Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
Надежда МОЛКУЦ
Начиная с нынешнего сезона дублирующий состав команды «Темп-СУМЗ» будет тренировать 36-летний Александр Голубев. Еще в прошлом сезоне Александр защищал цвета баскетбольного клуба «Старый Соболь» в Нижнем Тагиле, а в этом — оказался по другую сторону площадки. Признается, что завершать игровую карьеру — не самый простой шаг для баскетболиста, но рано или поздно всем приходится «вешать кроссовки на гвоздь». Привыкший следовать наставлениям тренера, сегодня он сам наставник для трех десятков пацанов, мечтающих сделать карьеру в этом виде спорта. Напомним, что Александр Юрьевич сменил на тренерском посту воспитанника ревдинского баскетбола Сергея Евграфова, который сегодня является тренером «Темп-СУМЗ».
— Александр Юрьевич, вы родились в Калуге, свою карьеру начинали в Калининграде, последние несколько сезонов играли в Нижнем Тагиле. Как получилось, что вы оказались в Ревде?
— Я сам изъявил желание работать в вашем городе. Как профессиональный игрок, выступающий и в Высшей лиге, и в Суперлиге, неоднократно бывал в Ревде. Давно знаком с командой, немножко знаю город. Много моих друзей в разные годы играли в составе «Темп-СУМЗ». Я и сам мечтал здесь играть под руководством Бориса Георгиевича Ливанова, прекрасного тренера и просто замечательного человека. Просился года четыре, наверное, но меня не брали, видимо, как игрок я не подходил, потому что характер у меня очень своеобразный. Когда узнал, что освободилось место тренера команды ДЮБЛ, сразу же предложил свою кандидатуру, и вот теперь я здесь.
— Планируете перебираться в Ревду или будете ездить из Екатеринбурга?
— В октябре планирую переехать, так как тренировок будет очень много, ведь я занимаюсь не только с дублирующим составом, но и с юношами 2000 года рождения. Возможно, буду проводить набор мальчишек более младшего возраста. Город у вас небольшой, уютный, пробок нет, Екатеринбург рядом, поэтому в свои выходные буду ездить домой к жене и дочке. Они останутся там — у супруги работа, дочь только в этом году пошла в первый класс.
— Как оцениваете уровень ревдинских ребят, есть ли перспективные игроки?
— Мальчишек много ходит заниматься, порядка 30 человек тренируются на постоянной основе. И среди них, конечно, есть талантливые ребята, которые, если будут усиленно работать, вполне могут в будущем пополнить ряды профессиональных команд. К тому же у вас есть «Темп-СУМЗ», где, как и во многих клубах, только приветствуют, если в команде будут играть местные воспитанники. У некоторых уже видны задатки, виден уровень, который заложили в них предыдущие тренеры — Виктор Белоногов и Сергей Евграфов. Например, могу отметить Витю Сотникова, Максима Гусева, Александра Воронина.
— Какие задачи стоят перед ДЮБЛ на этот сезон?
— Задача минимум — попасть в тройку. Мы будем играть турами. Многое зависит от первого тура, который стартует в конце октября. В нашей подгруппе шесть команд, нам нужно занять с первого по третье место, чтобы уже дальше разыгрывать с 1 по 12 место. Если в тройку не войдем, то придется бороться с 13 по 30 место. Один из туров будем играть в Ревде в марте или апреле. Опять же все зависит от того, какое место займет наша команда, и в какую группу мы попадем.
— Вы тренер, у которого задача не только вывести команду на первые места, но и воспитать достойных игроков. А с чего начинался ваш путь в баскетбол?
— Мама играла в баскетбол, и меня привела в этот вид спорта к моему первому тренеру Евгению Николаевичу Сутугину. Мне тогда было 11 лет. До этого возраста я пробовал себя везде: занимался футболом, боксом, велоспортом, вольной борьбой. В боксе даже провел два боя, получил второй юношеский разряд. Потом у меня начались проблемы со здоровьем, и я понял, что это не мое. Профессиональная карьера началась в 15 лет — во время матча с дублем ЦСК в Москве меня заметил тренер Евгений Константинович Коваленко, и пригласил к себе в команду.
— Вы играли только в России?
— В первый раз я попал за границу в 23-летнем возрасте. Сезон начинал в Екатеринбурге, тогда команда называлась «Евраз», во главе стоял тренер Борис Ильич Соколовский. Я прошел с ними все сборы, а перед началом чемпионата мне сказали: «Спасибо, Александр, ты сильный игрок, но у нас играть не будешь. Зачем тебе сидеть на банке, лучше найди себе другую команду». Мой агент меня подписал в польскую команду «Олд Спайс Прушков». Так же, несколько лет спустя, я играл в Эстонии, в Талине.
— И как вам заграничная школа баскетбола?
— В Польше я был один русский в команде, также были там немцы, американцы, поляки — такая солянка. Мы каждый день тренировались так, что я приходил домой и падал. Там все на сто процентов отрабатывали свои деньги. Отношение к легионерам не такое, как в России. У нас на легионеров чуть не молятся, а там все равны. В раздевалке всегда висела распечатка со статистикой, чтобы ты знал, сколько сделал подборов, сколько раз бросил мяч, какой ты по результативности в команде.
— Наверное, это был самый запоминающийся сезон в вашей карьере?
— Каждый сезон чем-то запоминается. Например, сезон во Владивостоке запомнился тем, что налетался тогда на всю жизнь. Девять часов до Москвы, потом оттуда два часа до нужного города. И обратно тем же маршрутом. Всегда с удовольствием вспоминаю «золотое время», когда играл за БК «Арсенал Тула». С этой командой мы вышли из Суперлиги Б в Суперлигу А. Я забивал тогда очень много, был самым результативным. Команда Магнитогорска, которая никогда не выигрывала Суперлигу, когда я играл там, впервые в своей истории выиграла Суперлигу Б.
— В начале разговора вы упомянули, что ваша мама играла в баскетбол. А ваша дочь тоже пойдет по вашим стопам?
— У меня не только мама баскетболистка, но и супруга. Вера (в девичестве Шнюкова) всю свою карьеру играла за команду УГМК и до 25 лет многого добилась — она 4-кратная чемпионка России, серебряный призер чемпионата мира. И дальше могла бы завоевать еще множество регалий, но врачи запретили ей заниматься профессиональным спортом. Вопрос стоял очень жестко: хочешь ходить — бросай баскетбол. Ее мама — тоже баскетболистка, заслуженный тренер России, 4-кратная чемпионка СССР. И наша дочь, конечно же, увлечена этим видом спорта, уже полгода тренируется. Я хочу, чтобы она играла.
— Вы ее заставляете или девочка сама проявила интерес?
— Сначала она не очень охотно занималась, ходила на тренировки со слезами. Но этим летом их тренер Анастасия Тупицына вывезла всех в спортивный лагерь. Там дочь влилась в коллектив и даже не хотела потом уезжать. Теперь я вижу в ее глазах интерес, она ездит со мной на тренировки в Ревду, смотрит, как я занимаюсь с мальчишками, советует, какие им упражнения дать.
— За вашу карьеру у вас было много команд, вы тренировались под руководством специалистов различного уровня. Сегодня в своей работе на кого ориентируетесь, кто является для вас примером?
— Александр Модестович Зрячиков. Когда я впервые попал к нему, мне было 19-20 лет. Он нам так ставил защиту, что даже более сильные команды, имеющие в своем составе именитых игроков, не могли нас обыграть. Мы знали, как правильно встать, где пробежать так, чтобы мяч сам прилетел в руки. Повторюсь, что мне очень нравятся методы работы Бориса Георгиевича Ливанова. Знаю, что многие игроки сами просятся в команду, в которой он работает, чтобы тренироваться под его руководством. Из иностранцев мне интересен Дэвид Блатт, сейчас он тренирует команду Кливленда, где играет уникальный баскетболист Леброн Джеймс.
— Можно ли сказать, что вы поставили точку в своей карьере или еще вернетесь на площадку в качестве игрока?
— Карьера закончена. Обратно на площадку я уже точно не вернусь — возраст не тот, да и здоровье не позволит играть на хорошем уровне. Сейчас моя цель — воспитать себе достойную смену, расти профессионально, чтобы как можно выше подняться в тренерской карьере. Но, скажу вам честно, играть еще хочется!