Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
От проблем со здоровьем не застрахован никто, но группа инвалидности — это еще не повод отчаиваться и замыкаться в четырех стенах. О том, как и кто помогает инвалидам с трудоустройством, рассказала Виктория Рыбинцева, начальник отдела по связям с работодателями Центра занятости Ревды.
— Виктория Вячеславовна, обращаются ли к вам люди с ограниченными возможностями по здоровью?
— Конечно. В последнее время на федеральном уровне уделяется большое внимание трудоустройству инвалидов. Россия стремится к Европейским стандартам формирования доступной среды для инвалидов и реализации их права на труд. В настоящее время законодательные акты, защищающие интересы инвалидов, пересматриваются. Свердловская область попала в пилотный проект разработки новой законодательной базы с учетом реальных потребностей работников с ограничениями по здоровью и возможностей работодателей.
— Сейчас на законодательном уровне как-то помогают инвалидам обрести работу?
— По областному законодательству существует квотирование: если списочная численность работников выше 100 человек, предприятие обязано предоставлять определенное число мест для инвалидов: 2% или 3% от среднесписочной численности за вычетом работников с вредными и тяжелыми условиями труда. Есть регионы, где квотированию подлежат предприятия с численностью выше 35 человек, например, в Краснодарском крае. У нас в области пока порог остается прежним — 100 человек.
— Как часто предприятия перед вами отчитываются?
— Ежемесячно. Статья 25 Закона №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» обязывает работодателей представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, о локальных нормативных актах, содержащих сведения о рабочих местах, о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
— Какие-то особые требования к рабочим местам для инвалидов предъявляются?
— Конечно, должны быть щадящие условия. Как правило, это работа без ночных смен, без тяжелого физического труда. Обязательно в индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида указываются показания и противопоказания к трудовой деятельности.
— Сколько у нас предприятий, обязанных устраивать таких людей?
— На сегодняшний день в Ревде и Дегтярске 22 предприятия. До недавнего времени их было меньше, но после укрупнения детских садов список пополнился. У шести размер квоты составляет 2%, у остальных — 3%. Многие предприятия установленную квоту выполняют.
— Заводы тоже?
— Крупные предприятия квоты не выполняют по вполне объективным причинам. Они выделяют рабочие места для инвалидов, но не для всех они подходят в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации и абилитации.
— То есть, получается, судьба инвалида во многом зависит от того, что будут рекомендовать ему врачи?
— В принципе, да. Гражданин обращается в Центр занятости с программой реабилитации, ее выдает бюро медико-социальной экспертизы. В ней указываются рекомендуемые виды труда, показания к обучению по направлению ЦЗ.
— Сколько человек сегодня состоит на учете?
— Сорок. Меньше, чем в предыдущие годы. В среднем в течение года за содействием в трудоустройстве обращается более 100 человек, имеющих группу инвалидности.
— А есть предприятия, где работает инвалидов больше, чем установленная квота?
— Таких единицы. Это Ревдинская городская больница, Дегтярская городская больница, Водоканал, РЗ ОЦМ.
— В целом по Ревде и Дегтярску квота выполняется?
— Нет. Установленная квота 129 человек, а работает по последним отчетам 83. Нужно учитывать, что одна из причин — низкая мотивация самих инвалидов. Далеко не каждый готов идти на работу с невысокой заработной платой. Но надо понимать, что, помимо денег, это еще и коллектив, новый круг общения. Работающий человек выходит на новый уровень социализации, чувствует себя востребованным.
Наталья РАКИНА. Фото Натальи Ракиной