариант. Почувствуют короткое облегчение. Но, не осознав причину агрессии, от нее не избавиться. Накипь сняли, а ведь можно из «горшочка» вычерпать и наполнить совершенно другими смыслами и содержанием!
— Это вариант для готовых работать.
— Да. Потому что должны быть желание и четкая мотивация менять действительность.
— Улыбаться миру — тяжелая работа. Злиться гораздо проще. На тех, кто более успешен — в особенности.
— Прабабушка, мамина бабушка, прожила 101 год. Она успех понимала в значении «успевать много делать», при этом радуясь и не ощущая усталости. Человек, который никогда не читал книг по психологии. Она всегда была в хорошем настроении и физически была здоровым человеком. Наше душевное и физическое состояния связаны. А в современной медицине понимания человека как единого целого нет. Поэтому каждый специалист лечит отдельный орган. Когда болит нос — лечат нос, когда болит пятка — лечат пятку. В одной из программ о здоровье на Первом канале услышала, что испытывать физическую боль после 40 лет — это нормально. Таблетки, уколы превращают человека в зависимого от фарминдустрии.
— Я вот, например, свои болячки люблю.
— Потому что от них, от болячек этих, есть вторичная выгода. «Я болею, стало быть, я могу что-то делать или, наоборот, НЕ делать». Очень удобно, не правда ли?! Часто так поступают люди из роли жертвы, потому что считают себя недостойными получать блага. Жертв у нас много. Они любят свои болезни, свои проблемы. Им не нужен психолог, они гармоничны в этом своем мире. Но чтобы иметь то, чего у тебя никогда не было, надо делать что-то по-другому.
Где учат осознанности?
— Привычные путы еще разорвать надо. Чем старше ты становишься, тем более зашорен. Многие не умеют наслаждаться жизнью.
— Оценочные зависимости формируются в детстве. «Мне надо делать так, чтобы меня любили». Напечь пирогов, чтобы со спокойной душой позволить себе уйти к подруге… Но это ведь неправильно. Должны просто любить. Безусловно. Независимо от пирогов или веса.
— Жертвенная позиция — это где-то здесь же?
— Клиенты в состоянии жертвы мне встречаются часто. Прежде всего, надо понять: что ты и где ты. Сегодня много говорится про осознанность и это неслучайно. Осознанность — 50% решения проблемы.
— В школе осознанности не учат.
— Нигде не учат. И книгу нужную тоже еще выбрать надо. Я всегда спрашиваю тех, кто ко мне приходит: вы точно хотите получить информацию? Потому что жить в незнании — одна ответственность, а когда ты знаешь, но живешь, делая по-старому — другая. С имеющих информацию спрашивается иначе.
— Всегда хочется получить больше. Кажется, что ты уже молодец, затратился, а ожидаемого эффекта нет. И возникает вопрос: зачем я вообще все это начал?
— Я люблю задавать другой вопрос: как вам кажется, чему вы должны научиться, какой урок вы должны были извлечь через эту ситуацию, что понять? Для чего это? И тогда все встает на место: разобрал ситуацию, выводы сделал, урок усвоил, поблагодарил.
Елена Главатских
Психолог, автор книги «Найдите ключ к своему ребенку». Окончила Ревдинское медицинское училище, Уральский педагогический университет (социальная педагогика), Московский государственный открытый педагогический университет (педагог-психолог), Уральский федеральный университет (медицинский психолог). Руководила центром медико-социальной помощи детям «Подросток». Сейчас ведет частные приемы.
Задайте вопрос психологу
У вас есть вопрос к Елене Главатских? А может вы хотите, чтобы мы написали на какую-то определенную тему? Предложить тему можно, написав в личные сообщения в группы «Ревда-новости» в социальных сетях «Вконтакте», «Одноклассники» и Facebook. Не забудьте сделать пометку «Вопрос психологу».
Беседовала Надежда ГУБАРЬ